'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  348 просмотров

Журавель Д.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие «духовно-нравственные ценности личности». В работе выделяется, что младший школьный возраст более чувствителен к эмоциональному, ценностном, умственному и нравственному развитию. А также самым эффективным взаимодействием между семьей и школой является сотрудничество   

Ключевые слова:
духовно-нравственные ценности, духовность, духовно-нравственные ценности личности   


УДК 37

Журавель Д.А.

учитель начальных классов, студент-магистр

«Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»

(г. Белгород, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие «духовно-нравственные ценности личности». В работе выделяется, что младший школьный возраст более чувствителен к эмоциональному, ценностном, умственному и нравственному развитию. А также самым эффективным взаимодействием между семьей и школой является сотрудничество.

 

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, духовность, духовно-нравственные ценности личности.

 

Перед общеобразовательной школой стоит задача ответственного гражданина, который способен сам судить о происходящем и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника и моральных установок, то есть с правильно организованным духовно-нравственным воспитанием.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда находилась в центре внимания общества. Ранее данную проблему изучали такие великие педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, В. А. Караковский, Ш. А. Амонашвили и др. Общество переживает нравственный кризис, поэтому задача духовно-нравственного воспитания детей имеет огромную значимость.

С. Л. Рубинштейн говорил о том, что именно развитие нравственности составляет основу человеческого поведения. В младшем школьном возрасте ребенок начинает познавать сущность нравственных  категорий и учится оценивать поступки и действия окружающих его людей.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся сейчас является первостепенной представляет образования. У младших школьников духовно-нравственное воспитание наиболее эффективно протекает в процессе художественно-эстетической деятельности, в том числе на уроках изобразительного искусства. Но возникает противоречие между необходимостью духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника и недостаточным использованием возможностей процесса художественно-эстетической деятельности.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс, который предполагает определенную систему форм, содержания, приемов и методов различных педагогических действий. Воспитание ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает гармоническое и устойчивое развитие человека [38].

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс, включающий в себя взаимодействие воспитателей, педагогов и обучающихся или воспитанников. Процесс направлен на формирование гармоничной личности, а также на развитие ценностно-смысловой сферы во время усвоения духовно-нравственных и базовых национальных ценностей, а также моральных и этических норм поведения в обществе [39].

В. А. Сухомлинский говорил, что основа духовно-нравственных убеждений начинает закладываться еще в детстве, когда добро и зло доступны пониманию ребенка только при условии наглядности. Когда очевиден моральный смысл того, что он наблюдает и делает [35].

Основной задачей духовно-нравственного воспитания является превращение необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка таких, как честь, долг, совесть и достоинство [26].

Эффективность духовно-нравственного воспитания учеников зависит во многом от того, каким образом происходит взаимодействие между школой и семьей.

Ребенок наследует духовный опыт семьи, родителей неосознанно, так как в соответствии с исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Г.С. Абрамовой и др. его возрастной особенностью является конформизм, копирование образцов поведения. Эта же его особенность помогает и учителю начальных классов в достижение целей духовно-нравственного воспитания, который должен служить примером духовно-нравственной культуры личности для обучающихся.

Большая значимость в духовно-нравственном воспитании младших школьников принадлежит личному примеру педагога и тому, как он относится к детям. Дети этого возраста во всём стараются подражать своему учителю, даже в поведении и манерах. Если в отношениях между учителем и

классом характерна душевность, отзывчивость и доброжелательность, то, вероятнее всего, отношения среди обучающихся будут такими же. Нельзя заявлять о ребенке, что он во всем хороший или, наоборот, ужасен во всем. Семейные отношения и домашняя обстановка сильно влияет на духовно-нравственное развитие школьника. Поэтому очень важно, чтобы родители или опекуны также уделяли достаточное время воспитанию детей.

Возраст младших школьников является сензитивным в усвоении нравственных норм, в воспитании у них стремления совершать добрые поступки. Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя помогают в формировании нравственной культуры личности [1, с.87].

Младший школьный возраст является особенным возрастом для духовно-нравственного воспитания, и главную роль в жизни ребенка на этом этапе играет педагог. Именно в эти годы начинает закладываться психологическая основа для художественно-эстетической деятельности, развиваются фантазия, воображение и творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умение наблюдать явления и анализировать их, проводить сравнения, обобщать факты и делать выводы.

Младшие школьники склонны к творческой деятельности. Так, Т.Г. Евсеева в своей работе подчеркивает, что творчество - это форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости. Младший школьник сенситивен такой деятельности в силу своих возрастных особенностей [2, с.9].

Д.А. Парамонов подчеркивал, что семья - это первая школа в жизни ребенка, а родители-первые учителя воспитания, сила их влияния как результат личности класса. Взаимодействие семьи и школы является необходимым условием эффективности образовательного процесса, в котором дети, родители и учителя являются частью коллектива, объединенного общими заботами и проблемами. Самое эффективное взаимодействие между семьей и школой - это сотрудничество. Сотрудничество между учителями и семьями состоит в совместном определении целей и задач, совместном планировании ряда сил, ресурсов и целей действий в будущем, одновременном согласовании навыков каждого участника, совместном мониторинге и оценке результатов и прогнозировании новых целей и задач [6, с.4-11].

Младший школьный возраст более чувствителен к эмоциональному и ценностному развитию, умственному и нравственному развитию и гражданскому мужеству, которые трудно встретить в последующие годы. То, что было пережито и усвоено в детстве, характеризуется высокой психологической устойчивостью. Духовность становится врожденной чертой личности, но если все это проходит через процесс воспитания, если каждый материал имеет свою неповторимость, то задача духовно-нравственного воспитания реализуется. Первоочередной задачей начальной школы является ориентация на ценности и основы городской культуры, в противном случае ученик может создать «смешанную» идентичность и условность нравственности в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи [8, с.180-184].

И.П. Ильинская в статье «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов» пишет - одно из направлений решения проблем духовно-нравственного становления современного школьника заключается в поиске корней духовности не столько в самом человеке, сколько в продуктах его жизни и деятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества, в памятниках старины, произведениях науки и искусства. Здесь духовность человека можно рассматривать как результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, познания нравственных, эстетических, этических и других норм. В соответствии с этими положениями автором разработана программа для учащихся начальных классов, их родителей и педагогов. Экспериментальная образовательная программа «Эстетические традиции разных народов» носит интегрированный характер, рассчитана на четыре года обучения и охватывает уроки изобразительного искусства, технологии, музыки, литературного чтения, основным содержанием которых является народная художественная культура, а также внеурочную деятельность младших школьников [3, с.220].

Таким образом, духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в

продуктах его художественно-эстетической деятельности – в произведениях

литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии, которые включаются в духовную жизнь и культуру общества, влияя на формирование

духовности последующих поколений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 750 с.

Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании / Т.Г. Евсеева. – Алматы, 1993. – С. 9.

Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства): учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 220 с.

Кузнецова, И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей: автореферат дис. кандидата психологических наук / И.А. Кузнецова. – Санкт-Петербург, 2007. – 23 с.

Что такое патриотизм? / И.М. Катаев, Е.В. Кожевникова, Е.А. Коломийцева. – Москва – 1907. – 35 с.

Парамонов Д.А. Воспитание ребёнка в семье и школе / Д.А. Парамонов // Иностранные языки в школе – 2007. – № 2 – 4 - 11 с.

Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников: методическое пособие / Д.К. Сурганова, Ф.К. Нуриманова. – Уфа: Изд-во БИРО, 2009. – 39 с.

Утёмов В.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников / В.В. Утёмов, А.А. Климова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 180–184. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770836.

Яновская М.Г. Воспитывать, вызывая ответные чувства / М.Г. Яновская // Начальная школа. – 2016. – № 1. – С. 8-14.

 

Zhuravel D.A.

primary school teacher, master student

Primary school – kindergarten No. 26 «Aquarelle»

(Belgorod, Russia)

 

FORMATION OF SPIRITUAL & MORAL

EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL AGE

 

Abstract: the article discusses the concept of "spiritual and moral values of the individual". The paper highlights that the younger school age is more sensitive to emotional, value, mental and moral development. And also the most effective interaction between family and school is cooperation.

 

Keywords: spiritual values, spirituality, moral values.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Журавель Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 67 - 73. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6430 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6430



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.