'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 17

Просмотры  56 просмотров

Аиткужина А.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ (В СУБЪЕКТЕ РФ) *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены острые многолетние проблемы правового регулирования деятельности управляющих компаний в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах системно-деятельностным и формально-юридическим методами, а так же предложены пути решения, обладающие практической ценностью   

Ключевые слова:
управляющая компания, многоквартиный дом, собственники помещений, лицензия на управления многоквартирными домами, жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации, коммунальные ресурсы   


УДК 34

Аиткужина А.А.

магистрант кафедры гражданского права института права,

III курс, заочное отделение

Башкирский государственный университет

(г. Уфа, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ

В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ

УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ ПОМЕЩЕНИЙ

В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ (В СУБЪЕКТЕ РФ)

 

Аннотация: в статье рассмотрены острые многолетние проблемы правового регулирования деятельности управляющих компаний в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах системно-деятельностным и формально-юридическим методами, а так же предложены пути решения, обладающие практической ценностью.

Ключевые слова: управляющая компания, многоквартиный дом, собственники помещений, лицензия на управления многоквартирными домами, жилищно-коммунальные услуги, ресурсоснабжающие организации, коммунальные ресурсы.

 

Правовое регулирование деятельности управляющих компаний в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме на сегодняшний день является актуальной проблемой в сфере законодательства. Если на одной чаше весов перед законодателем стоит задача обеспечения эффективного управления таким технически и инженерно сложным объектом как многоквартирный дом, направленная на обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, в том числе на надлежащее содержание общего имущества и предоставление качественных коммунальных услуг, то на другой – недопущения полного тоталитаризма со стороны государства на управляющие компании, являющиеся по своей природе коммерческими организациями, учрежденные для целей извлечения прибыли.

Деятельность управляющих компаний является достаточно специфической. Сфера жилищно-коммунального хозяйства отличается тем, что имеется потенциальная возможность одновременного нанесения имущественного ущерба, причинения вреда жизни и здоровью широкому кругу лиц, следовательно - к предоставлению услуг должны допускаться только те компании и организации, которые в полной мере будут отвечать законодательно закрепленным требованиям, наличием лицензии.

Исходя из данного подхода, с сентября 2014 года действует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-фз "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который постановил необходимость обязательного лицензирования компаний, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами. На сегодняшний день управляющие организации несут ответственность за нарушение законодательства относительно правил осуществления предпринимательской деятельности, при наличии соответствующей лицензии (в том числе, за осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами без лицензии). Внедрение и проведение лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, позволило заранее предупреждать и пресекать нарушения в деятельности управляющих компаний - в случае выявления нарушений для управляющих компаний применяются меры административного воздействия.

Помимо лицензионных требований, правовое регулирование деятельности управляющих компаний осуществляется в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также ряда нормативных актов, затрагивающие широкий спектр вопросов и строящиеся в различных плоскостях: от особенностей лицензирования деятельности управляющих организаций до отношений управляющей компании с собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями.

Зачастую, чаша весов перевешивается в процессе преследования законодателем целей защиты интересов граждан – потребителей, где управляющая компания невольно остается заложником ситуации:

Во-первых, в отношениях с поставщиками ресурсов. Управляющие компании, получая ресурсы, обязуются оплачивать их в полном объеме и в установленный срок, тогда как не все собственники помещений, как раз-таки являющиеся конечными потребителями, не торопятся вносить оплату своевременно. Несвоевременная оплата принятых ресурсов управляющей компанией грозит отключением коммунальных ресурсов что ведет к штрафным санкциям со стороны надзорных органов, так как нарушает права добросовестных собственников с одной стороны, а с другой стороны – финансовыми потерями в связи с разницей в начислении пеней, применяемые для управляющих компаний и собственников. Дополнительной мерой воздействия выступает факт наличия у лицензиата признанной им или подтверждённой судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств за который является основанием для лишения лицензии управляющей компании.

Решением в данном вопросе может стать: заключение прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями с правообладателями жилых помещений многоквартирных домов, где ответственность за задолженность будет лежать только на правообладателе помещения. Однако во всех случаях собственники смогут перейти на прямые договоры ресурсоснабжения, к примеру – в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами и крышными котельными.

Во-вторых, управляющие компании подвергаются многочисленным проверкам регулирующих органов, зачастую - по инициативе и жалобам жителей. Существует тенденция одновременно повышенного уровня интереса подачи таких жалоб и отсутствия необходимой инициативы, выражающейся в игнорировании общих собраний собственников, созываемые для обсуждения вопросов и принятия решений о благоустройстве и содержании общего имущества в доме, утверждения тарифа для выполнения данных работ. Большинство работ, предписанных в нормативных актах, регулирующие жилищно-коммунальные отношения, управляющие компании обязаны выполнить «здесь и сейчас», при этом финансово остаются зависимыми от решения и инициативы собственников помещений в многоквартирном доме – своевременного внесения оплат и утверждения тарифа на необходимом уровне, который позволит адаптироваться под рост цен в современных реалиях и т.д. К сожалению, рост цен наблюдается во всех сферах, при этом: граждане хотят есть хлеб – оплачивают по цене продавца и только после совершения покупки употребляют в пищу; хотят жить в тепле, умываться теплой водой – оплачивают объем потребленных коммунальных ресурсов по тарифам, утвержденным Государственным комитетом по тарифам (к тому же, индексируемым в среднем 2 раза в год); а доход управляющей организации также зависит не только от качества предоставляемых ею услуг и выполняемых работ, умения организовать бизнес-процессы, но и от организованности и ответственности собственников помещений во вверенном ей доме. Ведь тарифы управляющей компании на содержание жилья согласовываются именно собственниками на общем собрании.

Тем самым, очевидна необходимость совершенствования правоотношений по управлению многоквартирными домами, путем совершенствования законодательства, а также выработки ряда рекомендаций для правоприменительной практики по вопросам деятельности управляющих организаций. В современных условиях особую важность приобретает создание комплексного подхода к правовому регулированию деятельности управляющих организаций, необходимо проведение реформы в системе правового регулирования управляющих организаций на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Общественные организации граждан и государственные ассоциации управляющих организаций могут стать движущей силой реформ, создание взаимообмена информацией и внутри этих групп позволит создать наилучшие условия для реализации правового регулирования управляющих организаций.

Кроме того, важным является разработка и принятие правовых норм, задачей которых будет защита управляющих организаций от административного давления. Именно при создании данных условий станет возможным создание полноценного эффективного механизма правового регулирования управляющих организаций в Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // «Российская газета», № 1, 12.01.2005.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О теплоснабжении» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, « 31, ст. 4159.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7358.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 13.10.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

Плаксин, А.В. Деятельность государственных и муниципальных организаций на рынке жилищно-коммунального хозяйства как фактор устранения конкуренции и причины роста тарифов на коммунальные ресурсы / А.В. Плаксин // Международный научный журнал «Синергия наук». – 2019.[Электронный ресурс] – URL: http://synergy-journal.ru/archive/article3410.

Крашенинников П.В. Жилищное право. 12-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2020. 432 с.

Николюкин С. В. Жилищное право. Практикум. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2018. 276 с.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Аиткужина А.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ (В СУБЪЕКТЕ РФ) // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 101 - 106. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6376 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6376



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.