'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  58 просмотров

Иванюха А.Н.

  


ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены пункты основополагающих документов, обязывающих вести внутренний контроль в экономических субъектах РФ. Представлены некоторые пункты основополагающих документов, используемых при построении систем внутреннего контроля и аудита организаций и предприятий. Озвучены цели, задачи и дана краткая основа построения методических документов для совершенствования систем контроля   

Ключевые слова:
системы внутреннего контроля, системы аудита, бухгалтерская отчетность, построение систем внутреннего контроля и аудита, нормативное регулирование систем внутреннего контроля и аудита   


УДК 657.6

Иванюха А.Н.

студент магистратуры института финансов, экономики и управления,

Тольяттинский государственный университет

(г. Тольятти, Россия)

 

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ

БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены пункты основополагающих документов, обязывающих вести внутренний контроль в экономических субъектах РФ.  Представлены некоторые пункты основополагающих документов, используемых при построении систем внутреннего контроля и аудита организаций и предприятий. Озвучены цели, задачи и дана краткая основа построения методических документов для совершенствования систем контроля.

 

Ключевые слова: системы внутреннего контроля, системы аудита, бухгалтерская отчетность, построение систем внутреннего контроля и аудита, нормативное регулирование систем внутреннего контроля и аудита.

 

Для   удовлетворения потребностей внешних   пользователей, в получении достоверной информации финансовой   отчетности, владельцы и управленческий персонал высшего звена проводят внешний аудит, который осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами.

Согласно статьи 5., пункта 2, «Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)» [1], аудит проводиться ежегодно.  Данная статья о проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности в рамках обязательного аудита проводится в случаях, установленных данным федеральным законам, статья 5, пункт 1.   

Согласно «Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете», Статьи 19 «Внутренний контроль»» [5]: организации обязаны осуществлять внутренний контроль при совершении фактов хозяйственной жизни. При уточнении необходимо отметить, что субъекты, подлежащие обязательному аудиту, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом многочисленные нормативные акты указывают необходимость ведения систем внутреннего контроля и аудита в организациях и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Организации и предприятия самостоятельно прописывают систему внутреннего контроля или внутреннего аудита в учетной политике, регламентируя свои действия.

Для обеспечения руководителей аппарата   управления   оперативной и достоверной информацией, предприятия производят постоянный текущий контроль финансовой хозяйственной деятельности. Разработки проектов решений специалистов высшего звена на предприятиях поэтапно собираются и систематизируются в систему внутреннего контроля или аудита, которая в обязательном порядке регламентируется. При   проведении   внутреннего   аудита   бухгалтерской (финансовой) отчетности как наглядный пример, могут быть использованы различные результаты работы внешних аудиторов. Кроме этого, существуют дополнительные аудиторские   услуги, консультации   по   вопросам: бухгалтерского учета, налогового учета, различным финансовым анализам, закупок, права и многие другие. С точки зрения аудита, различают инициативный аудит - по решению   администрации, владельцев или   кредиторов, и обязательный аудит. 

Внутренний контроль и аудит являются одной из главных задач в системе управления организацией, так как управление и принятие решений невозможно без наличия достоверной, полной и своевременной информации, касающейся финансового и экономического состояния предприятия. Функция внутреннего контроля зависит от области контролируемого объекта, если это финансовая часть предприятия, то отвечает за достоверное, полное и своевременное предоставление бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности внешним и внутренним пользователям. Если это участок правового регулирования, то проверяются отделы, занимающиеся договорами, на соответствие внутренним нормативным документам и регламентам. Это могут быть разработанные юристами формы типовых договоров, типовые финансовые условия договоров для работы с покупателями (заказчиками) и другие регламентирующие документы, которые защищают интересы организации и помогают персоналу правильно использовать документы при заключении договоров. Чаще всего в крупных организациях система внутреннего контроля финансового участка контролирует достоверность, полноту и непротиворечивость данных экономической, бухгалтерской и налоговой службы. Ответственность за исполнение функций внутреннего контроля может нести отдел или отдельно взятое должностное лицо с вмененными и прописанными в трудовом договоре с четко прописанными обязанностями по производству внутреннего контроля.

Работа службы внутреннего контроля базируется на следующих нормативных документах: законодательные акты предназначенных для лиц, которые осуществляют свою деятельность в сфере аудита, прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Принципы внутреннего контроля и аудита похожи с действиями независимых аудиторов, приглашаемых со стороны. Аудит проводится по план - графику или по мере возникновения необходимости. Он должен быть объективным и открытым, с соблюдением норм правил, законодательства и профессиональной этики.  Проверяющие не должны зависеть от проверяемых (соблюдение принципа независимости). Все действия, результаты и выводы документируются посредством составления отчета с доказательной базой и ссылками на действующее законодательство. По выявленным нарушениям, на основании заключения аудитора и представленных аудиторских доказательств, выдаются рекомендации по их устранению. Согласно Международного стандарта аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами, чаще всего контроль системы внутреннего аудита и внутреннего контроля на предприятии является одним из пунктов независимого внешнего аудитора. Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя и прописывается в учетной политике, с определением ответственности и мероприятий. Для данной системы разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013), на основании договора.

Методологические документы, разрабатываемые в организациях для систем внутреннего контроля и аудита в части контроля бухгалтерской отчетности должны содержать описание: цели и задач объектов контроля; функции, закрепленные за службой внутреннего аудита; структура службы и распределение обязанностей в ней применяемых процедур; виды и формы оформляемых документов; критерии оценки результативности работы служб.  Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов: Подготовительного, на котором определяются перечень необходимых к поверке вопросов и сроки проведения мероприятий, а также методы исследования и проведения проверки. Основного — во время него и осуществляется контроль. Заключительного, предназначенного для обработки полученных данных и формирования отчета. Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек - листе.  Служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом.

Рассмотрим нормативный документ, который могут может быть использован для составления структуры методических указаний по методам контроля финансовой бухгалтерской отчетности систем внутреннего контроля и аудита. В первую очередь - это ««ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (ФСАД 7/2011)» [4]. Данный стандарт называется – «АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА» и содержит:

  1. Общие положения.
  2. Аудиторские процедуры и информация, используемая в качестве аудиторских доказательств;
  3. Отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств;
  4. Приложение. Примеры вопросов, которые может рассмотреть аудитор при изучении работы эксперта руководства аудируемого лица.

Остановимся подробнее на пункте 3. Для разработки контрольных мероприятий специалист осуществляющий контроль, должен установить методы отбора элементов, которые являлись бы эффективными для целей аудита, будь то выборочная проверка или сплошная. Согласно этому пункту, аудитор должен составить тест с контрольными элементами. Этот тест можно считать эффективным, если по результатам его выполнения получаются достоверные аудиторские доказательства. Данные доказательства, планируемые или уже полученные должны считаться достаточными для целей аудита.

При отборе элементов для тестирования аудитор в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего стандарта должен убедиться в надежности информации и отсутствии противоречивости аудиторских доказательств.

 Необходимо отметить что специалист может использовать для отбора элементов для тестирования следующие методы:

- отбор всех элементов (сплошная проверка);

- отбор специфических (определенных) элементов;

- построение аудиторской выборки.

Выбор нескольких методов отбора для тестирования зависит от: конкретных обстоятельств, которые должны учитывать: риски существенного искажения отчетности в отношении проверяемой информации; возможность практического использования выбранных методов; эффективности метода в данном, конкретном случае.

 При отборе элементов проверки нужно учитывать, что они могут быть:

 1) подозрительными, необычными, в особой мере подверженными риску или которые ранее были связаны с ошибками;

2) превышающие определенную стоимостную величину, это позволит подвергнуть проверке большую часть общей суммы оборотов по счету бухгалтерского учета или группы однотипных хозяйственных операций;

3) определяющие особенности информации о деятельности и характере хозяйственных операций.

 Для создания эффективной системы внутреннего контроля необходимо опираться на нормативную базу регулирования аудита, это законы, законодательные акты и постановления, Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации и различные наработки, не противоречащие законодательству и соблюдающие интересы компаний.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от тридцатого декабря 2008 года номер 307-ФЗ»

Приказ Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная информация в аудиторском заключении") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.2010 N 17736)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Приказ Минфина РФ от 16.08.2011 N 99н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. N 90н» (вместе с «ФСАД 7/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства», «ФСАД 8/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам», «ФСАД 9/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита отдельной части отчетности») (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2011 N 21986)

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Суглобов, А. Е. Методическое обеспечение аудита организаций в условиях несостоятельности (банкротства): монография / А. Е. Суглобов, А. И. Воронцовас, Е. А. Орлова. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 173 с.

Теория и организация бухгалтерского учета. Учебник / Алавердова Т. П. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. — 196 c.

Теплая Н.В. Теоретические основы бухгалтерского учета. Учебное пособие для СПО. — М.: Директ медиа Паблишинг, 2020. — 444 c.

Федоренко, И. В. Аудит: учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. – 2-е изд., перераб., и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 281 с.

 Филина, Ф. Н. Внутренний аудит/Ф. Н. Филина. -М.: Гросс Медиа-2019. -384 с

Штефан, М. А.  Основы аудита: учебник и практикум для вузов / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова; под общей редакцией М. А. Штефан. – 2-е изд., перераб., и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 294 с.

Щербакова, Е. П. Комплексный подход к вопросу оптимизации процессов регламентации и стандартизации внутреннего аудита в российских коммерческих организациях//Менеджмент сегодня. 2019. № 2. № 19.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Иванюха А.Н. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 23 - 30. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6423 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6423



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.