'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  90 просмотров

Полсычева М.А.

  


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается несколько точек зрения на выделение основных этапов формирования навыка чтения у детей. Дается краткое описание каждого из выделяемых этапов формирования навыка чтения. Представлена цель чтения как процесса длительного и целенаправленного обучения   

Ключевые слова:
обучение чтению, ступени формирования навыка чтения, побуквенное чтение, послоговое чтение, синтетическое чтение, аналитическое чтение, автоматизация техники чтения   


УДК 372.41

Полсычева М.А.
магистрант кафедры специальной педагогики,

психологии и предметных методик
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Челябинск, Россия)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается несколько точек зрения на выделение основных этапов формирования навыка чтения у детей. Дается краткое описание каждого из выделяемых этапов формирования навыка чтения. Представлена цель чтения как процесса длительного и целенаправленного обучения.

 

Ключевые слова: обучение чтению, ступени формирования навыка чтения, побуквенное чтение, послоговое чтение, синтетическое чтение, аналитическое чтение, автоматизация техники чтения.

 

В научной литературе как отечественной, так и зарубежной, изучению формирования навыка чтения уделялось всегда большое внимание. Данный вопрос поднимался, в работах Б.Г. Ананьева [1], Е.В. Гурьянова [5], Т.Г. Егорова [6], Д.Б. Эльконина [11] и др., навык формирования чтения интересовал исследователей в области нейропсихологии, психофизиологии, в области педагогики и в области логопедии.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат "сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем" [1]

С психолингвистической позиции, по определению В.П. Глухова [4], данный навык представляет собой, с одной стороны, процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – опосредованное отражение действительности.

Конечная цель обучения чтению, отмечает разработчик программы «Техника быстрого чтения» О. Лысенко, это ребенок, читающий правильно, осмысленно, орфоэпично, бегло, выразительно, владеющий навыками пересказа и воспроизведения прочитанного.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения. Известным советским психологом Т.Г. Егоровым были выделены четыре ступени формирования навыка чтения [6].

Первая ступень чтения характеризуется овладением звукобуквенными обозначениями. Для начинающего читать ребенка буква сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

М.Н. Русецкая [9] отмечает, что для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, т.к. отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов. Для усвоения оптического образа буквы необходимо достаточное развитие пространственных представлений у ребенка, а так же способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

Усвоив букву, отмечает Л.Б. Баязова [2], ребенок читает слоги и слова с ней, но в процессе чтения слога единицей зрительного восприятия на этой ступени является буква. Ребенок воспринимает первую букву слога и соотносит ее со звуком, а затем - вторую букву. Далее происходит процесс слияния их в единый слог.

В этот момент, читающий, зрительно воспринимает сразу не целое слово или слог, а лишь отдельную букву, т. е. зрительное восприятие является побуквенным. Основной трудностью этой ступени является трудность слияния звуков в слоги, т.к. методика обучения чтению обоснованно предусматривает послоговое воспроизведение читаемого. По словам Т.Г. Егорова: «…основная трудность слияния звуков заключается в необходимости преодолевать типовое звучание отдельно взятых звуков при сочетании их в слоги, и осуществлять перевод типового звучания в звуки живой речи» [6]. Для преодоления трудностей слияния звуков в слоги необходимо сформировать у детей умение различать и выделять звуки, и четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи. Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов.

В процессе понимания читаемого, пишет Т.П. Рудыка, существует своя особенность: осознание слова осуществляется после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается, т. е. соотносится со знакомым словом устной речи. Именно поэтому ребенок, для узнавания прочитанного слова, зачастую повторяет его [8].

По словам Л.Ф. Спировой, вторая ступень чтения - послоговое чтение. На этой ступени единицей чтения является слог. Узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

На этой ступени появляется смысловая догадка, особенно при чтении окончания. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово, особенно часто повторяются длинные и трудные слова, т.к. слово, прочитанное по слогам, является искусственно разделенным на части и не похожим на соответствующее слово устной речи. Именно поэтому оно не сразу узнается и осмысливается, а путем повторения ребенок пытается узнать прочитанное слово и соотнести его с известным ему словом устной речи. Так же повторение слов при чтении предложения объясняется часто и тем, что ребенок стремится восстановить потерянную смысловую связь. Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого.

Таким образом, на этой ступени чтения остаются трудности синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по слоговой структуре слов и трудности в установлении грамматических связей между словами в предложении.

А.Н. Корнев отмечает, что третья ступень чтения - становление синтетических приемов чтения [7].

 На этой ступени чтения простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре читаются по слогам. Данная ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль, но при этом ребенок еще не в состоянии четко проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, поэтому зачастую наблюдается угадывающее чтение. Это ведет к большому количеству ошибок, т.к. наблюдается процесс расхождения прочитанного с напечатанным. Это приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля

Четвертая ступень чтения – синтетическое чтение, которая характеризуется синтетическими приемами чтения, главная задача которого является осмысливание читаемого. И.К. Колповская, Л.Ф.Спирова отмечают, что на этой ступени осуществляется уже синтез фраз в единое целое, а смысловая догадка определяется смыслом и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием, и темп чтения на данной ступени достаточно быстрый [10].

Существует и иные точки зрения формирования навыка чтения. С.Т. Безруких выделяет в становлении навыка чтения три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации [3].

На аналитическом этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. На этом этапе понимание прочитанного существенно отстает от его произношения, так как требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого опознать его. Но уже на данном этапе, при освоении послогового чтения, ребенок предпринимает попытки догадаться о слове, основываясь на первом слоге.

Синтетический этап предполагает синтез всех компонентов чтения. По словам С.Т. Безруких «…переходит к данному периоду ученик тогда, «когда у него объединяются отдельные действия, например, когда ребенок уже не столь напряженно фиксирует свое внимание на определении того, какая эта буква» [3]. Единицей чтения становится слово. Помимо этого, продолжает развиваться и процесс прогнозирования - основываясь на прочитанном слове, он становится более успешным, хотя возможность ошибок не исключается.

На этапе автоматизации техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом, а единицей чтения является синтагма. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, а вероятностное прогнозирование оказывается почти безошибочным.

Читательская деятельность детей на этапе автоматизации направлена на осознание содержания читаемого и его формы. Ребенок стремится читать про себя.

По мнению А.Н. Корнева навык чтения формируется на основе уровневого принципа [7]. Он состоит из серии отдельных операций:

- опознание буквы и ее связи с фонемой;

- слияние нескольких букв в слог;

- слияние нескольких слогов в слово;

- интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

На начальном этапе обучения каждая из данных операций осуществляется под сознательным контролем и требует отдельного умственного усилия. В дальнейшем они автоматизируются, и под контролем сознания остается только осмысление фразы. На каждом этапе развития навыка существует операция из вышеперечисленных, которая настолько отработана, что протекает автоматизировано. Она и представляет тот уровень, на котором операции декодирования достигли окончательной зрелости, автоматизировались и не требуют больше сознательного контроля.

Количество знаков, которое обрабатывается на данном уровне, рассматривается как «оперативная единица чтения», достигшая автоматизации (буква, слог).

Таким образом, целью чтения — его продуктом, результатом является осмысление зрительно воспринимаемой информации, раскрытие смысловых связей, понимание информации. Чтение как навык, в процессе своего формирования проходит ряд этапов. Каждый этап связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Навык чтения формируется и осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1999. – 106 с.
Баязова, Л.Б. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения. [Текст]/ Л.Б. Баязова, В.А. Волков // Начальная школа. – 2012. - № 5. - С. 60- 63.
Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей [Текст] / М.М. Безруких . - СПб.: Академия, 2004 – 157с.
Глухов, В.П. Основы психолингвистики. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов специальной педагогики и психологии и коррекционных педагогов-практиков [Текст] / В.П. Глухов. ‒ М.: Изд-во АСТ, 2012. – 365 с.

Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959 – 264 с.

Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров – М.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1953. – 263 с.

Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. / А.Н. Корнев. – М.: Просвещёние, 2006. – 181 с.

Рудыка, Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т.П. Рудыка // Начальная школа, 2007. - № 11.- С.28-30.

Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников/ М.Н. Русецкая, О.А. Величенкова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.

Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова. – М., 1980. – 192 с.

Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению[Текст]/Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии деятельности младших школьников. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1962. - С. 50

 

Polsycheva M.A.
South Ural State University of Humanities and Pedagogy
(Chelyabinsk, Russia)

STAGES OF FORMATION OF READING

SKILLS IN CHILDREN TRANSLATOIN INTO ENGLISH

 

Abstract: this article discusses several points of view on the allocation of the main stages of the formation of reading skills in children. A brief description of each of the highlighted stages of the formation of the reading skill is given. The purpose of reading as a process of long-term and purposeful learning is presented.

 

Keywords: learning to read, stages of formation of reading skill, letter-by-letter reading, post-syllabic reading, synthetic reading, analytical reading, automation of reading techniques.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Полсычева М.А. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 70 - 76. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6478 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6478



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.