'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 17

Просмотры  140 просмотров

Шруб М.В., Лифенко Л.Б.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются причины возникновения трудностей овладения навыком чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены направления и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию невербального компонента функционального базиса чтения   

Ключевые слова:
функциональный базис чтения, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи   


УДК 372.41

Шруб М.В.

учитель-логопед

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

(п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия)

 

Лифенко Л.Б.

учитель-дефектолог

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

(п. Майский, Белгородский район, Белгородская область, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются причины возникновения трудностей овладения навыком чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены направления и содержание коррекционно-развивающей работы по развитию невербального компонента функционального базиса чтения.

 

Ключевые слова: функциональный базис чтения, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

В последние годы отмечается значительный рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Исследователи, такие как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие указывают на то, что недоразвитие всех компонентов речи у детей с ОНР является основной причиной возникновения трудностей овладения навыком чтения [1].

Чтение тесным образом связано с письмом, и с самого начала влияют на развитие друг друга, поэтому если у ребенка возникают трудности в процессе овладения чтением, то будет страдать и письменная речь. При определении уровня готовности ребенка к обучению в школе многие исследователи используют понятие «функциональный базис чтения».

В его структуру, по мнению А.Н. Корнева, необходимо включать не только сформированность собственно языковых компонентов речи, но и пространственное восприятие, пространственные представления, зрительное восприятие, зрительную память, слуховое восприятие, слуховую память, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, графомоторные навыки, зрительно-моторную координацию, сукцессивные способности, произвольное внимание и т.д. [2].

Р.И. Лалаева в своих работах выделила следующие предпосылки формирования функционального базиса чтения, которые обеспечивают успешное и быстрое становление навыка чтения только при достаточной сформированности следующих функций:

  • звукопроизносительная сторона речи (нельзя предлагать ребенку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует, либо искажается в устной речи ребенка);
  • фонематическое восприятие (дифференциации, различения фонем) и фонемный анализ (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае, ребенок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух;
  • зрительный анализ и синтез, а также зрительная память (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);
  • пространственные представления (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы);
  • интеллектуальная (у ребенка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребенка конкретные зрительные образы и ассоциации, а чтения приобретет механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного) [3].

Таким образом, для успешного обучения чтению у детей должны быть сформированы вербальные и невербальные высшие психические функции, обеспечивающие становление данного навыка.

Следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения является дислексия. Р.И. Лалаева, рассматривает дислексию как частичное нарушение процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных и повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения [4].

В исследованиях указывается, что у детей с нарушениями речи нарушение чтения чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка. Как мы указывали ранее, у детей с общим недоразвитием речи нарушены не только устно-речевые предпосылки, но и весь комплекс высших психических функций, лежащих в основе функционального базиса чтения, что влечет за собой необходимость своевременной коррекционной работы. Сформированность невербального компонента функционального базиса чтения является определяющим критерием готовности к обучению начальным навыкам чтения, т.е. необходимо развивать такие высшие психические функции, как: зрительное восприятие, слуховое восприятие, слухоречевую память, зрительно-предметную память, внимание.

Содержанием коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия являются: формирование целостности восприятия, сенсорных эталонов формы, зрительно-пространственных представлений, соотнесение зрительного образа предмета со словом. Способствовать развитию данного направления будут такие упражнения, как: работа с зашумленными изображениями, «Чего не стало?», «Дорисуй картину», «Найди одинаковые предметы в каждом ряду» и т.д.

Содержанием коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия являются: умение прислушиваться и определять источник звука, различать шумы по громкости, запоминать серию звуков, определять направление звука в пространстве, различать звучание музыкальных инструментов, высоту звука, развивать простые и сложные ритмические рисунки и т.д. Для этого можно использовать следующие упражнения: «Угадай, на чем играю», «Тихо-громко», «Шумовые коробочки» и т.д.

Чтобы определить, каким образом сроить работу по развитию слухоречевой памяти, определим, что ребенок должен:

  • уметь образовывать связь между слуховым образом слова и обозначаемым этим словом предметом, качеством предмета, действием, понятием; запоминать слуховые образы многочисленных слов;
  • понимать и отвечать на вопросы; развивать кратковременную и долговременную слухоречевую память;
  • работать над увеличением скорости запоминания и т.д.

На основе вышесказанного можем заключить, что способствовать развитию слухоречевой памяти будут скороговорки, задания на восстановление цепочки слов с помощью картинок и т.д.

Содержанием коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-предметной памяти являются: развитие кратковременной и долговременной зрительно-предметной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, увеличение скорости запоминания, формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений и т.д. Способствовать развитию зрительно-предметной памяти будут задания: «Какой игрушки не хватает?», «Запомни последовательность», «Вспомни что пропущено» и другие.

Содержанием коррекционно-развивающей работы по развитию внимания является: развитие слухового, сенсорного, моторно-двигательного, произвольного внимания, переключение и концентрация внимания, устойчивость и распределение внимания, развитие наблюдательности. Развивать внимание можно с помощью заданий: «Найди отличие», «Найди лишнее» и т.д.

Резюмируем: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеют нарушения практически всех составляющих функционального базиса чтения, т.е. его вербальных и невербальных компонентов. В результате чего, возникает риск развития дислексии, а также дисграфии у обучающихся, осваивающих начальный уровень образования, что неизбежно приведет к неуспеваемости в школе, снижению мотивации вплоть до учебного негативизма, проблемам школьной адаптации и социализации в целом.

Такая ситуация определяет необходимость своевременно проводить диагностику состояния функционального базиса чтения у старших дошкольников, чтобы на ранних стадиях выявить предпосылки нарушения чтения и, как можно скорее, начать проводить коррекционно-профилактическую работу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Зубкова, Е.Г. Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи // Ребенок – дошкольник в современном образовательном пространстве. 2022. С. 30-33.

Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Спб., 2003. 83с.

Лалаева, Р.И. Нарушения чтения Спб.,1998. 116с.

Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников Спб., 1999. 132с.

 

Shrub M.V.

teacher-speech therapist

Maysky Gymnasium of Belgorod district of Belgorod region

(Maysky village, Russia)

 

Lifenko L.B.

teacher-defectologist

Maysky Gymnasium of Belgorod district of Belgorod region

(Maysky village, Russia)

 

FEATURES OF FORMATION OF FUNCTIONAL BASIS

OF READING SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS

WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

 

Abstract: the article discusses the causes of difficulties in mastering the reading skill in older preschoolers with general speech underdevelopment. The directions and content of correctional and developmental work on the development of the nonverbal component of the functional basis of reading are determined.

 

Keywords: functional basis of reading, older preschool children with general speech underdevelopment.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шруб М.В., Лифенко Л.Б. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 102 - 107. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6436 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6436



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.