'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 26

Просмотры  1421 просмотров

Самышин А.В.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены особенности реализации принципа разделения властей в механизме российского государства. Дан анализ месту органам государственной власти, не входящим ни в одну из ее ветвей. Обозначены существующие проблемы в обеспечении равновесия органов государственной власти в современном российском государстве   

Ключевые слова:
государственная власть, принцип разделения властей, ветви власти, система сдержек и противовесов, органы государственной власти   


УДК 342.3

Самышин А.В.

слушатель

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ

ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Аннотация: в работе рассмотрены особенности реализации принципа разделения властей в механизме российского государства. Дан анализ месту органам государственной власти, не входящим ни в одну из ее ветвей. Обозначены существующие проблемы в обеспечении равновесия органов государственной власти в современном российском государстве.

 

Ключевые слова: государственная власть, принцип разделения властей, ветви власти, система сдержек и противовесов, органы государственной власти.

 

В современном мире не существует идеальной модели доктрины реализации властей, при этом каждому государству присущ свой «набор» системы сдержек и противовесов в зависимости от полномочий каждой из ветвей власти, политических и правовых условий, исторически сложившихся традиций, существующих реалий [3, с. 288].

Закрепление принципа разделения в Конституции Российской Федерации 1993 года послужило основой для правового и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. В соответствии с ее положением о многонациональном народе России как едином источнике государственной власти, следует, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти составляют единую систему в связи с чем, логичнее говорить о разграничении полномочий между ветвями единой и неделимой, принадлежащей народу, государственной власти.

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, а органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным и Верховным Судами Российской Федерации. Президент Российской Федерации, являясь главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

Действующая Конституция не именует главу государства, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный и Верховный Суды Российской Федерации высшими органами государственной власти, указывая на необходимость разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данные институты могут выступать в качестве высших органов государственной власти в том значении, что они возглавляют деятельность соответствующих органов законодательной, исполнительной и судебной власти по определению и проведению политики Российского государства. Кроме этого, не выделение в системе судов верховных, высших судебных инстанций основано на конституционных положениях о независимости и самостоятельности судов любого уровня и их подчинение только Конституции федеральным законам.

Конституции определяет лишь основные механизмы взаимодействия органов различных ветвей государственной власти, которые находят свое уточнение уже в действующих нормативных правовых актах.

Фактический анализ современного государственного устройства в России позволяет выделить ряд государственных органов, наделенными определенными властными полномочиями, но не подпадающими под общепринятое понимание доктрины принципа разделения властей. Положения Основного закона страны не определяют их место, не относя ни к одной из существующих ветвей власти. Данное обстоятельство вызывает активные споры среди ученых-правоведов об их месте в системе функционального разделения власти. Так, различными исследователями высказываются мнения о необходимости выделения президентской, учредительной, прокурорской, финансово-банковскую и т.д. ветвей власти [1, с. 379].

Высказываемые мнения, при определенном уровне их научного обоснования могут казаться достаточно правдоподобными, однако выделение дополнительных ветвей власти может последовать за собой разрушение существующей конституционной концепции разделения властей, что недопустимо ни с правовой точки зрения, ни с позиции целесообразности [2, с. 116].

Так, к основным полномочиям недавно созданного по инициативе Президента Государственного Совета Российской Федерации, основными задачами которого, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» отнесено оказание содействия и подготовка Президенту Российской Федерации предложений по наиболее важнейшим вопросам государственного строительства, укрепления основ федеративного устройства государства, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, определения вектора развития как внутренней, так и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития и многие другие, однако реальными полномочиями по претворению данных предложений он не обладает, а их реализация возможна только во взаимодействии с Правительством. Право вынесения решений о необходимости принятия каких-либо законов или внесения в них или их проекты изменений, рассмотрение проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение, он может также реализовать лишь путем внесения соответствующих законопроектов в Государственную Думу или даче по ним заключений.

По аналогии, подвергнув тщательному анализу задачи, полномочия и предназначение любого из органов государственной власти, не входящего ни в одну из ее ветвей, можно сделать вывод, что, несмотря на их упоминание в Конституции, они не будут выступать ни законодательными, ни исполнительными, ни тем более судебными органами власти, поскольку фактически не наделены правомочиями по осуществлению их функций.

Особняком среди органов государственной власти выступает Президент Российской Федерации, при этом, именно в нормативных положениях Конституции, определяющих его статус, понятие «органы государственной власти» в ходе проведенного в 2020 году частичного конституционного реформирования системы государственных органов Российской Федерации и их взаимоотношений в соответствии с законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», инициированного им же, заменено термином «органы, входящие в единую систему публичной власти».

Российская Федерация провозглашена демократическим, правовым государством с республиканской формой правления. Принцип функционального разделения власти стал основой в устройстве системы государственных органов, что соответствует потребностям времени. В то же время есть основания полагать, что, как и любая из систем построения государственной власти, она не совершенна и механизм ее функционального распределения с учетом постоянно меняющихся реалий оправдывает необходимость определенных трансформаций.

Построение механизма государственной власти на основе принципа функционального разделения единой государственной власти предусматривает создание системы «сдержек и противовесов», основанной на разграничении функций и полномочий органов разных ветвей государственной власти, их осуществляющих, органичном их взаимодействии и взаимном контроле. Однако, существующая в настоящее время система «сдержек и противовесов», не позволяет в полной мере сглаживать возможные противоречия между различными ветвями власти, что влечет за собой усиление полномочий Президента как гаранта Конституции, призванного обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Так, достаточно широкий объем полномочий Президента России в реальности не обеспечивает самостоятельности исполнительной, законодательной и судебных ветвей власти, а двойственность в взаимоотношений Парламента и Правительства не всегда ведет к их взаимодействию на основе взаимодополнения.

До настоящего времени среди исследователей нет единого мнения о сложившейся в Российской Федераций форме правления. Изначально превалировало мнение о смешанном характере республики, в связи с двойной ответственностью Правительства перед Государственной Думой и Президентом. Фактическое подчинение исполнительной власти Президенту обосновывало точку зрения о президентской республике с некоторыми оговорками. Также, особенно в последнее время, высказывается мнение о несвойственной формулировке республиканской формы правления как суперпрезидентской в связи с сосредоточением всей реальной власти преимущественно в руках Президента и подконтрольных ему органов, а принцип разделения властей носящий декларативный характер.

Реализация принципа разделения властей в России на практике испытывает определенные трудности. В большинстве своем все ратуют за разделение ветвей власти, признание их самостоятельности и независимости остается спорным. Анализ существующего механизма конституционно-правового построения государственной власти в России позволяет сделать вывод о том, что ни одна из классических форм правления не характерна российского государства. Фактически смешение признаков президентской и парламентской республик, отсутствие между ними реального равновесия, привело к формированию уникальной современной формы правления, трудно поддающейся традиционной классификации [4, с. 326].

Таким образом, Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий всех трех ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. Т. 1. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 864 c.

Лакеева, А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления / А. В. Лакеева, Д. С. Ивакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62523/ (дата обращения: 04.11.2022).

Марченко М. Н. Теория государства и права. Ч.1. Теория государства: учебник/ под ред. М. Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. – 516 с.

Степанова Е. А. Форма правления в современной России в контексте поправок к Конституции РФ 2020 года / Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 324-328. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90436/ (дата обращения: 13.11.2022).

 

Samyshin A.V.

listener

Academy of Management of Ministry of Internal Affairs of Russia

(Moscow, Russia)

 

IMPLEMENTATION OF SEPARATION PRINCIPLE

AUTHORITIES IN MECHANISM OF MODERN RUSSIAN STATE

 

Abstract: the paper considers the features of the implementation of the principle of separation of powers in the mechanism of the Russian state. The analysis is given to the place of public authorities that are not part of any of its branches. The existing problems in ensuring the balance of public authorities in the modern Russian state are outlined.

 

Keywords: state power, separation of powers, branches of government, checks and balances, public authorities.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Самышин А.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 160 - 166. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6445 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6445



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.