'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  43 просмотров

Лоренгель Е.А., Головина С.Г.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА СЕМЬИ И КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в статье представлены краткие сведения о результатах проведения эмпирического исследования взаимосвязи образа семьи и общей одаренности в младшем школьном возрасте. Была выявлена взаимосвязь трех показателей образа благополучия семьи и основными компонентами общей одаренности в младшем школьном возрасте   

Ключевые слова:
параметры благополучия образа семьи, компоненты общей одаренности в младшем школьном возрасте   


УДК 37.062.465.7/.11

Лоренгель Е.А.

магистрант 3 курса ХГУ, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №29»

«Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова»

(г. Абакан, Россия)

 

Головина С.Г.

канд. псих. наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования,

«Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова»

(г. Абакан, Россия)

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА СЕМЬИ И КОМПОНЕНТОВ

ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: в статье представлены краткие сведения о результатах проведения эмпирического исследования взаимосвязи образа семьи и общей одаренности в младшем школьном возрасте. Была выявлена взаимосвязь трех показателей образа благополучия семьи и основными компонентами общей одаренности в младшем школьном возрасте.

 

Ключевые слова: параметры благополучия образа семьи, компоненты общей одаренности в младшем школьном возрасте.

 

Семья играет важную роль в развитии одаренности детей: именно она создает благоприятный психологический климат, в котором одаренный ребенок смог бы развить свои способности до максимально возможного уровня без негативных последствий. При этом, успешное развитие одаренных детей возможно лишь при наличии у родителей определенных педагогических знаний и навыков. Последнее достижимо при условии тесного взаимодействия семьи и педагогов, а также постоянного самообразования родителей.

Нам представляется важным и актуальным изучение функционирования современной семьи, и влияние ее на развитие одаренности детей. И данное изучение семьи не сводится к пониманию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы, в которой у человека все начинается.

Анализ теоретических источников показал, что семья является одной из важнейших ценностей, созданных человечеством. Образ семьи как часть «образа мира» представляет собой единство отраженного в нем объективного мира и системной деятельности, задающей его [1]. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу, а одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2]. В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи одаренности детей с разным аспектами жизни общества и человека.

Исходя из вышеизложенного, мы исследовали одаренность в младшем школьном возрасте по методике «Оценка общей одаренности А.И. Савенков» и показатели образа благополучия семьи по методике «Рисунок семьи Л. Корман». В нашем исследовании приняли участие ученики МБОУ «СОШ №29» города Абакана в количестве 100 человек, возраст 10 лет.

В результате исследования компонентов общей одаренности в младшем школьном возрасте было выявлено, что у учеников происходит развитие компонентов одаренности по всем направлениям.

По методике Л. Корман на выявление основных показателей благополучия образа семьи были получены следующие результаты: что у учащихся младшего школьного возраста складываются положительные образы семьи по показателям «эмоциональное благополучие в семье», «сплоченность семьи», «эмоциональное отношение к отдельным членам семьи», которые стремятся к максимальной оценке. Результаты корреляционного анализа показали значимые результаты влияния образа семьи на компоненты общей одаренности в младшем школьном возрасте, то есть:

- чем ниже показатель благополучия семьи: «сплоченность семьи», тем выше развивается компонент общей одаренности «способность рассуждать и мыслить логически», это говорит о том, что у для детей в младшем школьном возрасте важно осознание семьи, как сплоченного коллектива, в котором происходит совместное обсуждение проблем, поиск путей выхода из создавшихся ситуаций, принятие общих решений. Посредством доверительного участия в этих обсуждениях ребенок учится сам рассуждать и логически мыслить; 

- чем выше показатель благополучия семьи «эмоциональное отношение ребенка к отдельным членам семьи», тем выше компонент общей одаренности «сверхчувствительность к проблемам» и «способность рассуждать и мыслить логически» это говорит о том, что для детей, в младшем школьном возрасте, благоприятное эмоциональное отношение с отдельными членами семьи позволяет через доверительное общение более активно развивать чувство сострадания, понимания, а так же способность выстраивать логические цепочки, способность анализировать и рассуждать;

- чем выше показатель благополучия семьи «эмоциональное отношение ребенка к отдельным членам семьи», тем ниже компонент общей одаренности «способность к оценке» это говорит о том, что для детей, в младшем школьном возрасте, благоприятное эмоциональное отношение с отдельными членами семьи не позволяет давать адекватную самооценку некоторым своим действиям, что может объясняться повышенной заботой членов семьи и стремлением оградить ребенка от стрессовых ситуаций;

- чем выше показатель благополучия семьи «эмоциональное благополучие в семье», тем ниже компонент общей одаренности «изобретательность», эта взаимосвязь показывает, что при эмоциональном благополучии в семье ребенок в младшем школьном возрасте может не проявлять желание находить нестандартные решения, не проявлять заинтересованность в изобретательности, получая возможность иметь помощь взрослых в решении возникающих ситуаций.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 2010.

Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 1981. №2. С.15-29. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лоренгель Е.А., Головина С.Г. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА СЕМЬИ И КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 66 - 69. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6477 (дата обращения: 25.02.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6477



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.