'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  59 просмотров

Холмурадова Д.Д.

  


НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье изложены научно-теоретические основы проблемного обучения, а также принципы организации и проведения проблемных занятий, довести до сведения учащихся проблемные задачи, побуждение искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и способам действия   

Ключевые слова:
проблемное обучение, творческое мышление, проблемные ситуации, знания, умения, компетентность, творческая деятельность, проблемные задачи   


УДК 371

Холмурадова Д.Д.

докторант

Бухарский инженерно-технологический институт

(г. Бухара, Республика Узбекистан)

 

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье изложены научно-теоретические основы проблемного обучения, а также принципы организации и проведения проблемных занятий, довести до сведения учащихся проблемные задачи, побуждение искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и способам действия.

 

Ключевые слова: проблемное обучение, творческое мышление, проблемные ситуации, знания, умения, компетентность, творческая деятельность, проблемные задачи.

 

В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий утверждён Указ Президента Республики Узбекистан, от 08.10.2019 г. № УП-5847 «Об утверждении концепции развития системы высшего образования республики Узбекистан до 2030 года.

В настоящее время в профессиональной деятельности все чаще требуются специалисты с творческим и продуктивным мышлением. Поэтому наши студенты должны учиться решать нестандартные задачи в разных ситуациях. Такие ситуации называются проблемными. Традиционные методы обучения в этих условиях уже недостаточны.

 Предварительные исследования показали, что в настоящее время день ото дня подтверждается, что новые педагогические, инновационные, интерактивные технологии, в том числе обучение на основе организации проблемной ситуации, более эффективны, чем традиционное обучение в обучении различным предметам.

Проблемное обучение положительно влияет на усвоение всех четырех (знания, умения, компетентность, творческая деятельность) компонентов содержания образования.

Проблемное обучение направлено на формирование и развитие способностей творческого мышления учащихся. В истории педагогики известен из диалогов Сократа в школе Пифагора.

Вопросы активизации обучения путем вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность рассматриваются в работах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, К. Д. Ушинского. В основе психологической концепции проблемного обучения лежит разработанная С. Л. Рубинштейном теория мышления как продуктивного процесса. Н. А. Менчинская, Т. В. Кудрявцев раскрыли психологические аспекты проблемного обучения, а А. Матюшкин выявили значение проблемных ситуаций в мышлении и обучении. М.И.Махмутов, И.Я.Лернер предложили опыт использования некоторых элементов проблемного обучения в общеобразовательной школе. Большой вклад в развитие теории проблемного обучения внесли Ю.К.Бабанский, В.Беспалько, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская.

Ученые-педагоги и методисты республики Узбекистан, в том числе У. Нишоналиев, У. Иноятов, Р. Жораев, Х. Рашидов, А. Ходжабаев, К. Олимов, Н. Муслимов по теории и практике профессионального образования, разработали теоретические идеи диссертации. С.Ашурова, Л.Голиш, Б.Нуриддинов, Д.Файзуллаева, Х.Саидова, А.Гаффаровлар по применению методов обучения и активных методов специальных предметов; Основой послужили научные исследования, проведенные А. Абдукадировым, Н. Авлиёкуловым, Б. Зиёмухамедовым, Р. Ж. Ишмухамедовым, Н. Саидахмедовым, О. Толиповым, Д. Эсонбаевой, Л.П.Узаковой и другими по внедрению современных технологий обучения в учебный процесс.

Основными понятиями концепции проблемного обучения являются «проблемная ситуация», «проблема», «выявление проблемы». Из рисунка видно, что проблемная ситуация считается начальным появлением данного метода и представляет собой четко или частично осознанную проблему субъекта, устранение которой требует приобретения новых знаний, методов и навыков действия.

Если у ученика нет исходной информации для поиска путей преодоления трудностей, он, несомненно, не примет решение проблемной ситуации, то есть решение проблемы не отразится в его сознании. Мышление начинается, как только понята и выражена суть проблемы, принята проблемная ситуация на основе имеющейся совокупности знаний и умений и исследовательского опыта. В этом случае проблемная ситуация становится проблемой. Каждая проблема представляет собой проблемную ситуацию, но не каждая проблемная ситуация становится проблемой.

Суть проблемного метода заключается в создании и решении проблемных ситуаций в процессе обучения, в основе его лежат дидактические конфликты. Разрешение конфликтов является не только способом научного познания, но и способом обучения. Этот метод может быть представлен следующей схемой:

 

В процессе использования этого метода направления, помогающие найти решение проблемы, не показаны и не ограничены. Эта особенность характерна для проблемного вопроса. Если в задаче указаны некоторые параметры решения, она считается проблемной.

Любая проблемная задача охватывает определенную проблему, а значит и проблемную ситуацию. Однако, как отмечалось выше, не каждая проблемная ситуация может быть проблемой. Человек всегда решает проблемные вопросы. Если перед ним возникает проблема, он превращает ее в проблемный вопрос, то есть опирается на свою систему знаний для ее решения и определяет определенные признаки.

Если это не удается, он ищет другие индикаторы и разрабатывает новые варианты решения той же проблемы.

 Это - система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. В максимальной степени процесс мышления у любого человека проявляется и развивается при решении им проблемных задач.

При использовании проблемного метода в учебном процессе учителем и учащимися предпринимаются следующие действия:

 

Структура деятельности учителя

Структура студенческой деятельности

- предложение разногласий по учебному материалу;

- создание проблемных ситуаций;

- уточнить наличие проблемы;

- составление проблемных заданий

 

- понимание сути учебного материала;

- обдумывание проблемной ситуации;

- обновление имеющихся знаний и опыта;

- перевод на проблемный вопрос;

- выполнение задания

 

Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знаний в «готовом виде», а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и способам действия, а не наоборот. Продуктивную познавательную деятельность учащегося в процессе проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка проблемной задачи, поиск способа решения с попыткой соответствующего обоснования, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемной задачи.

Проблемная ситуация - это непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Она возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу. Как только возникла проблемная ситуация, включается мышление, необходимое для понимания сущности, смысла затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: понятие и содержание // Вестник высшей школы.-Москва, 1984.- №4.– С.24-32.

Лернер И.Я. Внимание о технологии обучении //Сов.Педагогика.-Москва, 1990.-№3.- 139 с.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975. – 11 с.

Узоқова Л.П.Махсус фанларни ўқитишда муаммоли таълим технологиясидан фойдаланиш // Узлуксиз таълим.-Тошкент, 2006.- №6.- Б.66-69.

Узакова Л. П. Этапы организации проблемного обучения //Касб-хунар таълими. Ташкент. – 2007. – №. 3. – С. 8.

 

Kholmuradova D.D.

doctoral student

Bukhara Institute of Engineering and Technology

(Bukhara, Republic of Uzbekistan)

 

SCIENTIFIC & THEORETICAL FOUNDATIONS

OF PROBLEM-BASED LEARNING

 

Abstract: this article describes the scientific and theoretical foundations of problem-based learning, as well as the principles of organizing and conducting problem classes, to bring to the attention of students problem problems, the motivation to look for ways and means to solve them. Here the problem itself "paves the way" to new knowledge and methods of action.

 

Keywords: problem-based learning, creative thinking, problem situations, knowledge, skills, competence, creative activity, problem tasks.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Холмурадова Д.Д. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 80 - 85. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6480 (дата обращения: 25.02.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6480



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.