'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 28

Просмотры  78 просмотров

Князева С.А.С., Пиюкова С.С.

  


ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К ДЕПРЕССИВНЫМ СОСТОЯНИЯМ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями личности и депрессивными состояниями. Раскрываются концептуальные подходы к пониманию депрессии как одного из видов психических расстройств, актуализируется проблема увеличения количества людей, склонных к депрессии. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи типа темперамента и депрессивных состояний. Обозначены значимые корреляции между депрессивностью и нейротизмом. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представления о выявленных феноменах и решать практические задачи в рамках психологической работы   

Ключевые слова:
депрессивные состояния, индивидуально-психологические особенности, темперамент, нейротизм   


УДК 159

Князева С.А.С.

клиническая психология, магистратура

Самарский филиал

Московский городской педагогический университет

(г. Самара, Россия)

 

Научный руководитель:

Пиюкова С.С.

заведующий кафедрой общей и социальной психологии,

кандидат психологических наук, доцент

Самарский филиал

Московский городской педагогический университет

(г. Самара, Россия)

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ

К ДЕПРЕССИВНЫМ СОСТОЯНИЯМ

 

Аннотация: в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями личности и депрессивными состояниями. Раскрываются концептуальные подходы к пониманию депрессии как одного из видов психических расстройств, актуализируется проблема увеличения количества людей, склонных к депрессии. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи типа темперамента и депрессивных состояний. Обозначены значимые корреляции между депрессивностью и нейротизмом. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представления о выявленных феноменах и решать практические задачи в рамках психологической работы.

 

Ключевые слова: депрессивные состояния, индивидуально-психологические особенности, темперамент, нейротизм.

 

Депрессия (от лат. depressio – подавление, угнетение) – психическое расстройство, отличающееся патологически сниженным настроением (гипотимией) с отрицательной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей реальности и своего будущего. Депрессивное изменение настроения, наряду с искажением когнитивных процессов, сопутствующей моторным торможением, снижением побуждений к деятельности, соматовегетативными дисфункциями [1].

На сегодняшнее время в мире предположительно 280 миллионов человек переживает от всякого рода проявлений депрессии, которая демонстрирует один из наиболее изученных видов психических аномалий. По наблюдениям Американской ассоциации психиатров, каждый десятый субъект так или иначе в своей жизни испытывал угнетённое состояние всякого рода тяжести [1]. По данным исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ), в развитых странах Европы и США отмечается повышение заболеваемости аффективными расстройствами: с 0.4-0.8 % в 60-е годы до 5-10 % в 90-ые годы XX века [1].

Так, из года в год в мире свыше 700 000 человек заканчивают жизнь самоубийством. В числе главных причин смерти среди молодежи в возрасте 15-29 лет, самоубийство занимает четвертое место. В 2019 г. во всем мире испытывали душевные страдания почти 1 миллиард человек, среди которых 14 % – подростки. Наряду с этим 58 % завершенных суицидов произведены людьми в возрасте до 50 лет. Следует отметить, что в начале пандемии COVID-19 заболеваемость депрессией и тревожными расстройствами выросла более чем на 25 % [1].

Общенаучные эксперименты определили психологические причины депрессивных расстройств. В их числе обращает на себя внимание особый стиль мышления, так сказать «негативное мышление», для него свойственно концентрация на негативных сферах жизненного пути и «недостатках» собственной личности, способность видеть в отрицательном свете повседневность и собственные перспективы , ухудшение гибкости мышления – «когнитивная ригидность», уменьшение осознанности личных внутренних психических процессов и опыта, и, напротив, глобализация и тенденция к сверхобобщениям в текущей оценке событий, невнимание к логической аргументации, эгоцентричность в видении себя и других, отсутствие привычки выдвигать и проверять гипотезы [2].

У субъекта, страдающего депрессивными расстройствами наблюдается характерная особенность взаимосвязи в окружающей среде: обнаруживается высокий уровень критики, конфликтность в общении, постоянные выяснения отношений, в то же время, исключаются доверительные отношения, которые могли бы выступать основой эмоциональной поддержки [3].

С нейрофизиологической точки зрения, депрессия – это сложное эмоциональное состояние человека, которое содержит в себе негативные эмоции, когнитивные нарушения и соматовегетативные расстройства [4].

На психологическом уровне депрессия характеризуется гипотимией, медлительностью психических и двигательных процессов, ослаблением инстинктивных импульсов, охваченный пессимистичной самооценкой, негативным отношением к своему прошлому и будущему. Медико-социальными показателями расстройств являются недостаток психосоциальной адаптации, упадок трудоспособности, снижение склонности пациентов к лечению и психотерапевтической помощи. Рассматриваются варианты соматизированного депрессивного реагирования, связанные с латентным характером течения заболевания, что может представляться важным для специалистов немедицинских специализаций [3].

Впервые предприняли попытку исследовать проблемы пациентов с депрессивными расстройствами учёные З. Фрейд и К. Абрахам. Они впервые объяснили возникновение депрессии с ситуацией утраты объекта любви, в частности матери.

В книге З. Фрейда «Скорбь и меланхолия», учёный акцентирует особое внимание на несколько условий, которые могут быть причиной для возникновения меланхолии:

детские травмы – образовавшиеся по причине разочарования в объекте привязанности, которые в дальнейшем послужили условием для отличительного характерного поведения.

выбор объекта зависимости на нарциссической основе;

выдуманная или действительная потеря, настоящего или несуществующего конструкта;

перенос недовольства и неприязни на собственное «Я» (в силу нарциссического выбора определенные части «Я» были слиты с объектом, поэтому чувства, адресованные разочаровавшему человеку, переносятся на ту часть «Я», в которой представлен интернализованный и теперь ненавидимый объект) [6].

Согласно мнению К. Абрахама, подтверждением агрессивности больных депрессивными расстройствами, являются сны, символические акты, ошибочные образы действий. Вслед за этим К. Абрахам пришёл к выводу, что больные депрессивными расстройствами представляют собой совокупность «оральных» черт, такие как повышенная требовательность, недоброжелательность, враждебность, зависимость, пассивность. Вместе с тем, учёный обращает внимание на тесную связь между «разочарованием в любви» и началом депрессии. В старшем возрасте конфликт в таких интерсубъективных ситуациях приводит к активизации, испытавшей на преэдипальной фазе развития инфантильную травму (утраты или отвержения родителями) и сопряженный с ней конфликт любви-ненависти [5]. У такого типа субъектов определяют зависть в сочетании с пассивностью, повышенную требовательность [7].

Когнитивный подход к исследованию депрессивных расстройств обнаруживает включение в ее возникновение ряда когнитивных процессов, таких как когнитивные искажения, автоматические мысли, глубинные убеждения, в целом образующие когнитивную схему [7].

Наибольшей степени представляет интерес теория «когнитивной уязвимости», она интегрирует депрессию с присутствием «депрессогенных» программ, которые формируются в период детства и активизируется у взрослых под давлением жизненно важных факторов. В пределах этого представления А. Бек обращает внимание на две существенные положения в центральных убеждениях депрессивных личностей: «тему беспомощности» (некомпетентности, несостоятельности) и «невозможность быть любимым» [8].

Индивидуальные черты субъекта имеют прямую связь с отрицательными когнитивными процессами. А. Бек представил два основных типа личности – «социотропный» и «автономный», аналогичных анаклитическому и интроективному типам в классификации С. Блата [7]. Вместе с тем, когнитивная теория депрессии основывается на положении о том, что взгляд человека на себя, на окружающий мир является основной причиной депрессии. Первичным фактором эмоций и поведения выступает познание. Отрицательное мнение о себе стимулирует депрессивного индивида воспринимать себя как «неадекватного», винить себя в своих проблемах и личные неприятности расценивать, как собственные недостатки [9].

В свою очередь, над изучением депрессивных расстройств работали следующие зарубежные и отечественные исследователи: У. Бауманн, Д. Берлоу В.Д. Менделевич, Н.В. Середина, П.И. Сидоров, Н.В. Репина, Д. Хелл и другие.

С точки зрения зарубежных учёных, взаимосвязь темперамента и депрессии наблюдается в циклотимии, полярных расстройствах, суицидальном поведении [10]. Фиксируется недостаточность исследований связи темперамента и депрессии, вместе с тем отмечается дефицит способов познания этого показателя, в том числе сложность в дифференциации выраженности темперамента и симптоматики текущего актуального депрессивного эпизода [10].

Показатели эксперимента по опроснику Р. Клонингер для определения темперамента и характера, позволили обнаружить связь основного признака избегания неудач (тревожность, страх, утомляемость, застенчивость), у пациентов с депрессивными расстройствами по сравнению с группой здоровых исследуемых; низкую самооценку (зависимость от вознаграждения) как причина подростковой депрессии; личностные качества в виде «поиска новизны» (тенденции к поисковому поведению в среде, активному избеганию монотонности) как фактор психотической депрессии [11].

В структуре психологических особенностей личности обращают на себя внимание темперамент, характер, способности и направленность. Концепция темперамента, изложенное отечественными учёными, объясняется в определении психобиологической группы свойств, демонстрирующих из себя комплекс внешне меняющихся особенностей жизнедеятельности индивида.

Слово «темперамент» представляет собой «надлежащее смещение черт». В общепринятой психологии этим термином, называют динамические свойства психики субъекта. Темперамент представляет собой биологическую основу нашей личности, сформирован на особенностях нервной системы человека и связан со строением тела, обменом веществ в организме. То есть, темперамент в большинстве случаев определяет скрытую стрессоустойчивость индивидуума.

За последнее время существуют отдельные публикации на тему «темперамент и депрессия» у больных с психогенной провокацией депрессивного расстройства [12]. В которых наблюдаются статистически значимые различия между гармоничным и диссоциированным по предметной эргичности темпераментом в частоте личностно значимого психогенного фактора, предшествующего образованию депрессии; выявлены связи между содержанием стресс-фактора и типом депрессии [12]

Человек обладает объективной возможностью выбора в реагировании, поведении, деятельности, но уровень свободы выбора обусловлена свойствами стрессовой ситуации. По большей части стрессоустойчивость личности предопределяется темпераментом. К самым динамично исследуемым особенностям темперамента причисляют нейротизм.

Многочисленный список источников по взаимосвязи нейротизма и депрессии даёт возможность охарактеризовать следующие выводы.

Нейротизм – это очень емкий конструкт, который отражает неспецифическую уязвимость к «расстройствам дистресса», что мало информативно для качественной диагностики личности в клинических условиях [13].

Конструкт не был спроектирован целенаправленно для изучения субъективных параметров депрессии, несмотря на то что состоит во взаимосвязи с ней.

Учёных исследователей особенно привлекает внимание гипотезы о личностных качествах или причинах, которые образовались в теоретическом аспекте и обладают значительной отличительной характеристикой.

С точки зрения группы учёных исследователей, пациенты с депрессивными расстройствами характеризуются чрезмерным нейротизмом.

Чтобы проверить гипотезу о взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями людей и депрессивными состояниями, мы применили психодиагностические методики: методика Г. Айзенка по определению темперамента и Шкала депрессии А. Бека. Данные обрабатывались с использованием корреляционного анализа К. Спирмена и U-критерия Манна-Уитни.

В исследовании приняли участие 30 испытуемых: 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 25-35 лет. Анализ результатов диагностики с использованием шкалы депрессии А. Бека показал, что 30 % мужчин и 23 % женщин обнаружены депрессивные состояния, 47 % респондентов – без проявлений депрессивных признаков. У респондентов с депрессивными состояниями преобладающими признаками являются, симптомы когнитивно-аффективной субшкалы, выраженное снижение фона настроения, общая безрадостность, страх за будущее, проявляется склонность видеть повседневность в мрачном цвете, болезненное и обострённое восприятие действительности.

В ходе проведения корреляционного анализа была выявлена прямая взаимосвязь депрессивности с нейротизмом (r=0.64 при р<0.01). Получены аналогичные результаты, подтверждающие различия в уровне нейротизма у испытуемых с субдепрессией и без депрессивных признаков (U=59.5 при р<0.05). Значимых различий в переживании депрессии между мужчинами и женщинами выявлено не было.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что гипотеза о взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей (степени нейротизма) и переживанием депрессивного состояния подтвердилась частично, что является поводом для дальнейшего исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Смулевич .Б., Э.., Читлова .В. личности депрессия // . неврол. психиатрии. 2012. № 9. - . 4–11.

Р. ., Ангермейер ., Энтони . К., психических в всей и их возрасту в здравоохранении. Всемирный психического / Мировая . – 2007. – № 6. – с. 168–176.

, О. . Нарушение познания депрессии: подходы, изучения выделенные / О. . Пуговкина // психология психотерапия. – 2014. – № 4. – . 80–87.

П. ., Кумар ., Генри . Х., В.., Гольдберг .Б. при тяжелой и диабета, 1997. - . 261.

Ариетти Г., Бемпорад М., Депрессия. Нью-Йорк: International University Press, 1976. 286 с. Arietti G., Bemporad M. Depression. N.Y.: International University Press, 1976. 286. Полмайер Г., Психоаналитическая теория депрессии // Энциклопедия глубинной психологии. М.: MGM-Interna, 1998. Т. 1. С.681–740.

психология / ред. .Б. . М., 2013. – . 464.

Психология . Тексты / ред. .К. , Ю.. Гиппенрейтер. М., 1984.

Гаранян Н.Г., Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Ч. I //Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 1. С. 79–89.

Бек А., Когнитивная терапия депрессии.// А.Бек, А.Раш, Б. Шо, Г. Эмери. – СПб.: Питер, 2002

Гоис C., Х., K., Фигейра M.. Связь темпераментом, и . 2012. - с. 142.

Клонингер К.Р., Единая биосоциальная теория личности и ее роль в развитии тревожных состояний // Психиатрические разработки. 1986 г. Vol. 3. С. 167–122.

Азорин .М. эндофенотипы. / Адида ., Факра ., 2012. - с.70-74.

Флик С., Рой-Бирн П., Коули Д. и др., DSM-III-R расстройства личности в клинике расстройств настроения и тревожных расстройств: распространенность, коморбидность и клинические корреляты // Ж. Аффект. Дис. 1997. Vol. 27. С. 71–79.

Флик С., Рой-Бирн П., Коули Д. и др., DSM-III-R расстройства личности в клинике расстройств настроения и тревожных расстройств: распространенность, коморбидность и клинические корреляты // Ж. Аффект. Дис. 1997. Vol. 27. С. 71–79.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Князева С.А.С., Пиюкова С.С. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К ДЕПРЕССИВНЫМ СОСТОЯНИЯМ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 173 - 182. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6447 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6447



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.