'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 47

Просмотры  54 просмотров

Жагипаров Е.М.

  


НАУКА И РЕЛИГИЯ В ПОСТСЕКУЛЯРНУЮ ЭПОХУ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается взаимоотношения научного и религиозного познания в рамках постсекулярной современности. Дается определение термина «секулярная» и «постсекулярная эпоха» с приведением характерных признаков. Приводится ряд примеров осмысления терминов в научной литературе и его разница его определений, а также, противоречия, происходящие в постсекулярное время внутри религиозного сообщества и того, что демонстрирует постиндустриальное общество, наполненное информацией и автоматизацией. В результате делается вывод о невозможности проведения анализа общества основываясь только на философских и теологических теориях, необходимо учитывать результаты проведенных социологических и антропологических исследований   

Ключевые слова:
наука, информационные технологии, религия, постсекулярная эпоха, постсекулярность, постмодернизм, социальный институт   


УДК 2

Жагипаров Е.М.

магистратура 2 курс,

факультет «гуманитарных наук»,

Кафедра «философии и общественных наук»,

направление «Религиоведение и культура конфессий»

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина

(г. Нижний Новгород, Россия)

 

НАУКА И РЕЛИГИЯ В ПОСТСЕКУЛЯРНУЮ ЭПОХУ

 

Аннотация: в статье рассматривается взаимоотношения научного и религиозного познания в рамках постсекулярной современности. Дается определение термина «секулярная» и «постсекулярная эпоха» с приведением характерных признаков.

Приводится ряд примеров осмысления терминов в научной литературе и его разница его определений, а также, противоречия, происходящие в постсекулярное время внутри религиозного сообщества и того, что демонстрирует постиндустриальное общество, наполненное информацией и автоматизацией.

В результате делается вывод о невозможности проведения анализа общества основываясь только на философских и теологических теориях, необходимо учитывать результаты проведенных социологических и антропологических исследований

 

Ключевые слова: наука, информационные технологии, религия, постсекулярная эпоха, постсекулярность, постмодернизм, социальный институт.

 

Тема религии очень неоднозначно воспринимается в научном сообществе. Взаимоотношения науки и религии волновали умы исследователей еще с древнейших времен. Религия долгое время противопоставлялась науке, как «вредные богословские суеверия», а наука со стороны религиозной мысли виделась как преступление и отвержение Бога. Даже в прошлом веке и сейчас существует мнение, что церковные организации несут угрозу для развития культуры и науки и что: «наука должна давать отпор религиозной антинауке» [2].

Постмодернистская эпоха, современная нам, учеными определяется как постсекулярная и характеризуется утратой веры, прекращение выполнения религиозных действ, секуляризацией общественного пространства: «процесса обмирщения, возникновение светского общества» [8. С. 242]. Термин «постсекулярное общество» появился из философского обсуждения рациональности науки и религии работы Хабермаса [6]. Понятие подробно описано в трудах как Ч. Тейлора [3], так и Р. Рорти, Ваттимо со стороны философии и теологии.

Х. Казанова рассматривает три значения слова «секулярный», из которых, соответственно можно вывести три определения понятию «постсекулярный». Первое гласит, что «секулярный» ранее рассматривался как синоним земного, временного, профанного, а процесс секуляризации – превращение в мирское [3. С. 146]. То есть стирание границ и перенесение религии в секулярный (профанный) мир. Однако, в то же время «секулярный мир» имел значение свободной от религии сферы – «лаицизация» [3. С. 146]. Далее термин принимает трансцендентный характер. Из это следует, что «постсекулярный» означает ансакрализацию.

Второе определение Х. Казановой следует трудам Ч. Тейлора и объясняет секулярность как безрелигиозность, что в этом случае выводит на понимание «постсекулярной эпохи», как эпохи возрождение религии в обществе.

Третье также, восходит к Ч. Тейлору в тезисе «стадиального сознания», то есть секулярный – современный, модерный, рациональный. Соответственно, постсекулярный – отвержение или подвергание сомнению религии, как современности. Религия рассматривается как пройденный исторический этап эволюции общетва.

Исследователь Б. Тернер критически относится к суждениям Ч. Тейлора, Р. Рорти и Ваттимо, а также Хабермаса о религии из-за игнорирования в ее анализе антропологических и социологических данных [5. С. 21 – 51]. Его аргументами является: оторванность такой философии и теологии от повседневной жизни, где практические вопросы ставятся выше; оторванность религии от тела и эмоций; а также, пренебрежение эволюцией современной религиозности. Ч. Тейлор не описывает современные достижения социологии, хотя ссылается на У. Джеймса и Э. Дюркгейма. По мнению Б. Тернера, причиной этому является «отсутствие интереса к сравнительной социологии» [5. С. 23]. В результатах же антропологических и социологических исследований, наблюдается неугасающая сила религии в мире, проявляемая в различных формах.

Б. Тернер предлагает деление термина секуляризация на политическую и социальную: историческое разделение церкви и государства и то, что называется социальным пространством. Примером может стать история РПЦ и ее сепарация от государства в прошлом веке, но сохраненная тесная связь между ней и обществом и быстрое возрождение после распада Союза.

В современной России связь церкви и общества, кроме политической, осуществляется на двух уровнях, базирующихся на: культурном национализме (православные) и духовном (верующие). Православных людей больше потому, что это является их национально идентичной чертой, религиозные праздники для них не более чем светские рекламные события, верующие же являются теми, кто практикует религиозные практики по религиозному календарю или распорядку дня. Такое соединение религии и светского мира, а также возможность коммерчески реализовывать ее может быть отличительной чертой постсекулярного мира.

Политическая же связь с религией является очень тесной в мире: от ее имени или за нее ведутся военные действия, разжигаются межэтнические и межконфессиональные конфликты против конкретной религии и т.д. Поэтому игнорировать этот институт в эпоху научного познания не представляется возможным, как и возвышать его.

Эпоха, когда отвержение религии становится самостоятельным выбором большинства людей. Исторически было время, когда без веры и религиозных практик человек не представлял свое государство и свою жизнь – религия была почти неотделима. Современное же общество демонстрирует совершенную разрозненность областей жизни, которые, часто, и не содержат веры. Рорти и Ваттимо отстаивают мнение, что учение Церкви о гендерных и сексуальных отношениях устарело и представляет собой экзистенциалистскую редукцию женщины к природе [5. С. 41].

Глобализация современности, наполненность жизни человека автоматизацией, влиянием СМИ на общественность, вкупе с всеобще известным научным знанием, все это в сознании человека не стыкуется с религиозным знанием о Боге и его деяниях. Для такого человека религия изжила себя, у нее нет ничего нового, чтобы объяснить существование человека или оправдать его появление, поэтому актуально ожидание фундаментальных поворотов истории, тех самых перемен, которые дадут что-то новое (столь активное развитие информационных технологий тоже исходит из этих побуждений). Последствиями этого являются процессы сепарации религии и духовности [5. С. 42].

Используя духовность, внутри самого религиозного сообщества, параллельно с постсекулярными мировыми тенденциями происходит образования новых религий [1. С. 69]. Такие новые религии рассматриваются как продукт возросшего влияния СМИ, кинофильмов и т.п. Они не имеют связей с церковью или политикой, они индивидуалистичны и иконичны, «требуют новой искусности и экспертных иерархий, которые не дублируют иерархии писаного слова» [5. С. 43].

Сейчас человек не может обойтись без религиозной самоендефикацией, она приравнивается к этнической, политической [8. С. 45]. В религию обращаются или уходят совсем для облегчения данности: санкционная эпоха – эпоха пандемии, кризисов и давящих на простое население реформ. Доминирование науки может привезти к вымиранию религии, но и доминирование религии опасно несоблюдением законов технологического мира. Только осуществляя диалог между наукой и религией может существовать человек в постсекулярную эпоху.

Религия является важной частью социального пространства. Анализ ее функций и значения не может быть проведен на основе только философских и теологических учений, говорящих о вере. Также, как и происходящие постсекулярные процессы общества одной страны не могут быть применены для других, еще не вошедших в эту стадию стран. Важно учитывать и данные социологических и антропологических исследований современности чтобы судить о том, насколько религия сепарирована от науки в постсекулярном мире.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бендер С. Небесная кухня: живая религия в Божьей любви, которую мы доставляем. Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 2003. С. 69.

Ефремов Ю.Н. Достоверность и границы научного знания // В защиту разума: материалы международного симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования». Москва, 3–5 октября 2001 г. Сост. и ред. В. А. Кувакин / Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистическое общество, 2003. – 246 с. URL: https://razumru.ru/humanism/symposium/12.htm (дата обращения: 02.04.2022).

Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshlyaya-o-postsekulyarnom-tri-znacheniya-sekulyarnogo-i-tri-vozmozhnosti-vyhoda-za-ego-predely (дата обращения: 22.04.2022).

Тейлор Ч. Секулятивный век. Кембридж: Изд-во Гарвардского университета. 2007. 896 с.

Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-v-postsekulyarnom-obschestve (дата обращения: 22.04.2022).

Хабермас Ю. Религия и публичность // Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. М.: Весь мир, 2011. С. 109-141.

Цыплаков Д.А. Российская постсекулярность: специфика изучения // Российский гуманитарный журнал. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-postsekulyarnost-spetsifika-izucheniya (дата обращения: 22.04.2022).

Чистякова О.В. Общество и религия в постсекулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2016. №2. С. 43-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-i-religiya-v-postsekulyarnuyu-epohu-teoreticheskie-podhody-i-empiricheskoe-vzaimodeystvie (дата обращения: 02.04.2022).

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Жагипаров Е.М. НАУКА И РЕЛИГИЯ В ПОСТСЕКУЛЯРНУЮ ЭПОХУ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 268 - 273. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6406 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6406



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.