'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  53 просмотров

Ельцова Е.В.

  


ВОПРОСЫ ЭТИКИ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной работе представлена хронология становления аудита как институциональной единицы; приведены нормативные законодательные основы каждого из этапов формирования российского института аудита; подчеркнута значимость этики аудитора в профессиональной деятельности   

Ключевые слова:
этапы становления аудита, нормативная база аудита, кодекс профессиональной этики   


УДК 17

Ельцова Е.В.

канд.тех.наук, доцент кафедры экономической безопасности

и информационных технологий

Кузбасский государственный технический университет

им. Т.Ф. Горбачева филиал в г. Белово

(г. Белово, Россия)

 

ВОПРОСЫ ЭТИКИ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в данной работе представлена хронология становления аудита как институциональной единицы; приведены нормативные законодательные основы каждого из этапов формирования российского института аудита; подчеркнута значимость этики аудитора в профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: этапы становления аудита, нормативная база аудита, кодекс профессиональной этики.

 

Институциональное становление и развитие аудита и аудиторской деятельности в Российской Федерации проходило в несколько этапов, границы которых можно проследить, анализируя нормативно-правовую базу, которая формировалась на каждом из них. Начало первого этапа, на наш взгляд, можно отнести к концу 1990-х годов. Начиная с 1987 года последовательно было принято ряд законодательных актов, регламентирующих процесс перехода страны на рыночные методы хозяйствования. Знаковым событием 1987 года стало принятие специального постановления Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации», которым образовано АО «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР.

Следующий 1988 год ознаменован принятием Закона «О кооперации в СССР», в статье 10 которого закреплены принципы функционирования кооперативов, а статья 32 посвящена организации учета, отчетности и контролю, проведению внутренних ревизий, а также контролю со стороны финансовых органов [1]. Параллельно с принятием законов и постановлений уже на этом раннем этапе зарождения института аудита в России были предприняты попытки разработки методического обеспечения аудита, что подчеркивает важность регламентации этого процесса.

Второй этап развития аудита связан со вступлением в силу законодательных актов, направленных на развитие предпринимательской деятельности. Это Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях в СССР», а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». На этом этапе появляются различные аудиторские фирмы в форме ТОО, АОЗТ, но, из-за все еще отсутствующей четкой нормативной базы и методологии проведения проверок у отечественных аудиторских организаций, на рынке аудиторских услуг преобладали иностранные фирмы. Однако, появляются общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.

Третий этап в истории формирования института аудита начался тогда, когда государство, аудиторы, заинтересованные пользователи услуг аудита, пришли к пониманию, что эта важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на морально-этическом. В декабре 1993 г. был подписан Указ Президента РФ №2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который можно считать первым основополагающим документом в нормативной базе аудита, в котором обозначены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование их деятельности [2]. Несмотря на это, особенностью третьего этапа является отсутствие закона, регламентирующего аудит.

Начало четвертого этапа связано с принятием в 2001 году Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Он определил правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Как уже было сказано выше, важна не только законодательная база, сформированная на государственном уровне и определяющая правовую природу аудита, но необходимы и акты, в которых отражена морально-этическая сторона вопроса работы аудиторов. Необходимость регулирования этического поведения аудиторов возникает в связи с их ответственностью перед обществом, в том числе перед всеми, кто полагается на их объективность, честность, независимость, профессиональную компетентность, конфиденциальность. Поэтому деятельность аудиторов также подлежит регулированию с помощью профессиональной этики [3].

В этой связи созданный при Министерстве финансов РФ орган принял решении о создании специального документа, именуемый Кодексом этики.Эволюция Кодекса этики на данный момент (по состоянию на 01.01.2022) прошла следующие стадии. В 2003 году Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации был принят Кодекс этики аудиторов России. Он состоял из 16 статей, в которых устанавливались правила поведения аудиторов России и основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности [4]. Положения данного документа являются базовыми принципами, поскольку не представляется возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться аудиторы в своей работе [4].

С развитием аудиторской профессии, в последствии, в 2007 году данному документу пришел на смену новый документ под названием «Кодекс этики аудиторов России», в котором сгруппированы в 9 разделов основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике [5]. В разделе 1 Кодекса приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации); в разделах 2-9 Кодекса описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. В ней приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз [5].

Принципиальная трансформация данного документа произошла в 2012 году. Его структура кардинально изменилась - в разделе 1 «Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению» приведены основные принципы профессиональной этики аудиторов; в разделе 2 «Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях» описано, как применять концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях. Данный раздел содержит также примеры мер предосторожности, уместных в отношении угроз нарушения основных принципов этики [6].

В настоящее время аудиторское сообщество руководствуется Кодексом профессиональной этики аудиторов, принятым Советом по аудиторской деятельности 21 мая 2019. Он состоит из 11 разделов. Аудиторская деятельность – это вид предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять как индивидуальные аудиторы, так и аудиторские организации. И те и другие могут состоять в саморегулируемых организациях аудиторов. Поэтому принципиальной отличительной особенностью настоящего кодекса является то, что когда аудитор сталкивается с необычными обстоятельствами, в которых применение какого-либо конкретного требования Кодекса привело бы к несоразмерным или противоречащим общественным интересам последствиям, он может обратиться за консультацией в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является [7].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что на сегодняшний день институт аудита в России, пройдя более чем 30-летний путь своего становления, имеет сформированную нормативно-правовую базу, которая представлена следующими основополагающими документами: Федеральным законом от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Международными стандартами аудита (48 стандартов), Кодексом профессиональной этики аудиторов от 21.05.2019.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Закон СССР от 26.05.1988 №8998-XI (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998) «О кооперации в СССР» // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 04.06.2022)

Указ Президента РФ от 22.12.1993 №2263 (ред. от 26.11.2001) «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации») // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 04.06.2022)

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2022)

Кодекс этики аудиторов России (принят Минфином РФ 28.08.2003, протокол №16) // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2022)

Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол №56) // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2022)

Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол №4) (ред. от 22.12.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2022)

Кодекс профессиональной этики аудиторов (приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21.05.2019 № 47) (ред. от 17.11.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2022)

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ [электронный ресурс] (дата обращения 05.06.2022)

 

Yeltsova E.V.

Candidate of Technical Sciences

Associate Professor of the Department of Economic Security

and Information Technology

Kuzbass State Technical University

named after T.F. Gorbachev

branch in Belovo

(Belovo, Russia)

 

ETHICS ISSUES IN AUDITING

 

Abstract: this paper presents the chronology of the formation of audit as an institutional unit; the regulatory and legislative foundations of each of the stages of the formation of the Russian Institute of audit are given; the importance of the ethics of the auditor in professional activity is emphasized.

 

Keywords: stages of audit formation, regulatory framework of audit, code of professional ethics.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ельцова Е.В. ВОПРОСЫ ЭТИКИ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 235 - 240. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6399 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6399



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.