'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 39

Просмотры  91 просмотров

Белашова А.А.

  


ПРОБЛЕМА ДОМАШНЕГО, ФИЗИЧЕСКОГО И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается актуальная социальная проблема – «проявление физического и сексуального насилия над детьми»; способы урегулировать эмоциональное состояние жертвы в разном возрасте и оказать психологическую помощь, последствия подобного поведения, отражаемые на ребенке. Как не усугубить ситуацию и помочь людям уже пострадавшим от подобных ситуаций и помочь избежать таких взаимоотношений внутри семьи   

Ключевые слова:
физическое насилие, сексуальное насилие, неприкосновенность, воспитание, доверие, профилактика насилия, конвенция ООН, права ребенка, неприкосновенность, коррекционные программы   


УДК 364.043.4

Белашова А.А.

студент магистрант, социально-педагогического факультета,

кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

Сочинский государственный университет

(г. Сочи, Россия)

 

ПРОБЛЕМА ДОМАШНЕГО, ФИЗИЧЕСКОГО

И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

 

Аннотация: в работе рассматривается актуальная социальная проблема – «проявление физического и сексуального насилия над детьми»; способы урегулировать эмоциональное состояние жертвы в разном возрасте и оказать психологическую помощь, последствия подобного поведения, отражаемые на ребенке. Как не усугубить ситуацию и помочь людям уже пострадавшим от подобных ситуаций и помочь избежать таких взаимоотношений внутри семьи.

 

Ключевые слова: физическое насилие, сексуальное насилие, неприкосновенность, воспитание, доверие, профилактика насилия, конвенция ООН, права ребенка, неприкосновенность, коррекционные программы.

 

Насилие. Каким оно бывает? Какие последствия за собой несет? Чем опасно и почему такое до сих пор происходит в современном мире?

 

Психологическое, физическое, экономическое, сексуальное, эмоциональное насилие – это социально сложная проблема, которая порождает страдания многих детей, подростков и семей.

Опираясь на данные предоставленные ЮНИСЕФ – Международной организацией, действующей под эгидой Организации Объединённых Наций и являющейся преемником Международного фонда помощи детям, – насилие не имеет "территориальных границ или границ возраста, географии, религии, этнической принадлежности и доходов". "Это происходит в тех местах, где дети должны быть в безопасности - в их домах, школах и сообществах. Чаще всего такое насилие совершается членами семьи, учителями, соседями, посторонними лицами и другими детьми", - заявил исполнительный директор ЮНИСЕФ Энтони Лейк. [8]

Физическое и сексуальное насилие над детьми – это проблема катастрофических масштабов. Конвенция ООН о правах ребенка утверждает, что физическое насилие и рукоприкладство нарушает базовые права, право на человеческое достоинство. [4]

 Всемирная Организация Здравоохранения предупреждает, что физические наказания в детстве приводят к повышенном риску психических расстройств и депрессий во взрослом возрасте.

Несмотря на тенденцию прироста благополучных семей, существуют и такие, где на первый взгляд достаточно благоприятная атмосфера, но на деле присутствует насилие. Насилие, о котором молчат. Чаще всего это происходит из-за страха, внушаемого агрессором, из-за страха разрушения семьи и осуждения. Причин множество и иногда особенности психического состояния и поведения ребенка. [2]

Ноэми Переда профессор психологии Барселонского университета возглавляет исследовательскую группу, изучающую насилие над детьми и подростками. Основная цель ее проектной деятельности – прекратить любое проявление насилия.

Самое распространенное насилие по всему миру, это физические наказания детей в целях воспитания или проявления авторитета во внутрисемейных отношениях. Швеция (в 1979 г), Испания (в 2007 г) и большинство европейских стран запретили рукоприкладство по отношению к детям. Важно помнить, что подобные проявления насилия – использование физических наказаний, – являются непосредственным нарушением статьи №19 Конвенции о правах ребенка. [3] В первую очередь происходит нарушение физической неприкосновенности и права на человеческое достоинство. Побои – это не воспитание, это не повышает родительский авторитет. Такое проявление «воспитания» детей влияет на мироощущение и повышает уровень агрессии у ребенка, приводит к серьезным травмам и антисоциальному поведению, к проблемам с ментальным здоровьем. Еще одна проблема заключается в том, что отрицательный эффект физических наказаний может проявиться далеко не сразу.

К сожалению, существует «межпоколенческий цикл насилия», когда такие методы используются и передаются из поколения в поколение. Нормой для человека, испытавшего насилие в детстве, становится насилие во взаимоотношениях со всеми, например, в партнерских отношениях, уже не говоря о воспитании будущих детей. «Насилие приводит только к насилию» — и это огромная общественная проблема.[5]

Ученые доказали, что в связи с травмой такого характера, полученной в детстве, люди в сознательном возрасте больше других предрасположены ко всевозможным зависимостям и депрессиям. Дети, пострадавшие от подобного, могут замедляться в когнитивном развитии.

Домашнее насилие – это проявление всевозможных форм насилия, умышленного характера. Например, – нанесение телесных травм, применение физической грубости и эмоционального давления, нанесение ущерба.

Опасен и неконтролируем факт насилия, как взрослого, так и ребенка, пожилого человека, женщины или мужчины. Самые уязвимые – это женщины и дети.

Сексуальное насилие опасно и подрывает доверительные отношения между ребенком и родителями. Зачастую люди пользуются своим положением в семье, апеллируют тем, что ребенок их хорошо знает, вызывают чувство вины у жертвы и страх рассказать о произошедшем.

Например, инцест, подразумевает половую связь родственников, но следует различать «инцестуальные отношения» между взрослыми родственниками и сексуальные отношения с несовершеннолетними детьми. Такое насилие впоследствии выявляет тяжёлые и долговременные психологические травмы, особенно в случае инцеста со стороны одного из родителей. Инцестом является по меньшей мере каждый третий случай сексуального насилия над детьми.

Сексуальное насилие подразумевает собой – тесные, сексуальные взаимоотношения человека с жертвой насилия. Это принуждение, вопреки его желаниям, насильственные действия, сопровождаемые силой, угрозой, обманом с запугиванием, во имя удовлетворения собственных целей.

Иногда – использование ребёнка для производства детской порнографии. [1]

К сожалению, по данным из различных источников, контингент личностей, подвергшихся насилию – физическому, сексуальному или эмоциональному, варьируется от 2, до 17 лет, когда личность еще не сформирована и легко подвергается влиянию.

До 1 миллиарда детей в данном возрастном промежутке были подвержены подобному риску и оставлены без внимания.[9]

Реакция организма жертвы насилия, безусловна разная, как и устойчивость психологического состояния после содеянного. Последствия, которые накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую социализацию и судьбу в целом, также имеют разный вес.

Чья-то психика более устойчивая и крепкая, а быть может это защитная реакция и блоки на важных жизненных аспектах, что в дальнейшем препятствует здоровому развитию личности.

Важно вовремя оказать медицинскую и психологическую помощь, во избежание непредсказуемых последствий сексуальных посягательств. Необходима поддержка со стороны родителей, со стороны близких. Важно научиться не обвинять, а входить в положение, оказывать поддержку. Переживание у пострадавшего возрастает, если его обвиняют в случившемся или когда даже самые близкие воспринимают произошедшее, как катастрофу вселенских масштабов.

Реакции родителей не должны влиять и усугублять психологическое состояние жертвы, ведь навязанное отчаяние лишь усиливает переживания. Мужская составляющая семьи, узнав о подобном происшествии должна соблюдать субординацию и не вымещать агрессию на уже и так пострадавшей личности. Женской половине стоит научиться разговаривать – давать волю эмоциям, принимать их, какими бы они не были, оказывать поддержку.

Дети также имеют право на реакцию. Она не бывает правильной или неправильной. В разном возрасте, при разных обстоятельствах она различна.

Например, дети дошкольного возраста могут замкнуться в себе, регрессировать, потерять интерес к чему либо, отстраниться.

Нормально, когда ребенок испытывает проблемы со сном, на фоне происходящего, страдает от ночных кошмаров, испытывает страхи.

Проявление излишней агрессии, как своеобразная защитная реакция ко всему окружающему миру, жестокое обращение с живыми людьми, животными и не живыми предметами. Неправильно сформировавшееся сексуальное воспитание, насилие со стороны взрослых влечет за собой несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация.

Дети младшего школьного возраста теряют внимательность, ухудшается успеваемость, рассеивается внимание, закрытость от мира, погруженность в себя, агрессия и гнев.

Недоверие ко всему, потеря коммуникабельности, деструктивное поведение. Нарушение коммуникации со взрослыми и детьми, не совершавшими насильственных действий. Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуального характера, мастурбация.

Подростки могут уходить из дома, начать употреблять вредные психотропные вещества или алкоголь, заставлять других нервничать, играя на чувствах. Пониженная самооценка, депрессия, что влечет за собой антисоциальное поведение. Возможна переоценка ценностей в худшую сторону, беспорядочные половые связи, проституция.

Согласно Всемирной Организации Здравоохранения, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями. Такую тему невозможно оставить без внимания и помимо коррекционных работ, проводимых внутри семей, стоит уделить внимание социально-педагогической работе по профилактике насилия над детьми внутри учебных заведений, а также развить возможность проводить групповые терапевтические занятия, направленные на раскачку и улучшение эмоциональной составляющей пострадавших, качественное и тактичное оказание поддержки.

«Доверительные отношения» — это основополагающая профилактическая мера внутри семьи. Прекрасно, когда она протекает естественно и самостоятельно. Но иногда этому стоит обучать и применять на практике. [7]

Важно заложить эти взаимоотношения ребенка с учителями, родителями и психологами.

В общении ребенок – родитель, важно не поучать, а выстраивать доверительные взаимоотношение, учиться слушать и слышать друг друга, не подавлять, давать возможность высказывать свою точку зрения, обсуждать любые волнующие мелочи или глобальные вопросы, без смущения и без чувства вины, исключить зажимы и замыкание, расположить ребенка к себе, заполучить и не подорвать его доверие.

Объяснить, что в любых ситуациях, он может поделиться с доверительным лицом и не быть осужденным.

Необходимо наладить контакт до такой степени, чтобы добиться чистейшего взаимопонимания с обеих сторон, важно говорить на одном языке и убеждаться, что ребенок вас понимает. Подбирать понятные слова, объяснять если есть возможность более доступным языком, стараться не задеть чувства другого громкими высказываниями.

Разбирать с ребенком его личные границы. Обговаривать дозволенность прикосновений, читать познавательные книжки. Прививать с детства, что органы у всех одинаковые, для чего они нужны, как их изображают в учебниках, обсуждать на примерах, что есть «хорошие» и «плохие» прикосновения.

Выстроить четкое понимание о правах ребенка, о его личных границах, не важно на сколько близок человек, разграничивать кому стоит этого позволять, а кому нет. Какое поведение приемлемо для самого ребенка, кого он сам имеет право трогать. Научить самостоятельно различать намерения людей, и вежливо давать отпор, научить словесным отказам.

Как и в любом деле, при оказании психологической и психотерапевтической помощи жертвам насилия, важен индивидуальный подход. Чтобы разобраться в проблеме, нужно провести первичную беседу.

До начала беседы следует составить план интервьюирования, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития. Необходимо учитывать, готовность ребенка к признанию.

Задачи первичной беседы:

- сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;

- конкретизация плана беседы, предполагающего исключение возможности оказания на ребенка давления, как со стороны специалиста (консультанта), так и любого другого лица;

- выбор места и создание оптимальных психологических комфортных условий для интервьюирования детей, пострадавших от насилия.

Первичное консультирование может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.[7]

Для общей картины и прояснения деталей, проводится анализ взаимоотношений в семье, составляется портрет родителей, родственников.

Иметь представление о, казалось бы, второстепенных моментах, таких как распорядок дня, интересы и увлечения ребенка, узнать какие взаимоотношения со сверстниками. Бывают ли перемены настроения, отстранялся ли ребенок, уходил ли в себя, замыкался?

Помимо самостоятельно собранной информации, важно подать запрос об информации в детское учебное учреждение, например, об успеваемости – краткая характеристика: были ли замечены изменения в поведении, отсутствовала ли мотивация в делах, наблюдалось и ограждение в общении, менялось ли общее настроение на выполнении обязанностей. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте.

Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т. д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.

Работа психолога заключается в коррекционной работе с жертвой насилия. Как и во взаимоотношениях с родителями, психологу важно наладить контакт с ребенком.

Расположить к себе, показать искренность намерений, подобрать адекватный и не травмирующий подход, демонстрировать заботу и вводить ребенка с спокойное и доверительное взаимоотношение. Стабилизировать психологическое состояние, ликвидировать травматические переживания.

Зачастую детям свойственно проверять искренность намерений родителей, учителей и психологов. [7]

Располагающая остановка – первоочередное условие для успешной консультации. Расслабляющая обстановка, оборудованное помещение, не давящая атмосфера, продуманный интерьер. Место, где нет отвлекающих предметов и звуков, где ничто и никто не угнетает. Идеально подходит под описание – релаксационная комната. Консультирование проводится непринужденно, возможно в игровой форме. Такая обстановка способствует снятию напряжения и ощущению безопасности, дает ребенку или взрослому контроль над ситуацией, позволяет поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми.

Любые техники консультирования и коррекция должны выводить ребенка на новый уровень.

- Разбор чувств и эмоций;

- Формирование и принятие себя, своего собственного «Я»;

- Устранение чувства страха и чувства вины, перед: собой, окружающими, перед страхом разрушения семьи;

- Заложить адекватную самооценку и мироощущение, для свободы в дальнейшей жизни;

- Настроить на полноценную жизнь после произошедшего;

- Напомнить о своих правах;

- Научиться не замыкаться в себе.

Проблема доверия самая актуальная и самая не решенная. Дети, пережившие насилие, не умеют доверять окружающим и боятся быть не понятыми и отвергнутыми.

В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми и подростками. Наиболее эффективными считаются визуализация, гипноз, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, когнитивное переструктурирование, техника «пустого стула», психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.[7]

 

«Страх порождает не инцидент, а последующую реакцию людей».

 

Не секрет, что все люди разные и степень открытости, уровень доверия к окружающим у них разная. Существуют непосредственные категории готовности делиться о пережитом, например:

- Жертвы в подростковом возрасте, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

- Частичное признание или присутствие неких недоговоренностей, преуменьшение значимости случившегося, скрытие информации;

- Совершенно не готовы психологически к обсуждению и признанию, возможно, что факт насилия был открыт без их согласия, а самостоятельно признаться в подобном тяжело;

- Подозрение о насилии, не подтвержденное в силу проблематичности обсуждения.

Беседа должна полностью располагать ребенка, вне зависимости от возраста. Место и окружение, все должно быть комфортным и настраивать на доверительный разговор.

Иногда важно присутствие родителей или близких, особенно в младшем возрасте, дети не могут быть открыто настроены к чужому взрослому человеку. В более старшем возрасте же наоборот, присутствует некая замкнутость и в отсутствии «контроля» в лице родителей, дети больше идут на контакт и не стараются говорить то, что от них хотят слышать.

Жертве важно дать инструкцию, так называемый план действий:

- какая информация должна быть конфиденциальной

- что следует сообщить окружающим

- как и с кем стоит поделиться своими проблемами

- что делать в случае, недоверия со стороны взрослого

Таким образом важно крайне деликатно прорабатывать психологические проблемы, вызванные сексуальным или физическим насилием. Необходимо дать ребенку ощущение защищенности, исключить чувство вины и неловкость, расположить к себе и дать выплеснуть эмоции. Важно найти индивидуальный подход. Специалист должен быть квалифицирован и подбирать индивидуально способ психокоррекции, опираясь на эмоциональную готовность ребенка, опираясь на то, на сколько ребенок открыт и готов к общению.

Коррекционные программы предусматривают сеансы со всеми членами семьи. Значительного профессионального мастерства требует проведение терапевтических групп с детьми и подростками, пострадавшими от сексуального насилия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множество проблем, решить которые не всегда возможно только методами групповой терапии. У детей и подростков часто наблюдаются такие серьезные нарушения как суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испытывать депрессию, тяжело переживать жизненные перемены, сталкиваться с финансовыми проблемами. Поэтому помимо участия в группе этим семьям рекомендуется пройти курс индивидуальной или семейной психотерапии.

В завершение стоит отметить, что любой может быть подвержен ситуации насилия. Важно не бояться говорить о подобном, существует психологическая помощь и поддержка, дающая надежду на положительное разрешение последствий отрицательного опыта. Необходимо давать волю, не бояться раскрыться и больше говорить о случившемся. Гораздо хуже и более разрушительно замалчивать и гасить в себе эти переживания, ведь это отражается на дальнейшей жизни, социализации и доверии к этому миру, порождая насилие замалчиванием актуальной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Википедия [официальный сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8 (дата обращения 01.06.2022)

И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия, Помощь. – М.: Генезис, 2005. (1, 3,4,5).

Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу для России 15.09.1990).

Конвенция о правах ребенка ISBN: 978-5-406-03911-3

Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004.

Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. – М., 2000.

Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, №2–3.

ЮНИСЕФ Энтони Лейк, [официальный сайт]. URL: https://rg.ru/2014/09/05/nasilie-site-anons.html (дата обращения 01.06.2022)

Global prevalence of past-year violence against children: a systematic review and minimum estimates. Hillis S, Mercy J, Amobi A, Kress H. Pediatrics 2016; 137(3): e20154079.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Белашова А.А. ПРОБЛЕМА ДОМАШНЕГО, ФИЗИЧЕСКОГО И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 222 - 234. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6398 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6398



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.