'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  148 просмотров

Зыбарев А.В.

  


ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ ОБЖ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются игровые технологии, их суть и составляющие, а также виды игр, которые могут быть использованы в школе при обучении ОБЖ и дан разбор каждого. Выделена специфика применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ. Даны рекомендации, на каких этапах урока наиболее эффективно применять тот или иной вид игровых форм   

Ключевые слова:
игра, игровая технология, ОБЖ, обучение, игровая ситуация   


УДК 37

Зыбарев А.В.

учитель ОБЖ МБОУ Варваровская СОШ

(с. Варваровка, Алексеевский г.о., Белгородская область)

 

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

НА УРОКАХ ОБЖ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

 

Аннотация: в работе рассматриваются игровые технологии, их суть и составляющие, а также виды игр, которые могут быть использованы в школе при обучении ОБЖ и дан разбор каждого. Выделена специфика применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ. Даны рекомендации, на каких этапах урока наиболее эффективно применять тот или иной вид игровых форм.

 

Ключевые слова: игра, игровая технология, ОБЖ, обучение, игровая ситуация.

 

Основными составляющими игровых технологий являются игра и игровая ситуация, которые могут быть включены в урок как полностью, так и фрагментарно.

В психолого-педагогической науке, при раскрытии термина «игра» встречаются различного рода интерпретации и точки зрения. Так, в Российской педагогической энциклопедии под игрой понимается «игровая деятельность, одна из видов деятельности, характерных для животных и человека». А.И. Анохин раскрывает игру как вид деятельности, значение которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игры могут быть ролевыми и не ролевыми, дискуссиями, исследованиями, конкурентными, проблемными дискуссиями и т.д.

С.А. Беличева, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра - это деятельность, в которой социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий прямой утилитарной деятельности.

По мнению А.Р. Вирабовой, можно рассматривать как в разных моментах, так и как отдельный метод обучения:

- в качестве отдельной и обучения для освоения понятия, темы или раздела;

- как дополнение к другим методам и технологиям обучения;

- в качестве частей урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии проведения внеклассной работы или отдельного мероприятия (игры типа «Зарница», «Диалог с героями», и др.).

Использование игр на уроках по Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) напрямую связано с процессом организации деятельности учащихся и преподавателей. Таким образом, необходимо определить структуру дидактической игры, которая позволит эффективно организовывать такую деятельность на уроке. Прежде всего, необходимо определится с этапами проведения игровых форм на уроке, и выбрать игру. В первую очередь следует этап подготовки, а именно определение вида игры, её разработка и прописывание сценариев. Данный этап подготовки к игре включает в себя изучение учащимися реального материала и создание комфортного эмоционального состояния в классе. Важно отметить, что игра подбирается учителем исходя из необходимых целей, которые в ходе урока должны выполнить обучающиеся. Второй этап - это само проведение игры с фиксацией ее протекания и действий каждого из её участников. Перед игрой учитель должен выбрать участников, объяснить им правила, а затем провести саму дидактическую игру. Заключительных этап применения игровых форм заключается в анализе и оценке результатов игры. Педагогические игры делятся на индивидуальные и коллективные, чаще на уроках ОБЖ применяются коллективные или межгрупповые.

Основная цель применения на уроках ОБЖ, в соответствии с требованиями ФГОС, игровых форм обучения является обучение обучающих формировать цели и программы жизнедеятельности себя и общества, прогнозировать результаты своих действий и давать анализ ситуации.

В качестве функций игровой деятельности в рамках реализации обучения ОБЖ по стандартам ФГОС можно выделить следующее:

- Образовательные;

- коммуникативные;

- диагностические;

- социализации;

- развлекательные;

- игротерапевтические.

Специфика преподавания ОБЖ в школах, по моему мнению, заключается в том, что теоретическое усвоение материала урока невозможно без практического закрепления, проигрывания действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и воспроизведения последовательности действий при оказании разного рода медицинской помощи.

Применение игровых форм работы на уроках ОБЖ по методике преподавания в рамках ФГОС можно разделить на несколько тематик, а именно: сюжетные игры, ролевые игры и игры соревнования. Рассмотрим каждую из них.

Сюжетные игры основываются на том, что искусственно воссоздается ситуация (происшествие) внутри которого игроки (обучающиеся) должны действовать, используя теоретические знания, полученные ранее. Необходимо точная «легенда», описание события для правильного решения ситуации. Применение данного вида игровой формы является своего рода репетицией действий при ЧС в настоящем. На мой взгляд, это наиболее эффективная практика закрепления материала, так как вырабатывает рефлекс, который автоматически сработает при попадании в чрезвычайную ситуацию.

Применение ролевых игр на уроках ОБЖ позволяет обучающимся сформировать понимание человеческих взаимоотношений, увидеть стороны общественной жизни и понять психологию других людей. Я рекомендую применять ролевые игра при изучении раздела по оказанию первой медицинской помощи, ведь очень важно понимать моральную составляющую человека, как успокоить его после шока, убедить в необходимости вызова скорой помощи и прочее.

Под играми-соревнованиями понимается командное соревнование в прохождении полосы препятствий к пострадавшему, решение теоретических вопросов на знание ПДД, правил спасения человека получившего разного рода травмы. В сумме, это своего рода эстафета на проверку знаний, умений и навыков, в дополнение интересный вариант для проведения внеклассных мероприятий или празднования Дня защитника отечества в школе. Отмечу, что данный вид игры подходит для любой ступени школьного образования, наполнение и сложность соревнования целиком и полностью определяется на усмотрение учителя.

Таким образом, игра способствует интеллектуальному, физическому, культурному и творческому развитию ребенка. А появление и решение проблемных игровых ситуаций стимулирует школьников к обучению, позволяет им проявить мотивированную активность в достижении поставленных целей и, соответственно, выстроить вектор их личностного развития и формирования познавательных потребностей, стремлений, интересов. В частности, использование таких составляющих игровых технологий, как игра и задачи с элементами игры, производит такой педагогический эффект. В этом случае предполагается разработка игровых ситуаций, реализация которых может осуществляться как в полном объеме, так и частично.

Использование игровых форм обучения на уроках ОБЖ активизирует мыслительные процессы и повышает мотивацию к изучению предмета. В совокупности с другими педагогическими технологиями стимулирует эффективность и заинтересованность в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Стоит помнить, что на уроках учащиеся должны развивать не только учебные навыки, связанные с одним предметом, но и метадетекторные, так называемые "мягкие" навыки. Игра - это технология, в которой учащимся предоставляется возможность не только изучать или консолидировать практический материал, но и отстаивать свою точку зрения и аргументировать ее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Вирабова А.Р. Современное образование школьников // Педагогическое образование и наука. 2020. № 1. C. 87.

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра // Введение в активные методы обучения.1998г. С.241.

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности // Планирование и организация занятий в школе. 2002. С. 87.

Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 классы / А.А. Михайлов Игровые занятия в курсе ОБЖ 5-9 классы, Москва. Дрофа 2009г. С. 82.

Охрана безопасности жизнедеятельности // Экзаменационные вопросы и ответы. 2010 г. С.32.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления // УВП. 2009г. С. 22.

Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании // Педагогическое образование и наука. 2009. С.50.

 

Zybarev A.V.

teacher

Varvarovskaya secondary school

(Varvarovka village, Belgorod region)

 

GAME FORMS OF WORK USED IN LIFE

SAFETY LESSONS IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS

OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

 

Abstract: the paper discusses gaming technologies, their essence and components, as well as the types of games that can be used in school when teaching LIFE SAFETY and gives an analysis of each. The specifics of the use of game forms of learning in the lessons of LIFE SAFETY are highlighted. Recommendations are given at which stages of the lesson it is most effective to use one or another type of game forms.

 

Keywords: game, game technology, training, game situation, LIFE SAFETY.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Зыбарев А.В. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ ОБЖ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 74 - 79. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6431 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6431



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.