'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  140 просмотров

Ерышева В.Д.

  


ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной работе проанализирован японский опыт развития инновационной деятельности, рассмотрены основные направления реализации инновационной политики, выявлены органы государственной власти, осуществляющие реализацию данной политики, сделаны выводы о методах поддержки государственной инновационной деятельности   

Ключевые слова:
государственное управление, японский опыт управления инновационной деятельностью, инновационная политика, зарубежный опыт государственного управления   


УДК 2964

Ерышева В.Д.

студент магистры 3 курса по направлению

«Государственное и муниципальное управление»

Воронежский государственный университет

(г. Воронеж, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ОПЫТА

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в данной работе проанализирован японский опыт развития инновационной деятельности, рассмотрены основные направления реализации инновационной политики, выявлены органы государственной власти, осуществляющие реализацию данной политики, сделаны выводы о методах поддержки государственной инновационной деятельности.  

 

Ключевые слова: государственное управление, японский опыт управления инновационной деятельностью, инновационная политика, зарубежный опыт государственного управления.

 

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и их внедрении играет Министерство экономики, торговли и промышленности в функции которого входит в т.ч.  координация общенациональных усилий в данной сфере.

В главной стратегической программе Японии «The 5th Science and Technology Basic Plan» сказано, что в основных планах на сегодняшний день акцент сделан на усиление политики в таких областях, как обеспечение государственных инвестиций в НИОКР, реформирование системы НИОКР (путем расширения программ подготовки докторантов, развития конкурентной среды и т.д.), стратегическая фокусировка на НИОКР, усиливая объекты и оборудование НИОКР и поддержка международного обмена и сотрудничества [3].

Что касается государственных инвестиций в НИОКР, то со времени первого базового плана были установлены четкие целевые показатели. Впоследствии японская научно-исследовательская среда прочно утвердилась, и в течение 10 лет в нее вкладывались все большие средства, а также публиковалось все большее число исследователей и статей [1, с. 120].

Общие расходы Японии на НИОКР в 2019 финансовом году составили 19,58 трлн иен, что на 0,3% больше, чем в предыдущем финансовом году. Он растет уже три года подряд и является самым высоким показателем за всю историю. Расходы на НИОКР в процентах от ВВП составили 3,50 процента, что на 0,01 процентного пункта меньше, чем в предыдущем финансовом году [2].

Основными направлениями комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности Японии являются:

  1. финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного гос. заказа;
  2. финансирование НИОКР из различных фондов;
  3. льготное налогообложение или освобождение от налогов научно исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
  4. льготное кредитование перспективных НИОКР;
  5. национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);
  6. защита японского производителя от конкуренции;
  7. создание условий для получения новых технологий из других стран;
  8. импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
  9. привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
  10. согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.

Цели инновационной политики государства включают в себя утроение инвестиций промышленности в университеты и национальные научно-исследовательские институты к 2025 году. Для достижения этого представлены три направления:

  1. Реформирование процесса составления бюджета. В бюджет будут включены расходы на стимулирование и поиск целевых областей инвестиций в НИОКР и продвижении идеи Общества 5.0;
  2. Системная реформа в университетах и национальных НИИ, внебюджетных фондах и др. По состоянию на 31 марта 2019 года общее число исследователей составляет 874 800 человек, что на 0,9 процента больше, чем в предыдущем году;
  3. Инвестиционная деятельность в НТИ, основанная на фактических данных. Содействие эффективному развитию НТИ требуют надлежащего выделения ограниченных ресурсов на необходимые области и меры, которые должны основываться на целостном подходе к политике в области НТИ. Это неизбежно повлечет за собой работу по расширению инвестиций в НИОКР как со стороны Правительства, так и со стороны частного сектора.

       В 2019 году расходы на НИОКР коммерческих предприятий составили 14 212 млрд иен, снизившись на 0,1% по сравнению с предыдущим годом, некоммерческих учреждений и общественных организаций - 1 643 млрд иен, увеличившись на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, университетов и колледжей- 3 720 млрд иен, увеличившись на 1,1% по сравнению с предыдущим годом.

В том же году в государственные расходы Японии на НИОКР составили 170 млрд. долларов или 3,34% ВВП, в основном данные денежные средства выделялись на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы [1].

Можно сделать вывод о том, что в Японии большую часть мер финансирования государство берёт на себя, обеспечивая участников инновационной деятельности полным или превалирующим финансированием из бюджетных средств.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Comprehensive Strategy on Science, Technology and Innovation for 2017 (Excerpt). [Электронный ресурс]. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/english/doc/2017stistrategy_main.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

Statistics Bureau of Japan [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.go.jp/english/data/kagaku/1546.html (дата обращения: 01.08.2022).

The 5th Science and Technology Basic Plan [Электронный ресурс]. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf (дата обращения: 01.08.2022).

Ланьшина Т.А. Инновационный сектор США: государственная политика и тенденции последних лет // Управленческое консультирование.  2017. №6.  С.73-87.

 

Erysheva V.D.

student of master degree in the specialty «State and municipal management»

Voronezh State University

(Voronezh, Russia)

 

FEATURES OF THE JAPANESE EXPERIENCE

OF INNOVATION DEVELOPMENT

 

Abstract: in this paper, the Japanese experience of the development of innovation activity is analyzed, the main directions of the implementation of innovation policy are considered, the state authorities implementing this policy are identified, conclusions are drawn about the methods of state support of innovation activity.

 

Keywords: public administration, Japanese experience of innovation management, innovation policy, foreign experience of public administration.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ерышева В.Д. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 53 - 57. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6427 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6427



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.