'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 2
  4. Научная статья № 29

Просмотры  80 просмотров

Рейфер А.В., Щетинина Е.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена проблема саморегуляции современных женщин. Описаны требования, которые предъявляет быстрое развитие современного общества к женщинам в связи с необходимостью сочетания и эффективного выполнения нескольких социальных ролей одновременно. Приводятся данные эмпирического исследования об особенностях саморегуляции современных женщин   

Ключевые слова:
саморегуляция, волевая саморегуляция, самообладание, настойчивость, гендерные роли, социальные роли, гендерная психология   


УДК 159

Рейфер А.В.

магистрант,

Сочинский государственный университет

(г. Сочи, Россия)

 

Научный руководитель:

Щетинина Е.В.

кандидат психологических наук

доцент кафедры общей психологии

и социальных коммуникаций

Сочинский государственный университет

(г. Сочи, Россия)


ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖЕНЩИН

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

 

Аннотация: в работе рассмотрена проблема саморегуляции современных женщин. Описаны требования, которые предъявляет быстрое развитие современного общества к женщинам в связи с необходимостью сочетания и эффективного выполнения нескольких социальных ролей одновременно. Приводятся данные эмпирического исследования об особенностях саморегуляции современных женщин.

 

Ключевые слова: саморегуляция, волевая саморегуляция, самообладание, настойчивость, гендерные роли, социальные роли, гендерная психология.

 

Современный мир характеризуется быстрой изменчивостью и высокой хрупкостью, что отмечается в актуальных дескриптивных моделях мира, которые носят названия VUCA (волатильный, неопределенный, сложный и неоднозначный) и BANI (хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый) [1; 2]. При происходящих изменениях повышаются требования к результативности людей в профессиональной сфере, в общественной жизни и даже в семейной сфере. При этом распределение гендерных социальных ролей в семейной сфере в традиционном обществе, которое характерно для России, остается прежним, каким оно было в эпоху устойчивого и надежного мира.

Соответственно, мы сталкиваемся с ситуацией, в которой резко растут требования к женщине как к профессионалу, требования к женщине как к активному и продуктивному члену общества, а также требования к ее духовному развитию и раскрытию личностного потенциала. Но при этом сохраняются на прежнем беспрецедентно высоком уровне требования к выполнению женщиной ее семейных ролей (роль супруги, матери, дочери, сестры, внучки). Недостаточная эффективность и продуктивность в любой из сфер жизнедеятельности приводит к кризису и резкому снижению удовлетворенности, поэтому психологи говорят о комплексных моделях профессионально-личностной самореализаци женщины [3]. Актуальная статистика аналитического центра McKinsey показывает, что женщины чаще чем мужчины и все чаще год от года сталкиваются с выгоранием как в семье, так и в работе [4].

В таких общественно-экономических условиях повышаются требования к способности женщины к саморегуляции. Современные женщины заняты решением вопроса о том, как грамотно сочетать карьеру и семью, а также личностно-духовную самореализацию и активную общественную деятельность, что выдвигает особые требования к способностям женщины к произвольной саморегуляции.

В.И. Моросанова определяет произвольную саморегуляцию как «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей» [5]. Волевая саморегуляция представляет собой такой вид произвольной саморегуляции деятельности и поведения, когда человеку требуется сознательно самому преодолевать трудности постановки цели, планирования и исполнения действий [6]. Овладение способами саморегуляции облегчает совершение человеком волевых действий именно вследствие выработки у него определенных личностных свойств, таких, как самообладание и настойчивость.

Для изучения особенностей волевой саморегуляции современных женщин проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 респондентов. Экспериментальная группа исследования представлена 30 респондентками (100% женщины) в возрасте от 20 до 40 лет, воспитывающими ребенка в возрасте до 3 лет и проходящими профессиональное обучение в целях повышения (поддержания) квалификации и переподготовки для дальнейшей карьеры. Средний возраст респондентки экспериментальной группы – 26 лет. Контрольную группу выборки исследования составили партнеры (супруги) женщин, отобранных в качестве респонденток исследования. Численность контрольной группы составляет 30 респондентов (100% мужчины), возраст от 23 до 42 лет. Средний возраст респондента контрольной группы 28 лет. В психодиагностических целях использована «Методика исследования волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдман, которая направлена на оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции.

Результаты сравнительного исследования волевой саморегуляции у женщин и мужчин представлены в таблице 1.


Таблица 1. Волевая саморегуляция у женщин и мужчин: описание

 

Шкала

Настойчивость

Самообладание

Общий уровень саморегуляции

Женщины

Число респондентов

30

30

30

Среднее значение

8,83

8,03

13,97

Стандартное отклонение

2,89

2,87

4,58

Коэффициент вариации

32,71

35,73

32,81

Мужчины

Число респондентов

30

30

30

Среднее значение

10,90

7,07

14,27

Стандартное отклонение

2,41

2,57

4,35

Коэффициент вариации

22,13

36,40

30,47

 

По результатам сравнения обнаружено, что для современных женщин в среднем характерен более низкий уровень волевой саморегуляции (13,97 балла и 14,27 балла, соответственно). Что касается изученных компонентов волевой саморегуляции, то у современных женщин наблюдается более низкий уровень настойчивости при несколько более высоком уровне самообладания по сравнению с современными мужчинами.

Межгрупповое сравнение мужчин и женщин по особенностям волевой саморегуляции проведено с применением U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Волевая саморегуляция у женщин и мужчин: сравнительный анализ

 

Шкалы

Женщины (N=30)

Мужчины (N=30)

U-критерий

p

Настойчивость

8,83

10,90

643,000

0,007

Самообладание

8,03

7,07

312,500

0,169

Общий уровень волевой саморегуляции

13,97

14,27

450,500

0,836

 

Статистической значимости достигают значения по уровню настойчивости. Современные женщины в существенно меньшей степени проявляют настойчивость, нежели мужчины. Как следствие, вероятно снижение способности к самореализации, особенно в условиях сочетания нескольких гендерных социальных ролей.

Группу риска по выгоранию составляют 20% женщин, у которых выявлен по результатам эмпирического исследования низкий уровень способностей к волевой саморегуляции (Рис. 1.).

 

Рис. 1. Распределение женщин по уровню общей волевой саморегуляции

 

Каждая пятая женщина выборки имеет низкий уровень способностей к волевой саморегуляции: они недостаточно настойчивы в постановке и достижении целей, а также легко теряют самообладание даже в обычных повседневных ситуациях. Высокий уровень саморегуляции, который свидетельствует о способности к продуктивной деятельности в условиях сочетания нескольких ролей, достигнут лишь у 36,67% женщин.

Таким образом, по результатам исследования подтверждена проблема, которая связана с недостаточно развитыми способностями к волевой саморегуляции личности у современных женщин. Выявленная проблема требует проведения дальнейших исследований, связанных с поиском психологических коррелятов и детерминант волевой саморегуляции у современных женщин. В качестве таких коррелятов могут быть изучены индивидуально-типологические особенности современных женщин.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Гурина М. VUCA или что делать в мире хаоса? // Публикации Липецкого филиала РАНХИГС. От 23.04.2020. URL: https://lip.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=318724& (дата обращения 08.11.2022).
Cascio J. Facing the Age of Chaos. // Institute for the Future. Apr 29, 2020. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (retrieved on 08.11.2022).

Катькало К.Д. Психологические детерминанты личностно-профессиональной самореализации: обзор исследований// Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-lichnostno-professionalnoy-samorealizatsii-obzor-issledovaniy (дата обращения: 08.11.2022).
Исследование: в 2021 году женщины выгорали чаще мужчин.// Inc Russia. 28.09.2021. URL: https://incrussia.ru/news/workplace-burnout/?ysclid=l8if0gpw5l588020134 (дата обращения 08.11.2022).

Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. 2016. №3. С. 132–144.

Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. дисс. д-ра. наук. Тбилиси, 1989.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рейфер А.В., Щетинина Е.В. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ // Вестник науки №11 (56) том 2. С. 183 - 190. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6448 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6448



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.