'
Гесс Д.В.
ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
данная статья посвящается проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников
Ключевые слова:
младший школьник, лидерские качества, формирование, педагогические условия
УДК 37
Гесс Д.В.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
(г. Абакан, Россия)
ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: данная статья посвящается проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, лидерские качества, формирование, педагогические условия.
Детский ученический коллектив выступает как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника. Учителю начальных классов необходимо в своей работе обосновывать становление и развитие лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, своих воспитанников. Современная система образования, которая сложилась в нашей стране, нацелена на воспитание и развитие лидерских качеств личности. [1, с. 53–57].
«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок-лидер демонстрирует более высокий, чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя. Остальные дети принимают его как лидера, в группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок лидер. Зачастую воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», хотя всего лишь необходимо направить энергию такого ребенка в нужное русло.
Младший школьный возраст - особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше:
Я являюсь учителем начальных классов, на данный момент я классный руководитель 3 класса. Я считаю, что внеурочная деятельность является ведущей в условии формирования и реализации лидерских качеств у детей младшего школьного вихраста. В своей работе я стараюсь как можно больше формировать у учащихся лидерские качества.
Как же распознать лидера в классе!? В своем классе я выявила лидера по таким критериям:
Я хочу поделиться своим опытом и предложить некоторые способы воспитания лидерских качеств у младших школьников, которые я использую в своей работе.
Чаще всего я с ребятами провожу трененговые занятия. Например, такие:
Упражнение “Круг и Я”
Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Класс образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?
Упражнение “Без командира”
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу класс построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
- В живую скульптуру Звезда
Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
«Хочу быть лидером»
Форма: деловая игра.
Возраст участников: 11-13 лет.
Педагогическая задача: практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.
Краткое описание:
Таким образом, в современной обстановке педагогу необходимо искать в каждом из учеников индивидуальный подход. В соответствие с ФГОС, педагог должен способствовать индивидуальному развитию личности каждого из детей, которые обучаются в классе. Каждый из учеников обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества – это неотъемлемая часть личности ребенка. Перед педагогом стоит такая задача, чтобы каждый из детей в классе смог попробовать себя в роли лидера, чтобы даже сам педагог смог определить, какой из младших школьников – прирожденный лидер, а кому будет лучше следовать за сильной личностью, нежели вести за собой целый коллектив.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Зубанова Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. 2007. № 2. С. 53–57.
Косова В. В. Основные условия и признаки создания новых педагогических форм внеурочной практики школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2. С. 18−22.
Лукоянов Ю. Е. Если вашему ребенку трудно учиться. М.: Знание, 1980. 62 с.
Щуркова Н. Е. Новые технологи воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1998. 38 с.
Gess D.V.
primary school teacher
Secondary school No. 24
(Abakan, Russia)
EDUCATION OF LEADERSHIP QUALITIES
IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Abstract: this article is devoted to the problem of leadership in primary school age. The features of the manifestation of leadership qualities in children of primary school age, as well as pedagogical conditions for the formation of leadership qualities of younger schoolchildren are considered.
Keywords: junior high school student, leadership qualities, formation, pedagogical conditions.
Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3
Ссылка для цитирования:
Гесс Д.В. ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 58 - 65. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6476 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*