'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  71 просмотров

Гесс Д.В.

  


ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
данная статья посвящается проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников   

Ключевые слова:
младший школьник, лидерские качества, формирование, педагогические условия   


УДК 37

Гесс Д.В.

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 24

(г. Абакан, Россия)

 

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: данная статья посвящается проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности проявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников.

 

Ключевые слова: младший школьник, лидерские качества, формирование, педагогические условия.

 

Детский ученический коллектив выступает как ведущий фактор воспитания и развития личности младшего школьника. Учителю начальных классов необходимо в своей работе обосновывать становление и развитие лидерских качеств, навыков и социальной активности младших школьников, своих воспитанников. Современная система образования, которая сложилась в нашей стране, нацелена на воспитание и развитие лидерских качеств личности. [1, с. 53–57].

«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок-лидер демонстрирует более высокий, чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя. Остальные дети принимают его как лидера, в группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок лидер. Зачастую воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», хотя всего лишь необходимо направить энергию такого ребенка в нужное русло.
Младший школьный возраст - особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия;
  • содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);
  • анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В. Давыдову);
  • внутренний план действий - планирование;
  • ориентация на сверстника и группу в целом. [3, с. 62].

Я являюсь учителем начальных классов, на данный момент я классный руководитель 3 класса. Я считаю, что внеурочная деятельность является ведущей в условии формирования и реализации лидерских качеств у детей младшего школьного вихраста. В своей работе я стараюсь как можно больше формировать у учащихся лидерские качества.

Как же распознать лидера в классе!? В своем классе я выявила лидера по таким критериям:

  1. Внимательно наблюдайте за коллективом. Используйте для этого как сами уроки, так и внеурочную деятельность и даже перемены. Лидер не обязательно должен быть ярким и активным учеником, вполне возможно, спокойный и уверенный в себе школьник поведет за собой остальных. Твердость мнения, принципиальность, умение организовать одноклассников и смелостьв высказывании своих мыслей, именно на такие черты вы должны обращать внимание.
  2. Проведите спортивно-игровой день в классе, предложив детям принять максимальное участие в его организации. Как правило, дети разберутся сами, кто именно будет главным и предстоящей работе. Посмотрите, кто именно вносит наиболее конструктивные предложения и настаивает на своем мнении больше всего.
  3. Проведите тестирование. Лучше всего делать его совместно с профессиональным психологом. Однако даже небольшой тест, созданный вами самостоятельно и виде игры, поможет получить определенные результаты. Например, вы можете приготовить «тайные анкеты», в которых будут содержаться вопросы: «с кем из классаты бы поехал в путешествие», «кого бы ты позвал на свой день рождения» и т.д. Лидер класса наверняка получит большинство голосов при ответах.
  4. Задайте школьникам прямой вопрос, попросив их самих назвать лидера. Внимательно наблюдайте за реакцией ребят. Большинство из них повернется в сторону этого одноклассника. А если один из учеников взял на себя смелость и тут же ответил вам, черты лидера в нем неоспоримы, даже если он указал на совершенно другого человека. [2,с. 18−22].

Я хочу поделиться своим опытом и предложить некоторые способы воспитания лидерских качеств у младших школьников, которые я использую в своей работе.

Чаще всего я с ребятами провожу трененговые занятия. Например, такие:

Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Класс образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу класс построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в два круга

- в треугольник

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

- В живую скульптуру Звезда

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

 «Хочу быть лидером»

Форма: деловая игра.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогическая задача: практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.

Краткое описание:

  1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен обладать лидер?»
  2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные качества:
  • активность,
  • целеустремленность,
  • справедливость,
  • организованность,
  • инициативность,
  • общительность,
  • умение взаимодействовать с командой.
  1. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:
    • 1 ключ - ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово, решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.
    • 2 ключ — ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят из других команд не возникло сомнения, что данный человек — настоящий лидер.
    • З ключ — ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер», предлагая по очереди по одному предложению.
    • 4 ключ — ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.
    • 5 ключ — ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера ХХI века и комментирует изображение.
  1. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе. [4, с. 38].

Таким образом, в современной обстановке педагогу необходимо искать в каждом из учеников индивидуальный подход. В соответствие с ФГОС, педагог должен способствовать индивидуальному развитию личности каждого из детей, которые обучаются в классе. Каждый из учеников обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества – это неотъемлемая часть личности ребенка. Перед педагогом стоит такая задача, чтобы каждый из детей в классе смог попробовать себя в роли лидера, чтобы даже сам педагог смог определить, какой из младших школьников – прирожденный лидер, а кому будет лучше следовать за сильной личностью, нежели вести за собой целый коллектив.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Зубанова Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. 2007. № 2. С. 53–57.

Косова В. В. Основные условия и признаки создания новых педагогических форм внеурочной практики школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2. С. 18−22.

Лукоянов Ю. Е. Если вашему ребенку трудно учиться. М.: Знание, 1980. 62 с.

Щуркова Н. Е. Новые технологи воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1998. 38 с.

 

Gess D.V.

primary school teacher

Secondary school No. 24

(Abakan, Russia)

 

EDUCATION OF LEADERSHIP QUALITIES

IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

 

Abstract: this article is devoted to the problem of leadership in primary school age. The features of the manifestation of leadership qualities in children of primary school age, as well as pedagogical conditions for the formation of leadership qualities of younger schoolchildren are considered.

 

Keywords: junior high school student, leadership qualities, formation, pedagogical conditions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гесс Д.В. ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 58 - 65. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6476 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6476



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.