'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 14

Просмотры  53 просмотров

Нестеренко Н.Н.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье раскрыты некоторые теоретические основы воспитательной системы в образовательной организации: понятие «воспитательная система», ее структура, функции, этапы развития. Показано взаимодействие Российского движения школьников с воспитательной системой образовательного учреждения   

Ключевые слова:
воспитание, воспитательная система, образовательная организация, понятие РДШ   


УДК 37

Нестеренко Н.Н.

магистрант Академии психологии и педагогики

Южный Федеральный Университет

(Россия, г. Ростов-на-Дону)

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ С ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье раскрыты некоторые теоретические основы воспитательной системы в образовательной организации: понятие «воспитательная система», ее структура, функции, этапы развития. Показано взаимодействие Российского движения школьников с воспитательной системой образовательного учреждения.

 

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, образовательная организация, понятие РДШ.

 

Воспитание и социализация учащихся общеобразовательных учреждений в настоящее время является одним из приоритетных направлений образования, что и определяет актуальность поднятой темы. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [4] приоритетной задачей в воспитательной системе учащихся является развитие высоконравственной личности: разделяющей российские традиционные духовные ценности; обладающей актуальными знаниями и умениями; способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Из вышеперечисленной характеристики следует необходимость модернизации воспитательной системы. Одним из вспомогательных инструментов совершенствования данной системы можно рассмотреть Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников».

Прежде чем определить место и роль движения в воспитательной системе, необходимо вспомнить и рассмотреть теоретические основы воспитательной системы общеобразовательной организации.

Четкого и единого определения понятие «воспитательная система» не имеет. В зависимости от выбранной концепции развития под ней понимают содержание, методику и технологии воспитательной работы образовательного учреждения. Вопросы воспитательной системы поднимались и изучались разными исследователями: Л. И. Новикова, В. Л. Караковский, О. Г. Прохорова и др.

Е. И. Степанов – доктор философских наук – дает следующее определение «воспитательной системы» — это «целенаправленное управление процессом развития личности, то есть как наиболее общее понятие среди таких понятий, как обучение, воспитание, развитие» [5].

Российский ученый, профессор педагогики В. С. Кукушин рассматривает воспитательную систему как «группу компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности» [2].

Воспитательная система общеобразовательной организации – школы имеет сложную структуру (по Л. Н. Новиковой): цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров субъекта деятельности, ее организующей и в ней участвующий; отношения, зарождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы [7].

Выделяют три основные функции воспитательной системы: интегрирующая (соединяет в единое целое воспитательные воздействия); регулирующая (управляет педагогическими процессами); развивающая (обеспечивает динамику системы, выражаясь в ее развитии, обновлении и совершенствовании). Сейчас стали выделять также функции защиты, корректировки и компенсации [1].

Развиваясь, любая воспитательная система проходит определенные этапы, незнание которых не позволит прогнозировать дальнейшее ее развитие и осуществлять управление. Управление системой имеет свои особенности, включающие основные функции.

Воспитательная система школы проходит четыре этапа развития: становление системы, отработка системы, окончательное оформление системы, перестройка воспитательной системы.

На современном уровне развития теории и практики выделяют гуманистические воспитательные системы.

Примеры воспитательных систем: Вальдорфские школы; воспитательная система школ глобального образования; воспитательная система «справедливое сообщество»; воспитательная система общей заботы; гуманистическая воспитательная система современной массовой школы и др. Каждая из систем построена на своих принципах, являясь по-своему полезной.

Управление воспитательной системой происходит как внутри школы, так и вне ее. В первом случае управление осуществляется со стороны органов народного образования с целью создания условий. Благоприятных для возникновения, развития и совершенствования воспитательной системы школы. Во втором – это организация совместной деятельности и общения учащихся и корректировка отношений, возникающих в детской среде.

Основные функции по управлению деятельностью воспитательной системы школы лежат на заместителе директора по воспитательной работе, главного педагога-воспитателя, организующего и направляющего воспитательную деятельность взрослых и внеурочную деятельность детей.

Воспитательная система развивается гораздо быстрее, чем другие социальные системы. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. Это объясняется быстрой сменой поколений детей в воспитательном учреждении, каждое из которых «должно ощущать себя субъектом развития системы», то есть вносить в нее что-то новое.

Все это, а также вышесказанное, приводит к необходимости модернизации воспитательной системы общеобразовательной организации. Далее мы рассмотрим такой воспитательный механизм, взаимодействующий с общеобразовательной организацией, как Российское движение школьников (РДШ). А также ответим на следующие вопросы: «Что такое РДШ? Как РДШ взаимодействует с воспитательной системой школы? Какое место занимает движение в воспитательной системе?».

Российское движение школьников – общероссийская общественно-юношеская государственная детско-юношеская организация, которая была образована 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ №536 [6]. В мае 2016 года состоялся первый съезд движения на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. Цель – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Детско-юношеская организация имеет устав, эмблему, гимн. Движение имеет четыре направления: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое направление, информационно-медийное направление [3].

Стоит отметить, что на официальном сайте Российского движения школьников можно в полной мере ознакомиться с определением этого понятия, с его структурой, главными документами, контактами; получить ответы на любые интересующие вопросы; узнать последние новости, а самое главное – можно узнать порядок вступления в движение.

Взаимодействие РДШ и общеобразовательной организации (школы) рассматривается как отношения субъектов воспитательной системы и школы. Инициировать создание движения в организации может как педагог, так и учащийся. Такой педагог станет куратором движения, создав детский актив. Все вместе они будут создавать новые идеи, реализация которых приведет к развитию воспитательной системы образовательной организации.

Вышеприведенные направления движения согласуются с направлениями программы воспитания и социализации школы, а значит, и с программой воспитательной работы класса. РДШ проводит различные мероприятия (акции, конкурсы, проекты), которые формируют личностные результаты образования учащихся, в том числе базовые национальные ценности, необходимые для реализации приоритетной задачи в воспитательной системе.

Такие мероприятия также могут быть включены в содержательный компонент программ внеурочной деятельности обучающихся.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [8] дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть интегрированы с основными образовательными программами общего образования. Благодаря этому создаются условия для приобщения обучающихся к общественной деятельности и участия в детско-юношеских организациях и движениях, в том числе и Российском движении школьников.

Рассмотрим опыт взаимодействия РДШ с общеобразовательной организацией, а именно МАОУ «Юридическая гимназия №9 им. М.М. Сперанского» г. Ростов-на-Дону.

Как отмечалось ранее Российское движение школьников существует с 2015 года. Именно в этот год учитель права и обществознания, педагог-организатор гимназии, на данный момент еще и куратор РДШ, и гимназист приняли участие в учредительном совете движения в Москве. Тогда гимназия вошла в 200 первых пилотных образовательных учреждений, в которых существовало РДШ.

В 2016 году стали появляться региональные отделения движения. В этот год гимназия официально стала первичным отделением Российского движения школьников.

Из четырёх направлений движения в гимназии наиболее развиты такие направления, как гражданская активность и личностное развитие. Такой факт скорее всего обусловлен направленностью самой гимназии.

На официальном сайте зарегистрировано 30 гимназистов, среди которых 10 активистов. Получить звание последних можно лишь со временем, показав себя активным участником движения. Вступить в движение и зарегистрироваться на официальном сайте может любой учащийся в возрасте от 8 до 18 лет, а также родители и педагоги.

Ежегодно, еженедельно Российское движение школьников проводит множество мероприятий, акций, конкурсов, в которых активное участие принимают как активисты движения гимназии, так и члены движения. Например, гимназисты выделяют «Армейский чемоданчик» - всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, «Всероссийский урок первой помощи». Некоторые мероприятия в рамках движения активисты во главе с куратором разрабатывают и осуществляют самостоятельно.

Наиболее ярким и запоминающимся мероприятием в 2019-2020 годах гимназисты отметили всероссийский конкурс проектов активистов движения – «Территория самоуправления». Заявку на участие гимназия подала в 2019 году и сам проект продолжался до 2020 года. Конкурс проходил в три этапа: городской, областной и федеральный. Первые два этапа в итоге были объединены. Хочу отметить, что один из гимназистов являлся также представителем жюри данного этапа. Активисты гимназии разработали и защитили проект «Час семьи», направленный на сохранение семейных ценностей. Выступив на первых двух этапах, гимназисты попали на федеральный уровень мероприятия. На последнем этапе была дистанционная защита в Zoom перед представителями жюри, в том числе известных коучеров. Активисты успешно защитили проект и вошли в 15 победителей конкурса со всех российских общеобразовательных учреждений. Все победители были награждены грамотами государственного образца и подарками.

Беседуя с гимназистами-активистами, стало очевидно, что участие в Российском движении школьников открыло новые возможности для личностной самореализации и развития навыков в командной работе. Сами гимназисты отметили, что им нравятся новые формы деятельности и впереди у них еще много новых возможностей. Самое главное, что выделил активист – это опыт, который он получает от такой деятельности.

Таким образом, опираясь на современные задачи воспитательной системы, ее теоретические основы, формирующиеся поколениями различных ученых-исследователей, а также на современный опыт общеобразовательных организаций, можно сказать, что Российское движение школьников занимает далеко не последнее место в воспитательной системе образовательного учреждения. Оно является вспомогательным, но важным инструментом в развитии и совершенствовании воспитательной системы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Караковский В. А., Новикова Л. Н., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.

Кукушин В. С. Теория и методика воспитания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Официальный сайт Российского движения школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://рдш.рф/ (дата обращения: 06.11.2022).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р (garant.ru) (дата обращения: 06.11.2022).

Степанов Е. И. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 2 ноября 2015 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) (дата обращения: 06.11.2022).

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Н.Л. Новиковой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 06.11.2022).

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Нестеренко Н.Н. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 74 - 81. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6373 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6373



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.