'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  109 просмотров

Белоконный С.С.

  


АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие административных методов управления, выделяются особенности, виды, формы проявления методов административного воздействия, способы административного воздействия, автором поднимается вопрос о целесообразности применения административных методов управления, плюсах и минусах применения таких методов. Административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, и порой даже малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе, они помогает оказать надлежащее положительное влияние на административный ресурс и на управление в целом   

Ключевые слова:
административные ресурсу, государственное управление, административные методы, взаимодействие, качество взаимодействия   


УДК 34.08

Белоконный С.С.

слушатель 2 факультета

(подготовки руководителей (начальников)

территориальных органов МВД России)

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

РЕСУРСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие административных методов управления, выделяются особенности, виды, формы проявления методов административного воздействия, способы административного воздействия, автором поднимается вопрос о целесообразности применения административных методов управления, плюсах и минусах применения таких методов. Административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, и порой даже малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе, они помогает оказать надлежащее положительное влияние на административный ресурс и на управление в целом.

 

Ключевые слова: административные ресурсу, государственное управление, административные методы, взаимодействие, качество взаимодействия.

 

Прежде чем говорить об административных методах управления и о том, каким образом они влияют на административный ресурс, следует обратиться к понятию административного ресурса и его особенностям. Административный ресурс – совокупность властных полномо­чий, позволяющих проводить в жизнь те или иные планы лица, име­ющего такой ресурс. (3). В настоящее время можно сделать следующие выводы:

- административный ресурс следует рассматривать в совокупности как комплекс доступных средств, возможностей для осуществления государственного управления, а также как управленческий метод, позволяющий воздействовать на те или иные системы общества с целью решения каких-либо проблем и достижения интересов определенных социальных групп;

- административный ресурс – это всегда управленческий метод, так как субъект управления всегда наделен властными полномочиями, а следовательно, административным ресурсом для обеспечения своих властных полномочий.

- административный ресурс, его использование всегда должно быть закреплено законодательно,

- административный ресурс как фактор повышения эффективности государственного управления – это система правовых, организа­ционных, распорядительных, кадровых методов и средств, реали­зуемых должностными лицами и государственными органами при осуществлении государственного управления в целях решения раз­личных текущих или стратегических задач.

- полномочия должностного лица входят в административный ресурс, поскольку позволяют использовать их для решения опре­деленных задач, однако необходимо учитывать, что они могут быть использованы вопреки законным интересам службы. Злоупотребление полномочиями должностного лица приводит к таким нега­тивным проявлениям как коррупция, злоупотребление служебным положением и другими должностными преступлениями.

Важным моментом для установления сущности и значения административного аспекта государственного управления является определение методов административного управления, с помощью которых реализуется государственная политика. Методы управления – это способы осуществления организующего влияния в отношениях субъектов и объектов управления. Методы выражают качественную сторону реализации функции управления и непосредственно связаны с характером соответствующих этим функциям государственно-властных полномочий. При определении методов управленческой деятельности (признака компетенции), необходимо учесть взаимосвязь нормативного закрепления функций и методов, которая обеспечивает единство и целеустремленность действий подразделений органа исполнительной власти. Общие методы, применяемые в административном управлении, можно определить как методы убеждения и побуждения (принуждение), а также прямого и косвенного воздействия. Тогда как последние могут быть выражены как определенные административные методы управления. Именно влияние является основной особенностью административных методов. При определении методов административного управления основной акцент делается на значение управленческих решений. Методы административного управления определяют как: совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля исполнения управленческих решений, принимаемых участниками административного управленческого процесса. (4).

Работа с использованием таких методов строится на властности руководства и требует ответственности со стороны сотрудников.

Следовательно, можно выделить следующие особенности, которыми характеризуются административные методы управления.

- Работа в принудительном порядке: есть приказы, инструкции, которые необходимо выполнять.

- Обязательность выполнения распоряжений руководства. За невыполнение наступает дисциплинарная ответственность, применяются меры взыскания.

- Ограничение свободы выбора исполнителя.

- Разная степень жёсткости форм проявления: возможны как инструкции, так и приказы.

Ещё одна характерная особенность заключается в прочной связи руководства и подчинённых, чаще всего предполагаются адресные директивы.

Административные методы управления опираются на: 1) систему законодательных актов страны и региона; 2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов государственных органов; 3) систему планов, программ, проектов, задач; 4) систему оперативного руководства (власти), граничащей с психологическими аспектами.

Административные методы разнообразны. Они могут быть классифицированы по ряду оснований: по форме выражения; по юридическим свойствам; по способу воздействия на поведение объекта управления; по форме предписания.

По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные.

Административно-правовые методы выражаются в том, что они носят государственно-властный юридический характер. Указания и распоряжения субъекта управления, выраженные в правовой фор­ме, носят обязательный характер для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Административно-организационные методы управления обе­спечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения практических задач. Их использование позволяет упорядочить систему управления, устра­нить то, что мешает успешному управлению, проявлению творче­ской инициативы в управлении. Административно-организаци­онные методы выражаются в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, иных мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, осуществляющего управление, являющегося организа­тором деятельности управляемых.

К наиболее распространенным административно-организаци­онным методам, применяемым, например, в органах внутренних дел, относят­ся: согласование; взаимодействие; координация; контроль и провер­ка исполнения; инспектирование; инструктирование и т. д.

По юридическим свойствам административные методы управ­ления могут быть нормативными и индивидуальными.

Нормативные административные методы рассчитаны на неопределенное число объектов управления (органов, организа­ций, лиц), которые при наличии условий, предусмотренных гипо­тезой нормы права, содержащейся в предписании (диспозиции), обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы.

Индивидуальные административные предписания выражают­ся в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным испол­нителям. Посредством административных распоряжений осущест­вляется текущее оперативное вмешательство в процесс управления в целях направления усилий участников процесса для достижения поставленных целей. К числу индивидуальных административных методов относятся также способы дисциплинарного воздействия на управляемых.

По способу воздействия на поведение объектов управления   адми­нистративные методы подразделяются на следующие: обязывающие к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на императивные (категорические), поручительные, рекомендательные и диспозитивные. (1)

Основная задача административных методов управления — согласовать и координировать действия подчинённых, то есть добиться дисциплинированности, порядка.

Чтобы обеспечить высокий уровень организации и дисциплину, руководство может использовать приказы, распоряжения, инструкции, положения, методические указания, правила и нормативы. То есть руководитель использует в своей деятельности соответствующий административный ресурс.

Безусловно вопрос использования и влияния административных методов на административные ресурсы и управление в целом заслуживает отдельного внимания и детального рассмотрения. К преимуществам использования административных методов относятся: повышение уровня дисциплинированности; строгое соблюдение требований организации; возможности для карьерного роста, так как в результате установленных требований и правил, работники понимают какие действия и результаты поощряются, и стремится к ним. К недостаткам можно отнести концентрация власти; возможную текучку кадров; необходимость оформлять каждое решение в виде документа.

Подводя итог следует отметить, что административные методы управления отличаются от экономических, социально-психологических и могут даже казаться слишком жёсткими, и порой даже малоэффективными, но это лишь на первый взгляд. На практике при правильном подходе, они помогает оказать надлежащее положительное влияние на административный ресурс и на управление в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Аникин В. Н., Бондаренко Р. А. Ресурсное обеспечение стратегического управления в Российской Федерации: учебное пособие / В. Н. Ани­кин, Р. А. Бондаренко. Москва: Академия управления МВД России, 2022. – 96 с.

Аникин В.Н. Ресурсная модель стратегического развития системы МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2(62). С. 110-120.

Братухин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. Москва: Юридическая литература, 2010. С. 17.

Захарцев С.И., Мазурин С.Ф., Прокофьев К.Г. Методы административного управления: понятие и сущность// Юридическая наука: история и современность. 2018. № 6. С. 89 – 98.

Дейнега О. В. Административный ресурс в системе государственного управления: сущность, природа и роль // Социум и власть. 2008. № 4 (120). С. 55.

Охотский Е. В. Государственное управление в современной России: учебно-мето­дический комплекс. Москва: МГИМО(У) МИД России, 2008. С. 63.36.

 

Belokonny S.S.

Listener of the 2nd year

Academy of Management of Ministry of Internal Affairs of Russia

(Moscow, Russia)

 

ADMINISTRATIVE MANAGEMENT METHODS

- MAIN FACTORS ENSURING FUNCTIONING

OF ADMINISTRATIVE RESOURCES & STATE ADMINISTRATION

 

Abstract: the article discusses the concept of administrative methods of management, highlights the features, types, forms of manifestation of methods of administrative influence, methods of administrative influence, the author raises the question of the advisability of using administrative methods of management, the pros and cons of using such methods. Administrative management methods differ from economic, socio-psychological ones and may even seem too harsh, and sometimes even ineffective, but this is only at first glance. In practice, with the right approach, they help to have an appropriate positive impact on the administrative resource and management in general.

 

Keywords: administrative resources, public administration, administrative methods, interaction, quality of interaction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Белоконный С.С. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 108 - 114. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6437 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6437



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.