'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 19

Просмотры  143 просмотров

Бездуганова А.А.

  


ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ *

  


Аннотация:
данная статья основана на изучении источников и форм права на постклассической научной парадигме. В частности, исходя из антрополого-правовой методологии и концепции интегративизма, источник права рассматривается широко, как силы и факторы, создающие право во всем его многообразии   

Ключевые слова:
источник права, форма права, антрополого-правовая методология, правовая реальность, правовое поведение, постклассическая парадигма, позитивное право, социальное право, нормативный правовой акт   


УДК 34

Бездуганова А.А.

студентка 3 курса заочной формы обучения

Направление подготовки «Эксперт по теории права и

юридическим процедурам»

Ростовский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

(Россия, г. Ростов-на-Дону)

 

ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА

В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ

 

Аннотация: данная статья основана на изучении источников и форм права на постклассической научной парадигме. В частности, исходя из антрополого-правовой методологии и концепции интегративизма, источник права рассматривается широко, как силы и факторы, создающие право во всем его многообразии.

 

Ключевые слова: источник права, форма права, антрополого-правовая методология, правовая реальность, правовое поведение, постклассическая парадигма, позитивное право, социальное право, нормативный правовой акт.

 

На сегодняшний день весьма актуальны комплексные, многогранные правовые исследования, объектом которых является не только само право, правовая система, даже правовая система, но и вся правовая сфера в ее многоаспектности. Для обозначения такого видения права и правовых явлений используется категория правовой реальности. По существу, рассмотрение правовых явлений с позиции многообразия правовой действительности представляет собой определенный методологический подход, который, с нашей точки зрения, представляется весьма плодотворным, поскольку позволяет взглянуть на уже разработанные в юридической науке явления с совершенно новые позиции и, тем самым, приходят к выводам, отличным от тех, которые казались незыблемыми в судебной практике на протяжении достаточно длительного периода времени [1, с. 31-60].

В рамках социокультурно-антропологического подхода к изучению права последнее рассматривается прежде всего как социальное явление [3, с. 78]. В связи с этим право можно определить как социальный конструкт, который в целом предопределен сложившимися социокультурными условиями развития общества.

При этом большое внимание уделяется ценностным аспектам правового регулирования. Человек сам создает право, а также реализует его, будучи непосредственно включенным в правовую реальность. Несмотря на существенную объективную составляющую правовых явлений, правовая реальность не может рассматриваться вне контекста внутренних, психических отношений субъекта (субъектов) к юридическим явлениям. Таким образом, закон можно рассматривать как явление, зависящее от формирующихся в массовом сознании представлений об определенных закономерностях (стереотипах) поведения.

В последние десятилетия все более авторитетной становится интегративная концепция правопонимания, которая, пусть и в разных прочтениях, тем не менее утверждает невозможность выделения сущностных признаков права исключительно на основании одного, пусть авторитетного и распространенного явления (будь то только законодательство, или только установившиеся общественные отношения, или только человеческое сознание). Как отмечалось, в рамках интегративизма целесообразно выделение «неформальных» источников права (социальных, политических) [4, с. 7].

Интегративная концепция также близка антропологическим и правовым научным исследованиям именно в силу допущения многообразия правового бытия. Ученые справедливо отмечают, что в основе интегративного правопонимания лежит синтез наиболее существенных аспектов или методологий естественно-правовой, нормативной и социологической концепций правопонимания. Это созвучно идее рассмотрения блоков позитивного, естественного и обычного права в праве.

Исходя из используемого методологического подхода, в качестве источников права могут выступать следующие явления. функциональные – интересы и потребности людей (социально-экономические, политические и культурные условия жизни личности, местного сообщества и общества в целом); аксиологические – правовые и иные социальные традиции, правовые и иные социальные ценности (правовая культура общества или местных сообществ); интеллектуально-психологического характера – ментальные представления о правовом поведении, общественном сознании (правосознание в широком смысле, включающее правовое мышление и правосознание); вид деятельности - деятельность компетентных государственных органов и в делегированных и допустимых государством пределах общественных организаций по созданию проектов нормативных правовых актов; состоящая в сочетании деятельности и совокупного опыта ее осуществления - судебной практики; социально-регуляторный тип – религиозные, нравственные, корпоративные и другие социальные нормы; доктринальные компоненты – правовые принципы, сложившиеся в данной правовой системе или инкорпорированные в нее в результате различных форм правового заимствования, религиозного или правового учения (официального или научного).

Особого внимания требуют формы международного права, имеющие существенные отличия от форм национального права той или иной страны. Поскольку, согласно Конституции Российской Федерации (пункт 4 статьи 15), «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», нельзя не упомянуть что, на наш взгляд, к формам международного права можно отнести международные договоры и правовые акты международных организаций, носящие нормативный характер. Что же касается принципов и обычаев в международном праве, то по аналогии с вышеизложенными суждениями позволим отнести их к источникам международного права.

Нормы международного права, указанные в статье 15 Конституции Российской Федерации, не могут быть отнесены ни к формам, ни к источникам международного права, являясь первичными ячейками нормативного массива.

При этом необходимо различать межгосударственное международное право, постулаты которого содержатся в формальных документах, и наднациональное международное право. все права, которые по существу действуют как принципы. В силу сверхпозитивного характера этих принципов наднациональное международное право может быть соотнесено с естественным правом в объективном смысле. Однако это будет естественный закон второго порядка (производный) [2, с. 208-211]. В отличие от классического (абсолютного) естественного права, производное право может существовать только в вербализованных формах.

Если юридическая сила абсолютного естественного права вытекает из его естественного характера и соответствия разумной природе человека, то действие производного естественного права определяется его включением в форму права как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Источники права являются обязательным компонентом правовой действительности. Как и правовая действительность в целом, они носят смешанный, объективно-субъективный характер, так как они имеют разную основу (психическую, деятельностную, ценностную) и находятся под влиянием объективных и субъективных факторов. Ситуация с источниками права имеет конкретно-исторический характер и социально и культурно детерминирована.

Правовое поведение является наиболее устойчивым уровнем правовой действительности. Он служит основным элементом механизма обратной связи между обществом и государством, между реальной юридической практикой и официальными государственными установками. Именно правовое поведение, наряду, разумеется, с механизмом правовой реализации, может легитимировать позитивное право, сделать его социально авторитетным.

Степень распространения тех или иных форм поведения является сигналом управляющей системе в лице государства о необходимости сохранения или изменения норм позитивного права с учетом национальных правовых традиций и правовых ценностей. Кроме того, само правовое поведение может формироваться как саморегулирующаяся система, опирающаяся на разнообразные источники права данного общества.

Таким образом, необходимо различать источники права как силы, создающие право; формы существования и развития источников права (социальные явления и процессы, обеспечивающие рождение тех или иных правовых институтов) и формы выражения права (формы права), представляющие собой непосредственно внешне выраженные явления, единство информации носитель (документы и т.п.) и юридическое содержание (нормы, выраженные в этих документах и т.п.), т. е. некоторый конечный результат преобразования юридической информации в текст, указанный на носителе. Источники права присутствуют на всех уровнях правовой действительности, они многообразны, объективно-субъективны, проявляются в разных правовых практиках, позволяют формировать ниши правового регулирования параллельно с позитивным правом, иногда даже в противоречии с последним. К источникам права относятся различные явления - функционального характера, аксиологического плана, интеллектуально-психологического характера, деятельностного и социально-регулятивного типа, доктринальные компоненты. Эффективность форм права во многом зависит от соответствия их содержания реальным источникам права.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Голубева Л.А. Конституция как источник права и как форма права // Журнал правовых и экономических исследований - 2014г. №4.

Карев Д.А., Логинов В.С. Проблемы взаимосвязи источников и форм права // Актуальные проблемы правоведения - 2019г. №2.

Мирошник С.В. Источник права и форма права: соотношение понятий // Пробелы в российском законодательстве - 2013г. №5.

Спирин М.Ю. Соотношение истока права, источника права и формы права с позиции волевой концепции правообразования // Юридический вестник Самарского университета - 2018г. №1.

Шабуров А.С. Форма и источник права: проблемы соотношения // Вестник Курганского государственного университета. Серия Гуманитарные науки - 2006г. №7.

 

Bezduganova A.A.

3rd year student of correspondence education

Direction of training "Expert in the theory of law

and legal procedures"

Rostov Institute (branch)

RPA of Ministry of Justice of Russia

(Russia, Rostov-on-Don)

 

SOURCES & FORMS OF LAW IN MODERN LEGAL SYSTEMS

 

Abstract: this article is based on the study of sources and forms of law on the postclassical scientific paradigm. In particular, based on the anthropological and legal methodology and the concept of integrativism, the source of law is widely considered as the forces and factors that create law in all its diversity.

 

Keywords: source of law, form of law, anthropological methodology, legal reality, legal behavior, postclassical paradigm, positive law, social law, normative legal act.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бездуганова А.А. ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 112 - 117. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6378 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6378



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.