'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 16

Просмотры  146 просмотров

Чичикина О.И., Косыгина Е.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
статья представляет собой анализ основных направлений воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, раскрывает компонентный состав понятия «коммуникативная компетенция», описывает специфику психолого-педагогических условий эффективности формирования коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР   

Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, общее недоразвитие речи, ОНР, дошкольный возраст, словарный запас   


УДК 376.2

Чичикина О.И.

студентка 2 курса магистратуры

направление 44.04.03 специальное (дефектологическое) образование,

профиль «Проектная деятельность в логопедии»

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского

(Россия, г. Липецк)

 

Научный руководитель:

Косыгина Е.А.

кандидат педагогических наук, доцент

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского

(Россия, г. Липецк)

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: статья представляет собой анализ основных направлений воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, раскрывает компонентный состав понятия «коммуникативная компетенция», описывает специфику психолого-педагогических условий эффективности формирования коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

 

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общее недоразвитие речи, ОНР, дошкольный возраст, словарный запас.

 

 Одной из основных задач современной дошкольной образовательной организации является создание условий для успешной жизненной перспективы каждого ребенка. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных стартовых возможностей для полноценного развития всех детей независимо от социального статуса, места жительства, пола, нации, языка и ограниченных возможностей здоровья.

В настоящее время наблюдается увеличение количества воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые как раз и имеют статус ОВЗ.

К особенностям коммуникативной компетентности таких детей относятся:

- наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;

- характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;

- словарный запас ниже возрастной нормы;

- трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

- нарушение фонематического восприятия;

- недостаточная критичность к своему дефекту;

- отмечаются нарушения коммуникативной функции — снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения [2].

Сущность понятия «компетенция» в педагогике чаще всего рассматривается как интегрированный образовательный результат. Свое выражение по отношению к ребёнку он находит в способности применять усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в сложившейся ситуации с целью решения возникающих задач.

Отличительной особенностью компетентности как педагогического явления является то, что это не абстрактные общепринятое мыслительные операции, а абсолютно конкретные жизненные навыки и умения необходимые человеку.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими. Это умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации, умение пользоваться речью, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [4].

В современной коррекционной педагогике вопрос социализации детей с общим недоразвитием речи среди нормально развивающихся сверстников активно обсуждается в научной среде. Хотя данный вопрос не считается достаточно изученным, большинство исследователей (Л.П. Алексеева, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя,Д.А. Иванов,А.Г Каспржак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина, О.В. Дзюба и другие) сходятся во мнении, что успешная социализация невозможна без овладения ребенком с ОНР достаточным уровнем коммуникативной компетентности.

В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

Данные компоненты не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных.

Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и словарного) детей с общим недоразвитием речи поддаются коррекции и развитию, но это происходит более медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков, таких, как контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

Указанные выше проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОНР требуют планомерной и системной коррекции. Специально организованная работа педагогами детского сада проходит на основе комплексного и индивидуального подхода, через создание развивающей среды и погружения ребёнка в совместную деятельность со взрослыми и другими воспитанниками [1].

Коррекция всех компонентов коммуникативной системы, системных свойств речи предполагает моделирование программы обучения с учетом особенностей и возможностей детей, понимаемое нами как наиболее адекватно обеспечивающее коррекционно-развивающее воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферы (создание индивидуальных программ обучения; недопустимость стандартизации методических приемов; подбор дидактических материалов, являющихся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения); индивидуальную организацию коррекционных занятий) [3].

Таким образом, педагогическая среда, в которой находится ребенок в детском саду, обладает всеми необходимыми возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР и способна выполнить свою развивающую функцию в тесном контакте с семьями воспитанников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо 3.3. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. — С. 72—88.

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. — М.: Книголюб, 2004.

Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 36—41.

Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнорович. — М., 1993. —С. 86—99.

 

Chichikina O.I.

2nd year student of the magistracy

direction 44.04.03 special (defectological) education,

profile "Project activity in speech therapy"

Lipetsk State Pedagogical University

named after P. P. Semenov-Tyan-Shan

(Lipetsk, Russia)

 

Scientific supervisor:

Kosygina E.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Lipetsk State Pedagogical University

named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

(Lipetsk, Russia)

 

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

PRESCHOOLERS WITH GENERAL

SPEECH UNDERDEVELOPMENT

 

Abstract: the article is an analysis of the main directions of the educational process in a preschool educational institution for the formation of the communicative competence of pupils, reveals the component composition of the concept of "communicative competence", describes the specifics of the psychological and pedagogical conditions for the effectiveness of the formation of the communicative competence of preschoolers with underdevelopment of speech.

 

Keywords: communicative competence, general underdevelopment of speech, preschool age, vocabulary.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чичикина О.И., Косыгина Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 97 - 101. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6435 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6435



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.