'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 34

Просмотры  46 просмотров

Шилишпанова Л.А.

  


МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ *

  


Аннотация:
в настоящей статье рассматриваются некоторые меры пресечения в уголовном законодательстве Российской Федерации. Осуществление анализа содержания следующих мер, в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, залога, домашнего ареста, и заключение под стражу, и общее применения мер пресечения в современных условиях   

Ключевые слова:
конституция, мера пресечения, защита прав, правоохранительные органы   


УДК 34

Шилишпанова Л.А.

студентка 2 группы ЗПЛвРП

Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

 

МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ

УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются некоторые меры пресечения в уголовном законодательстве Российской Федерации. Осуществление анализа содержания следующих мер, в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, залога, домашнего ареста, и заключение под стражу, и общее применения мер пресечения в современных условиях.

 

Ключевые слова: конституция, мера пресечения, защита прав, правоохранительные органы.

 

Сделав анализ судебной практики, которая отображена на сайте Верховного суда РФ, такая мера пресечение как заключение под стражу по-прежнему избираемая чаще других, и находится на лидирующем месте среди других мер. Многие научные и юридические журналы показывают, что мера пресечения в виде заключения под стражей является самой крайней мерой пресечения, поэтому необходимо применять альтернативные меры для начала судебного расследования. Применение альтернативных мер пресечения обусловлено необходимостью обеспечения прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, а также соблюдением общепризнанных принципов и стандартов международного права.

Перейдём к характеристики некоторых мер пресечения, которые мы упоминали ранее. Мы пойдем от более легкой меры пресечения до самой тяжелой. Подписка о невыезде и надлежащем поведении предусмотрена статьей 102 УПК РФ. К этим действиям законодатель относит: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по делу. Из всех видов мер пресечения подписка о невыезде и надлежащем поведении является самой «легкой». Но, подозреваемый или обвиняемый должен быть проинформирован и предупрежден о своих обязанностях и о том, что в случае нарушения постановления, мера пресечения может быть заменена на более строгую.

 Вторая рассматриваемая нами мера пресечения — это залог. Данная мера пресечения предусмотрена ст. 106 УПК РФ. Залог представляет собой внесение или передачу подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений, а также действий, препятствующих производству по уголовному делу. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Вид и размер залога определяется судом, с учетом совершенного преступления

Следующая рассматриваемая мера пресечения это ст. 107 УПК РФ – домашний арест. Домашний арест является мерой физического принуждения, поскольку подозреваемый или обвиняемый физически изолирован от общества. Эта мера применяется по решению суда против воли подозреваемого или обвиняемого. Суть домашнего ареста заключается в ограничении свободы передвижения и информации подозреваемого или обвиняемого. Под домашним арестом ограничение свободы означает, что подозреваемому или обвиняемому запрещается покидать свое место жительства. Домашний арест занимает второе место по применении мер пресечения.

Самой строгой мерой пресечения в современном российском уголовно - процессуальном праве является заключение под стражу, ст. 108 УПК РФ. Заключение под стражу подразумевает содержание под стражей подозреваемого, обвиняемого ил подсудимого для обеспечения его должного поведения.

Прежде всего, следует отметить, что содержание под стражей применяется исключительно по решению суда. Это важное положение Уголовно-процессуального кодекса, это имеет статус конституционной нормы, что свидетельствует о важности обеспечения законности и обоснованности этого уголовного процесса. Следует также отметить, что содержание под стражей применяется в тех случаях, когда невозможно выбрать другую, менее суровую меру пресечения.

Избрание сразу двух мер пресечения не согласуется с принципом альтернативности, поскольку каждая их существующих мер назначается при наличии конкретных обстоятельств для её применения.

Рассмотрев теоретические аспекты института мер пресечения, стоит затронуть их применение на практике.

Перейдем к статическим данным. Изучение статистических данных начнем с самой суровой меры пресечения – заключения под стражу. На территории Российской Федерации судами общей юрисдикции было рассмотрено 104 000 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Количество ходатайств в 2020 году составило 95 420. Что свидетельствует о том, что мера пресечения в виде заключения под стражу с каждым годом набирает все больше обороты и применяется чаще остальных, ходатайств об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста составило 3504, а в 2020 году 3564 ходатайства. Ходатайств об избрании меры пресечения в виде залога на 2021 год составило 84, а на 2020 54 ходатайства.

Рассмотрев судебную статистику, представленную Верховным Судом Российской Федерации в «Основных статистических показателях деятельности судов общей юрисдикции за 2021 год», можно сделать следующие выводы: самой избираемой мерой пресечения является заключение под стражу, после нее идет такая мера пресечения как домашний арест, а после залог.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- № 52 (ч. I). Ст. 4921

Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СПС «КонсультанПлюс»

Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 2020-2021 годы // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс].

 

Shilishpanova L.A.

student of

Russian State University for the Humanities

(Moscow, Russia)

 

PREVENTIVE MEASURES IN RUSSIAN

CRIMINAL LEGISLATION

 

Abstract: this article discusses some preventive measures in the criminal legislation of the Russian Federation. The analysis of the content of the following measures, in the form of a subscription not to leave and proper behavior, bail, house arrest, and detention, and the general application of preventive measures in modern conditions.

 

Keywords: constitution, preventive measure, protection of rights, law enforcement agencies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шилишпанова Л.А. МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 197 - 200. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6393 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6393



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.