'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  101 просмотров

Веселова Э.А.

  


СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в дошкольном возрасте ключевое место занимает изобразительная деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников. Образная деятельность более интересна для дошкольников, так как позволяет передать то, что дети наблюдали в окружающей их жизни, что вызывало у них переживания, положительные эмоции. В этот период необходимо совершенствовать изобразительные умения не только для разностороннего развития личности ребенка, но и для более успешного обучения в школе. Поэтому педагогическое сообщество должно более внимательно относиться к педагогическим возможностям детского творчества   

Ключевые слова:
дошкольная педагогика, дошкольный возраст, изобразительные умения, художественно-эстетическое развитие   


УДК 373.24

Веселова Э.А.

воспитатель, ГБДОУ «Детский сад №48» Центрального района

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в дошкольном возрасте ключевое место занимает изобразительная деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников. Образная деятельность более интересна для дошкольников, так как позволяет передать то, что дети наблюдали в окружающей их жизни, что вызывало у них переживания, положительные эмоции. В этот период необходимо совершенствовать изобразительные умения не только для разностороннего развития личности ребенка, но и для более успешного обучения в школе. Поэтому педагогическое сообщество должно более внимательно относиться к педагогическим возможностям детского творчества.

 

Ключевые слова: дошкольная педагогика, дошкольный возраст, изобразительные умения, художественно-эстетическое развитие.

 

Рисование, как и игровая деятельность, считается естественной и органичной потребностью каждого ребенка. Дети много и с удовольствием рисуют, зачастую без какого-либо внешнего воздействия со стороны родителей или педагогов. Ребенок рисует все, что вызывает у него искренний интерес, удивление или восхищение. Но это не просто желание выразить свои чувства или поделиться своими впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. При рисовании, как и в игре, ребенок не только отражает мир, но и познает его.

Значение художественной деятельности, открывающей мир изобразительного искусства для детей, в формировании и развитии различных сторон личности старших дошкольников отмечают разные ученые, такие как             Б. Джефферсон, В. Лонфельд, Э. Крамер, К. Роуленд, Д. Ламберт и др. Д. Эйнон утверждали, что навязчивые действия способствуют формированию определенных психологических стигм у ребенка. Исследователь подчеркивает важность тренировки изобразительных умений для формирования зрелой личности и интеллектуального развития. Он придавал большое значение изобразительной деятельности в эмоциональном развитии ребенка. [7].

Т. С. Комарова изучала такой важный аспект развития творческого воображения, как овладение графическими навыками и умениями, в том числе техникой рисования. Определено содержание изобразительных навыков и умений, выделена система этих умений и навыков, имеющихся у дошкольников вообще и у детей разных возрастных групп в частности, разработана методика их обучения. [5].

Процессы восприятия, представления (зрительного и двигательного), движений рук взаимосвязаны и должны развиваться в единстве. Рассмотрим понятие компетентности в учебной деятельности. Навык представляется как преднамеренно автоматизированная деятельность, а затем функционирует как автоматизированное средство выполнения этой деятельности [4].

Л. С. Выготский различает два типа автоматизма — первичный и вторичный. По сути, автоматические действия — это действия, которые происходят независимо от сознательного намерения и происходят вне сознательного контроля; этот вид автоматических действий включает в себя рефлекторные реакции и привычки. Среди них следует различать навыки - вторичные автоматизмы, т. е. намеренно разработанные, а затем автоматически применяемые действия. Такое понимание навыков и процесса их автоматизации помогает раскрыть механизм формирования навыков технического рисования. Ни один из навыков технического рисования, однажды освоенный и автоматизированный, не может быть использован бессознательно [1].

Т. С. Комарова предлагает классифицировать компоненты приемов рисования и разделить их на три группы, включающие навыки и умения [5].

Навыки будут вырабатываться через правильную постановку действия и доведение его до автоматизма в результате повторения и практики. Навыки приобретаются детьми, такие как приобретаемые навыки, понимание задачи изображения, а также приобретение знаний о том, как, при каких условиях эти навыки можно применять [3].

В первую классификационную группу входят не только умения, но и навыки, которые условно можно назвать техническими. Эта группа включает в себя ряд навыков: правильное владение инструментом (исходное положение), положение руки с инструментом при проведении вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при проведении широких полос и тонких линий, другие, овладев всеми этими навыками и зная, какие средства действия применять в конкретном случае, дети приобретают умение владеть карандашом и кистью при различных техниках рисования [6].

Ко второй классификационной группе относятся навыки, развитие которых приведет к формированию умения регулировать движения персонажа по силе сжатия, скорости, импульсу, равномерности, слиянию, плавности в соответствии с задачами изображения.

Навыки, отнесенные к третьей группе, перерастают в сенсомоторные, определяющие формирование образа: умение подчинять движение передаче какой-либо формы, ее конфигурации, расположения в пространстве, относительной величины, пропорции, что требует умения уметь измерять, подчинять движениям контроля глаз. Эти относительно сложные навыки требуют приобретения определенных знаний и овладения умениями, из которых они состоят: произвольной остановкой движения в нужной точке, свободным движением без чрезмерных усилий, выдерживанием направления движения (но по прямой, дуге, окружности, и т.д.). Эти навыки позволяют передавать относительные размеры и пропорции форм предметов. Умение рисовать предмет требует развития не одного, а нескольких навыков и в конечном итоге может быть сформировано, если эти навыки будут развиты [17].

Таким образом, по результатам проведенного анализа мы можем прийти к выводу о том, что развитие изобразительных умений у детей занимает особое место в системе дошкольной педагогики. Это связано с тем, что их развитие тесным образом связано не только с формированием художественно-эстетического восприятия окружающей действительности, но и с решением других важных смежных задач – развитием мелкой моторики, образного мышления, обогащением словаря и многими другими. В соответствии с классификацией, предложенной Т. С. Комаровой изобразительные умения делятся на: технические (умение владеть кистью, осуществлять правильный захват карандаша или мелка и т. д.); умение изображать динамику и движения изображаемого персонажа; навыки реалистичного изображения предметов и объектов окружающей действительности (соблюдение пропорции, перспективы, расположение различных объектов относительно друг друга).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителей. 3-е издание. [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: «Просвещение», 2015. – 448 с.

Зубкова, А. А. Особенности проявления творчества старших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования [Текст] / А. А. Зубкова // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 19 мая 2016 года / Вятский государственный университет, Педагогический институт. – Киров: ООО "Радуга-ПРЕСС", 2016. – С. 124-127.

Иванова, А. Ю. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Ю. Иванова // Дошкольное детство: теория, методология, практика: Сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – С. 289-291.

Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет [Текст] / Д. Н. Колдина. – Мозаика-Синтез, 2018. – 168 с.

Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.

Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика – Синтез, 2020. – 144 с.

Эйнон, Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет [Текст] / Д. Эйнон – М.: Олимп, 2015. – 224 с. 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Веселова Э.А. СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 53 - 57. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6475 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6475



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.