'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 14

Просмотры  67 просмотров

Королева Л.А., Шатохин В.А.

  


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ» В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о роли искусства в жизни каждого человека, рассмотрены цели и задачи на занятиях декоративно-прикладного творчества, методы и приемы для заинтересованности детей на занятиях. Проявление и развитие познавательной активности во многом зависит от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит педагогу. Именно он поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика, поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах   

Ключевые слова:
самостоятельная продуктивная деятельность, новые способы действия, мотивация учебной деятельности, самопроверка по образцу, рефлексия, прием «Удивляй!», игровые приемы   


УДК 37.013

Королева Л.А.

педагог дополнительного образования

МБУДО «Станция юннатов»

(г. Белгород, Россия)

 

Шатохин В.А.

педагог дополнительного образования

МБОУ «Прогимназия № 51»

(г. Белгород, Россия)

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ»

В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о роли искусства в жизни каждого человека, рассмотрены цели и задачи на занятиях декоративно-прикладного творчества, методы и приемы для заинтересованности детей на занятиях. Проявление и развитие познавательной активности во многом зависит от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит педагогу. Именно он поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика, поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах.

 

Ключевые слова: самостоятельная продуктивная деятельность, новые способы действия, мотивация учебной деятельности, самопроверка по образцу, рефлексия, прием «Удивляй!», игровые приемы.

 

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

© П.Н. Чернов [4]

 

Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «навыки души» - тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям действительности [1]. Развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося должно осуществляться не только во время уроков, но и во внеурочное время. На государственном уровне обозначен стандарт, который провозглашен, как системно-деятельностный подход. Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

 Основная цель на занятиях декоративно-прикладного творчества- развить в детях способность эстетического восприятия действительности, научить их понимать язык художественных образов. Художественное развитие осуществляется в практической форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка». Поэтому итогом учебного процесса должна стать способность сделать попытку создать свое произведение искусства.

Главная задача педагога дополнительного образования - помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Главным в методике преподавания становится не столько информативная основа подачи материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.

В повседневной учебной деятельности внимание к оценке детского творчества должно быть исключительным. В системе развивающего обучения главным событием учебной деятельности является поиск новых способов действия. За каждую новую мысль, идею, алгоритм действий я стремлюсь поощрить своих детей.

Задачи на занятиях декоративно-прикладного творчества:

  • научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения;
  • прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
  • развивать логическое мышление и творческие способности;
  • научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений.
  • воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

Занятие является основной формой организации учебного процесса. Ребенок на занятии является главным деятелем.

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» К.Д. Ушинский [2]

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных занятий[3].

  1. Мотивация к учебной деятельности. Главное- заинтересовать детей, а именно - создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ. Каждый раз, когда я прихожу к детям, я обязательно приношу с собой образцы выполненных работ. Бывают такие ситуации, когда работу приносят дети, побывав на различных мастер – классах или добывая новую информацию из ИНТЕРНЕТА. Мы всегда стремимся поощрять таких творческих ребят и направляем их на поиск новой информации, используя в своей деятельности информационную компетентность.
  2. Самопроверка по образцу. Я предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Ребята всегда стремятся к успеху и поэтому в конце занятия мы даем оценку детским работам: кто стоит на первом месте, кто на втором, кто на третьем , стараясь никого не обделить своим вниманием .Детям мы раздаем в конце занятия небольшие призы: сделанную по системе оригами кошечку, собачку , птичку.
  3. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания. Например: 2-3кл. раздел «Валяние из шерсти» тема: «Изготовление снегиря». На первом занятии демонстрирую образцы работ, заинтересовываю. Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления снегиря, количество, как рассчитать, какая может быть форма головы, лапок, последовательность выполнения работы, способы отделки… Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют изготовление снегирей, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные, творческие, оригинальные. Затем обсуждаем готовые работы, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше. Важно чтобы обучающийся мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям. Часто я рассказываю детям сказку о том, как царевич пошел учиться ремеслу ковроткачества, чтобы жениться на принцессе, и как в дальнейшем это умение ему пригодилось и спасло ему жизнь.

 На занятиях объединения «Калейдоскоп идей» я стараюсь создать такие условия, при которых обучающийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы.

Прием «Удивляй!»

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыкновенное становится удивительным.

Например, при изготовлении мышки из бисера, мы используем художественное слово, читаем стихотворение про нее, рассматриваем мышку на рисунке, выделяя ее части. На физминутке дети с удовольствием изображают мышку, показывая ее повадки. В конце занятия дети, выполнившие работы лучше всех получают в подарок мышку по типу оригами, а тем детям, которые остались без приза, я предлагаю сделать ее из бумаги.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами детям предлагаются творческие задания.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

- составление кроссвордов;

- сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо объекте;

- выполнение рисунков;

Рамки занятий зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес обучающихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Дети собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.

Творческие задания дают возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ребенок. Я считаю, что такая форма работы помогает детям лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся. Так, например, если дети рисуют рисунок на тему «Космос. Земля. Вселенная», изучая самостоятельно эту тему, то они в обстоятельной форме дают объяснение своим рисункам либо в устной, либо в письменной форме, то есть организуют защиту своих работ.

  1. Игра и игровые приемы. Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля … сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и не его будущую судьбу».

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

В последнее время многие педагоги используют на уроках кроссворды.

Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать.

Кроме этого, мы часто играем в игру «Шире, шире, шире круг!»и «Тетеру», где каждый ребенок чувствует свою значимость в коллективе.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и «добры молодцы» действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды. Один из вариантов - учащимся начальных классов я предлагаю придумать сказку. Я рассказываю детям зачин, а они по цепочке продолжают.

Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому я предлагаю такую работу не всем, а альтернативный вариант задания.

Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит педагогу. Именно он поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика, показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности, поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ребенка рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в объединении должен сводить к минимуму страха детей делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при неудаче.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2009. – 350 с.

Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2008. - 210 с.

Калмыкова, З.И., Зависимость уровня усвоения знаний от активности обучающихся в обучении.: М.: Дрофа, 2000. – 220 с.

Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении.: М.: Просвещение, 2002. - 150с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Королева Л.А., Шатохин В.А. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ» В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 86 - 93. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6433 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6433



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.