'
Швец М.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
проблема математического развития дошкольников и школьников начального звена является одной из самых актуальных, так как развитие у детей математических способностей является включение его в современный мир техники и технологий. Развитие таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, креативность, любознательность имеет важное значение для дальнейшего формирования способностей ребенка. Хорошая математическая подготовка позволяет глубже понимать и изучать все остальные области жизни. Цель статьи рассказать об актуальности создания образовательного центра дополнительного математического образования для детей дошкольного и начального школьного возраста, о принципах его функционирования
Ключевые слова:
математические способности, образовательный центр
УДК 37
Швец М.В.
студентка 3 курса магистратуры «Управление образованием»
Институт образования
Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта
(Россия, г. Калининград)
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: проблема математического развития дошкольников и школьников начального звена является одной из самых актуальных, так как развитие у детей математических способностей является включение его в современный мир техники и технологий. Развитие таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, креативность, любознательность имеет важное значение для дальнейшего формирования способностей ребенка. Хорошая математическая подготовка позволяет глубже понимать и изучать все остальные области жизни. Цель статьи рассказать об актуальности создания образовательного центра дополнительного математического образования для детей дошкольного и начального школьного возраста, о принципах его функционирования.
Ключевые слова: математические способности, образовательный центр.
«Величие человека – в его способности мыслить»
© Б. Паскаль
В настоящее время развитие математических способностей детей находится во внимания многих педагогов-исследователей. Конечно, это важное направление педагогической науки, так как успех общества во многом зависит от потенциала подрастающего поколения. Идеи о создании школ с углублённым изучением математики появились давно, и первые такие школы были созданы в 1963 году в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве. Одним из первых мысль о создании специализированных физико-математических школ (ФМШ) сформулировал нобелевский лауреат академик Н.Н. Семёнов в статье, опубликованной в октябре 1958 года в газете «Правда». Из стен ФМШ вышли многие известные учёные, преподаватели и инженеры. Сейчас можно подводить итоги и оценивать результаты и серьезно говорить о том, насколько повлияла учёба в физико-математической школе на их жизненный путь.
В наше время каждый образовательный центр может найти свой индивидуальный образ, который будет привлекать внимание детей и родителей. Если центр динамично развивается, и стремится к предоставлению востребованных образовательных услуг, то он имеет все шансы стать конкурентоспособным в соответствующем сегменте рынка. Конечно, говоря о качестве образования, нужно иметь ввиду, в первую очередь, содержание образовательных программ и применение инновационных методов и технологий обучения. Для активно развивающихся детей необходима большая вариативность содержания, возможность углубленного изучения дисциплин или их конкретных разделов, а также возможность построения индивидуальных образовательных траекторий. В ряду многочисленных факторов, влияющих на выбор родителями конкретных программ дошкольного образования, преобладают предлагаемый образовательный контент и предлагаемые формы образовательного взаимодействия с детьми, а также репутация как всего образовательного центра, так и работающих в нем преподавателей. В исследованиях, значительное внимание уделяется тем показателям, которые влияют на качество образовательного процесса: количество детей в группе, профессиональный уровень учителей, содержание образовательной программы, качество условий, внимание к потребностям ребёнка, ориентация процесса обучения на личностное развитие ребёнка.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе дошкольного образования и воспитания.
Основная цель настоящей статьи рассказать об актуальности создания образовательного центра дополнительного математического образования для детей дошкольного и начального школьного возраста, о принципах его функционирования.
Говоря о изменениях системы дополнительного образования, нельзя не отметить активный рост негосударственного сектора. С появлением возможности для бизнеса в сфере дополнительного образования основными стали центры развития ребёнка. В результате изучения вопроса можно выделить следующие конкурентные преимущества негосударственных организаций.
Возрастные особенности при формировании математической способности связаны как с организацией мышления и восприятия в разных возрастах, со спецификой ведущей деятельности и социальной ситуации развития, так и с ожиданиями по отношению к образовательным результатам. В дошкольном возрасте основное содержание - освоение объективного мира как мира человеческих отношений, правил, в том числе как игровых сюжетов. Объективные законы ещё не различены с социальными конвенциями. Правила счёта, законы формы, симметрии, пропорций, равновесия воспринимаются как правила игры, ролевой и предметной. Задача освоения научного знания в этом возрасте ставиться не может. Важно удержать детскую любознательность, наполнить опыт не только впечатлениями, но и основными объективными закономерностями, в том числе позволяющими решать элементарные практические задачи.
Главный принцип в умение решать задачи по математике – это умение создавать идею решения этой задачи. Если мы знаем, как решать задачу, то можно сказать цель достигнута и остаётся лишь вычислительная часть. В этом и заключается сложность: не зная, как решать найти способ решения. К сожалению, для многих людей существует убеждение, что есть те, кто склонен к математике и нет. Поэтому основная педагогическая задача математического центра будет заключатся в убеждение ребёнка в его уникальности, в его способности без ограничений. Ведь талант, одаренность ребёнка - это особое состояние, которое обычному человеку бывает даже неизвестно. Так же важно поймать интерес ребёнка и зародить в нем мотивацию без оценок и контроля знаний. Поэтому сколько бы мы не говорили об инновационных технологиях, они никогда не заменят личность учителя. Обучение всегда сопровождается воспитанием и личность учителя в образовательном процессе является ключевой. Именно он стимулирует обучающихся, развивает мотивацию к серьезному овладению знаний, воспитывает трудолюбие и настойчивость, учит преодолевать трудности и проявлять волю при достижении цели. И это секрет в обучение. Ведь если ребёнок одарён многими выдающимися качествами, но у него нет энергии и воли достигать результата, то и результат может не получится. Внутренняя сила – основа всех самостоятельных действий человека, ее нужно воспитывать и культивировать. Вот почему так важен эмоциональный контакт ребёнка и преподавателя, его одобрение и поддержка.
В математическом центре ребёнок получит большое количество задач, часть из которых выходят за пределы школьной программы. Среди них он выберет то, что больше всего его заинтересует лично и на этом этапе начнётся его развитие положительного отношения к математике. Так в статье Т. П. Кучер [2], кандидата педагогических наук и доцента кафедры «Теория и методика начального и дошкольного образования» рассмотрено решение проблемы развития положительного отношения к учению учащихся начальных классов на уроках математики с применением задач экономического содержания. Так развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами «Хватит ли?», «Что выгоднее?» и т.д. О. Н. Жиленкова, С. А. Скворцова в своих статьях формулируют вывод, что систематическое решение задач на уроках математики в начальных классах поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом. Н. И. Коршунова, В. С. Плясунов в своём исследование выявили, что решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас и способствует развитию качеств личности в условиях рыночной экономике [3]
Часто у детей складывается сложность в решение задач из-за неумения хорошо читать и понимать текст. Решить эту проблему нам позволяет наглядные задачи, они способствуют избежать этих трудностей. Ведь обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, а гораздо сложнее и важнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для полезного участия в жизни общества. Представление о наглядности значительно углубилось и изменилось за последние десятилетия: достаточно назвать формулу наглядности В. Г. Болтенского - «изоморфизм плюс простота», подход А. Н. Леонтьева, по мнению которого наглядность должна служить внешней опорой внутренних действий, совершаемых учащимися. Нужно так же отметить, что наглядные задачи вызывают эмоциональный отклик у детей, а также воспитывают образное мышление. Если проанализировать программу по математике 5-6 классов, то видно, что геометрии очень мало, отсутствует логичность ее изложения. Хотя формирование геометрического воображения и пространственных представлений приходится на младший подростковый возраст.
Обучение в школе построено на шаблонах, поэтому дети, столкнувшись с новыми заданиями, пытаются подвести ее под знакомый алгоритм, что в принципе неправильно, это не даёт ребёнку формировать свои идеи и увидеть другие варианты решений. Поэтому в математическом центре не будут давать решение задач, а дадут возможность ребёнку самому столкнуться с ситуацией поиска решения. Формировать привычки выдвигать идеи, а не подводить под готовый алгоритм.
Иногда можно столкнуться с тем, что ребёнок не хочет заниматься математикой, то в таком случае игровая форма ведения урока позволяет не только эмоционально включится, но и подвигаться и переключится. Ведь главная задача использования игровой формы обучения – осуществить более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний; стереть болезненную реакцию учащихся на неудачные ответы; процесс обучения становится более деликатным. Также обучение в игровой форме позволяет научить характеризовать, сравнивать, распознавать, применять, обосновывать. В форме игры ребёнок может сам придумывать задачу и предложить учителю для решения, такая игра еще больше приводит к интересу к математике. Возникновение интереса к математике у большинства учащихся зависит от методики ее преподавания, от того, как была построена учебная работа. Мониторинг показывает, что применение игры и игровых ситуаций улучшает качество знаний и интерес к предмету, позволяет лучше усваивать сложный материал.
Как бы не формировались классы в школах, всегда будет лидер и отстающий. Но когда главная задача стоит в том, чтобы дать ребёнку разнообразные задачи, а не преподавать тему, возраст не имеет значение. Неординарное мышление младших помогает старшим, дети более любопытны и любознательны, а маленькие чувствуют себя более уверенно, решая задачи со старшими. Дети в основном учатся друг у друга. Если создана благоприятная атмосфера для общения и передачи знаний и опыта между учащимися, то обучение и воспитание идут более успешно. Умение работать в группах формирует у ребёнка коммуникабельность – востребованное качество в жизни.
С течением времени мир меняется, меняются дети, их возможности и интересы, а значит пришло время и изменить подход к их обучению. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, чтобы он мог почувствовать удивление и любопытство, преодолевал трудности и почувствовал свой маленький большой успех, необходимо выбрать методы, приемы, средства, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития логико-математических способностей детей дошкольного и начального школьного возраста. Целесообразность создание математического центра, где будет проходить целенаправленная и систематическая работа с детьми очевидна. Математический центр выполнит важную функцию подготовки детей к школе, так как насколько будет подготовлен ребёнок зависит его успешность дальнейшего обучения. Развитие мышления ребёнка влияет и на его воспитание, на развитие положительных черт характера, на потребность к развитию своих хороших качеств: работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль, интерес, желание учится и много знать. В заключение работы хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
С. Г. Косарецкий, И. Д. Фрумина Дополнительное образование детей в России // изд. дом высшей школы экономики, 2019 с.120-140.
Коршунова Н. И., Плясунов В. С., Математика в экономике // Вита – пресс, 1996.
Кучер Т. П., Пустовалова В. Г. Влияние решение задач экономического содержания на уроках математики на развитие положительного отношения к учению учащихся начальных классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология.
Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1
Ссылка для цитирования:
Швец М.В. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 92 - 100. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6375 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*