'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 48

Просмотры  45 просмотров

Жагипаров Е.М.

  


ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОНВЕРГЕНЦИИ *

  


Аннотация:
в статье полноаспектно исследуются основания конвергенции науки и религии. Исследуется ретроспектива эволюционирования взаимоотношений религии и науки. Обозначены основные модели взаимодействия научного и религиозного познания в современных условиях. Выделены мировоззренческие, этические, экологические, антропологические, методологические основания их сближения   

Ключевые слова:
наука, религия, инструменты миросозерцания, конвергенция, диалог, конфликт   


УДК 2

Жагипаров Е.М.

магистратура 2 курс,

факультет «гуманитарных наук»,

Кафедра «философии и общественных наук»,

направление «Религиоведение и культура конфессий»

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина

(г. Нижний Новгород, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ

И РЕЛИГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОНВЕРГЕНЦИИ

 

Аннотация: в статье полноаспектно исследуются основания конвергенции науки и религии. Исследуется ретроспектива эволюционирования взаимоотношений религии и науки. Обозначены основные модели взаимодействия научного и религиозного познания в современных условиях. Выделены мировоззренческие, этические, экологические, антропологические, методологические основания их сближения.

 

Ключевые слова: наука, религия, инструменты миросозерцания, конвергенция, диалог, конфликт.

 

Наука и религия – два фундаментальных инструмента миросозерцания, мироощущения, мировосприятия. Однако, эти инструменты – взаимодополняющие или взаимоисключающие? Могут ли наука и религия взаимодействовать созидательно, бесконфликтно, в единстве и целостности? Данная полемика в философском дискурсе (особенно ярко диалог религии и науки проявлен в философии позитивизма) на вечной, и одновременно с этим, архиактуальной повестке. Обращаясь к исторической ретроспективе становления религиозной и научной парадигм, необходимо констатировать, что взаимоотношения религии и светских наук всегда развивались преимущественно в контексте борьбы за приоритет и притязаний за истинное знание [5].

Безусловно, определенные исторические вехи знаменуются сотрудничеством религии и науки, и более того, формированием ими единой мировоззренческой ткани – от эпохи античности, характеризующейся тесной связью религиозно-мифологических, философских и научных идей до современности с ее идеологией универсальности знания и «новой онтологией», представляющей собой синтез естественнонаучного, гуманитарного и богословского опыта. Религия на протяжении двух тысячелетий способствует научному эволюционированию, и напротив, наука (несмотря на ее позиционирование в классической механистической новоевропейской парадигме в качестве религиозного антагониста) – развитию религиозной мысли. Так, христианские отцы Церкви философии и теологии заложили фундамент гуманитарных наук, монастыри становились хранилищами тысяч научных трудов, священники – авторами серьезных фундаментальных исследований (автор теории большого взрыва Жорж Леметр – священник, основатель генетики Грегор Мендель – аббат и т.д.) [2].

Однако необходимо признать, что, начиная с рождения науки Нового времени, ознаменовавшейся ее уходом от церковных догматов и демонополизацией религией духовной и интеллектуальной деятельности общества, и особенно сегодня в условиях интенсификации процессов религиозной радикализации и достижения пика научно-технического прогрессирования, доминирующей моделью взаимодействия религии и науки является конфронтация (наиболее ярко выражающаяся в противостоянии «эволюционистов» и «креацианистов»).

В настоящий период И. Барбур [1] выделяет четыре концепции взаимоотношений религии и науки: конфликт, автономность, диалог и интеграция. Фактически и идеологически концепции две: «парадигма конфликта» и три прочие, отрицающие наличие конфликта. Под парадигмой конфликта понимается противостояние двух крайностей: научного материализма, пытающегося делать широкие философские обобщения и библейского буквализма, базирующегося на богословских представлениях, но стремящегося делать выводы о научных вопросах. Парадигма автономности исходит из умозаключения, что наука и богословие – самостоятельные, параллельные друг другу области познания, свободные в выборе сферы поиска без оглядки друг на друга. «Диалог» и «интеграция» предполагают признание коррелируемости и взаимовлияния науки и религии по ряду вопросов – мироздания, природы человека, сознания, мозга.

Сегодня в условиях дестабилизации мирового порядка, абсолютного декаданса и регресса одним из путей квантового скачка нашей цивилизации является конвергенция религии и науки. Наука должна помочь религии стать гибкой и не догматичной, а религия должна помочь науке стать нравственной. Конвергенция предполагает не стирание границ между иррациональным миром религии и рациональным миром науки, а синтез их материальной и трансцендентной реальности без потери ими своей культурной идентичности и роли в обществе. И наука, и религия направлены в своей директиве и сущности на одно – познание окружающей действительности [3].

В настоящий период существует несколько устойчивых, перспективных оснований конвергенции науки и религии:

Мировоззренческие основания. Невозможно отрицать, что содержание науки и религии не идентично, это принципиально разные способы видения. Однако данные сферы не являются радикально гетерогенными, их объединяет стремление к выявлению и обозначению вечного и преходящего, а также полноаспектному, полномасштабному исследованию вопросов мироздания, конструктов построения мира и принципов его функционирования. Соответственно, и религия и наука идентичны в своей направленности на систематизацию хаоса, гармонизацию внешней среды, формированию целостного представления о мироустройстве. Еще одним важным базисом, обеспечивающим мировоззренческую конвергенцию религии и науки, является то обстоятельство, что современная научная картина мира, основанная на современной космологии, значительно коррелирует с библейской. В работе «Суперсила» П. Девиса, посвященной поиску единой теории природы, автор, анализируя идею зарождения Вселенной из «Большого взрыва», приходит к выводу, что данная идея содержит не только научный, но и религиозно-философский аспект. Предполагается, что фундаментальные характеристики Вселенной, такие как «пространство, время, упорядоченность, структура, энергия, вещество» заимствованы из «прейскуранта творца». «Законы, обеспечивающие спонтанное возникновение Вселенной, по всей вероятности, сами рождены». Соответственно, «у Вселенной должна быть конечная цель», это появление человека. Исходя из этого, целесообразно предположить, что рождение, существование, становление и эволюция человека – это основная цель Вселенной. Данное умозаключение лежит в плоскости религиозной интерпретации антропного принципа.

Этические основания. Этические основания конвергенции науки и религии связаны с двумя обстоятельствами: 1) научная деятельность требует гуманизации, установления моральных и этических принципов, ограничивающих мир от саморазрушения и погружения во тьму; 2) экзистенциально-предельные вопросы (совести, вины, свободы и т.д.) не могут исследоваться исключительно с научных позиций без обращения к философии и религии.

Экологические основания. Здесь религия вновь выступает неким ограничителем, препятствующим противопоставлению человека с природой. Экологическая повестка сегодня является архиактуальной, траектория развития человечества разрушительно отражается на природных ресурсах. Совершенно очевидно, что мы близки к экологическому коллапсу и глобальной экологической катастрофе, что связано с пренебрежительным отношением человека к окружающей среде, бесконечными материалистическими плясками и желанием материально-телесного обогащения. Религия (в особенности христианство) в силу своей метафизичности и трансцендентности декларирует отношение к природе, ориентированное на диалог, заботу о сохранении ее первозданности. Так, святитель Григорий Нисский в своей книге «Об устроении человека» пишет о «жизненной силе» природы, называя эту силу «душой»: в растительном царстве царствует «душа растительно-питательная», в животном мире – «душа чувствительная», в человеческом – «душа разумная».

Антропологические основания. Под антропологическими основаниями необходимо понимать целостность материи и духа, свойственные человеку. Речь идет о способности человека, как создания, в котором одновременно присутствуют мыслительно-духовный акт, ум, вера, совесть и прочие способности духа, воспринимать монолитно как веру, так и научный разум.

Методологические основания. Там, где заканчивается наука, начинается религия, т.е. за областью материального познания лежит познание метафизическое, недоступное к рационализации. Наука развивается в строго выверенных рамках, переступив которые она не может пользоваться научными методами и применять для анализа свой категориально-понятийный аппарат («наука не может выйти за пределы самой себя, не окрашиваясь мистикой и не заражаясь верой»). Соответственно, «религия и наука - две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания» [4].

Таким образом, диалог науки и религии – единственно гармоничный путь цивилизованного развития человечества, лишенного догматических оков и средневековых традиций. Проблема взаимоотношений религии и науки требует выхода на исторический, метафизический, нравственно-этический, культурологический, духовно-мировоззренческий уровни исследования. Интеграция обозначенных аспектов позволяет сформулировать некий обобщенно-универсальный аспект исследования взаимосвязи религии и науки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Барбур И. Религия и наука: история и современность. 2-е изд. М.: Изд-во ББИ, 2001.

Боков Г.А. Религия и наука: конфликт или диалог? // Конфликтология духовной сферы, 2019. - № 4. – С. 23-30.

Вархотов Т.А. Методологические проблемы изучения взаимодействия науки и религии // Познание, 2020. - № 5. – С. 60-70.

Воденко К.В. Проблемы соотношения религии и науки // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 2021. - № 5. – С. 90-100.

Клементьева Т.Н. Взаимоотношения религии и науки в современном мире: анализ подходов к проблеме // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2020. - № 3. – С. 20-30.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Жагипаров Е.М. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОНВЕРГЕНЦИИ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 274 - 279. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6407 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6407



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.