'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  60 просмотров

Линевич Т.И.

  


СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме синдрома эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ, которые в силу своей профессиональной деятельности нередко подвержены стрессу и эмоциональному выгоранию. Рассмотрены основные характеристики и методы профилактической работы с синдромом эмоционального выгорания   

Ключевые слова:
педагогическая деятельность, профессиональный стресс, профессиональная деструкция, эмоциональное выгорание   


УДК 37

Линевич Т.И.

студент кафедры психологии и педагогики

Амурский государственный университет

(Россия, г. Благовещенск)

 

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме синдрома эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ, которые в силу своей профессиональной деятельности нередко подвержены стрессу и эмоциональному выгоранию. Рассмотрены основные характеристики и методы профилактической работы с синдромом эмоционального выгорания.

 

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональный стресс, профессиональная деструкция, эмоциональное выгорание.

 

Педагогическая деятельность связана с повышенным эмоциональным напряжением, поэтому риск возникновения эмоционального выгорания для данной профессии особенно велик. Факторы, определяющие возникновение эмоционального выгорания учителей связаны с наличием постоянных профессиональных стрессов, которые в свою очередь приводят к истощению нервной системы, возникновению срывов и нервно-психических заболеваний.

По данным ежегодных исследования HR-компании HAYS 53 % сотрудников в 2020 году пережили эмоциональное выгорание. Еще 38 % сотрудников утверждают, что наблюдали признаки синдрома эмоционального выгорания у своих коллег. Среди педагогов до 51 % имеют собственный опыт переживания синдрома эмоционального выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога имеет существенные особенности.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует аспектами, которые провоцируют эмоциональное выгорание. Напряжённые ситуации на работе с трудными учениками, тревожными родителями, конфликтными коллегами играют большую роль. Всё вышеперечисленное потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний [2]. Человек чувствует неудовлетворённость, возникает состояние тревожности, появляется антипатия к коллегам и вспышки раздражения без поводов. Поэтапное проявление вышеописанных факторов можно проследить согласно стадиям развития синдрома эмоционального выгорания (рис.1).

 

Рис. 1. Стадии развития синдрома эмоционального выгорания

 

Для диагностики, профилактики и коррекции выгорания учителей общеобразовательного учреждения предлагается использовать методический комплекс, включающий следующие методы и формы психолого-педагогической работы. Методы диагностики выгорания, а также влияющие на его возникновение факторы могут включать (рис.2):

Рис. 2. Методы диагностики синдрома эмоционального выгорания

 

Следует отметить, что профилактические мероприятия должны направляться на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:

– сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой;

– важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;

– выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств;

– создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания.

Однако, существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость:

– использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

– освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;

– освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, само программирования;

– стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться;

– эмоциональное общение;

Мероприятия, направленные на профилактику возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются важной составляющей в работе администрации образовательного учреждения. Оптимальный климат для работы педагогического коллектива, заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, признание индивидуальности и самостоятельности специалиста – вот главные аспекты здоровой атмосферы и продуктивной работы всего образовательного учреждения и каждого педагога в отдельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Баландина И.И. Профессионализация и формирование профессионально важных качеств личности педагога / И.И. Баландина // Профессиональное развитие педагогов: теория и практика Научно-практическая конференция. – 2016. – С. 101–114. 

Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: ИИД Филинъ, 2011.

Никифорова О.А. Изучение профессионально-важных качеств педагога // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – №8. – С. 12–32.

Организационно-методические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений // НИУ «БелГУ». – Белгород: 2018.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013

 

Linevich T.I.

student of the Department of Psychology and Pedagogy

Amur State University

(Blagoveshchensk, Russia)

 

EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME OF SCHOOL TEACHERS

 

Abstract: the article is devoted to the actual problem of the burnout syndrome of teachers of secondary schools, who, due to their professional activities, are often subject to stress and emotional burnout. The main characteristics and methods of preventive work with emotional burnout syndrome are considered.

 

Keywords: pedagogical activity, professional stress, professional destruction, emotional burnout.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Линевич Т.И. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 69 - 73. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6372 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6372



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.