'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 24

Просмотры  63 просмотров

Андреева А.В., Цеунов К.С.

  


ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные подходы к анализу понятий профессиональная деятельность обучающегося и профессиональное самооопределение. Профессиональная направленность обучающегося представлена в качестве многоступенчатого процесса   

Ключевые слова:
деятельность, профессиональная деятельность обучающегося, профессиональное самооопределение   


УДК 159.99

Андреева А.В.

магистрант

Московский инновационный университет

(г. Москва, Россия)

 

Цеунов К.С.

канд. педаг. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Московский инновационный университет

(г. Москва, Россия)

 

ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ

ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные подходы к анализу понятий профессиональная деятельность обучающегося и профессиональное самооопределение. Профессиональная направленность обучающегося представлена в качестве многоступенчатого процесса.

 

Ключевые слова: деятельность, профессиональная деятельность обучающегося, профессиональное самооопределение.

 

В учебнике по психологии С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» профессиональное самоопределение трактуется как «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ её самореализации» [1].

Далее отмечается, что это длительный процесс согласования внутри личностных и социально-профессиональных потребностей и происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. По мнению автора, профессиональное самоопределение предполагает и выбор карьеры, и сферы приложения сил, и личностных возможностей.

Деятельность как базовая составляющая основа жизни человека также является предметом пристального внимания исследователей. В большом энциклопедическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова понятие деятельность трактуется как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, «содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества» [2]. Далее особо указывается, что деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Вышеприведённое определение неоднозначно: согласно ему, деятельность - это одна из форм отношения человека к миру, а если деятельность это условие существования общества, то без неё и общества нет. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением автора, что деятельность – это единственная, универсальная форма отношения людей к миру.

Исследователи В.Л. Ситников, В.В. Юрчук деятельность считают «динамической моделью взаимодействия-корреляции субъекта с онтосом, в процессе которого и происходит репродукция-воплощение в объекте психической модели-образа» [3, с.135; 95], а не объективной реальностью. Современный Большой психологический словарь даёт следующее определение: «Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [4, с.135-136]. Далее, так же, как и в других источниках [5; 6, с.117], указывается, что структура деятельности включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности.

Исходя из анализа источников и литературы по теме исследования нам представляется возможным представить понятие деятельность в следующем виде: деятельность — это процесс субъект-объектного мотивированного взаимодействия, в ходе которого осуществляется целенаправленное изменение объекта, происходит во времени имеет своё начало и окончание.

Если понятие деятельность давно и плодотворно исследуется психологами и социологами, то категория «готовность», на наш взгляд, определена достаточно расплывчато, так, в словаре Ефремовой понятие «1. готовность определяется через понятие готовый т.е. подготовленный к чему-либо 2. готовность – психологическая настроенность на что-либо» [7].

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дано следующее определение: «Готовность – это согласие сделать что-нибудь» [8].

Исследователи А.Л. Загорюев, В.А. Губин выявили, что понятия готовность и готовность к деятельности не разделяются и «характеризуется тремя составляющими: физиологической, квалификационной и психологической (индивидуально-психологическая и социально-психологическая):

 – физиологическая учитывает уровень физического развития индивида, степень сформированности у него нейродинамических механизмов);

– квалификационная заключается в необходимости владения определёнными знаниями, умениями, навыками, необходимыми в конкретной среде конкретной деятельности;

– индивидуально-психологическая составляющая представляет собой комплекс психологических свойств личности, необходимых для обеспечения достаточной эффективности деятельности;

– социально-психологическая составляющая включает в себя ценностные ориентации, мотивационно-потребностные особенности, познавательные установки личности, социально-средовые факторы, а также систему представлений о среде предстоящей деятельности» [9; 10].

На наш взгляд, готовность к профессиональному самоопределению возникает, когда индивид практически освоил готовность к различным видам деятельности.

По завершении процесса профессионального самоопределения возникает вопрос о готовности индивида к профессиональной деятельности. К.М. Гуревич выделяет «Не всякая трудовая деятельность может считаться профессиональной, даже если она является источником существования. Профессиональная деятельность неразрывно связана с созданием товарного, предназначенного для реализации продукта» [11, с.223,421]. Это могут быть изделия, услуги, востребованные обществом (государственная, в том числе военная служба) или его членами (предпринимательская деятельность).

Мы полагаем, что далека не каждый выпускник системы профессионального образования готов к профессиональной деятельности. Вполне возможен вариант, когда он пригоден к выполнению профессиональной деятельности, но не хочет этого вследствие полного отсутствия каких бы то ни было мотивов.

В течение обучения учащийся переживает «процессы адаптации к учебному процессу – приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе, приспособление индивида к группе, выработка собственного стиля поведения» [12].

Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели (рисунок 1), разработанной А.А. Ростуновым [13], где мотив образующим компонентом выступают перспективы.

 

Рис. 1. Процесс формирования профессиональной направленности

 

Мы полагаем, что при преобладании дополнительных мотивов новая информация о требованиях содержания деятельности не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов.

П.А. Шавир пишет: «Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся» [14, с. 55]

Потребности, увлечения и интересы учащихся возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с имеющимися склонностями, знаниями и умениями. На этой основе формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения, где перспективы выступают в качестве отдельной цели.

Формирование и поддержание устойчивой направленности представляет непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности и обратной связи. В.И. Ковалёв отмечает: «Формирование мотивов, равно, как и системы целей и намерений, идёт вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счёт более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы» [15].

Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же индивид в процессе деятельности не будет видеть перспективы или общественно значимая для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться, как бы заморожено, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы [16].

Процесс развития профессиональной направленности обучающегося, на наш взгляд, является многоступенчатым процессом. Каждая ступень имеет присущие только ей характеристики.

Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности, и не проявляется инициатива.

Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель даёт общее направление учебно-производственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Третья ступень. Учащийся имеет твёрдую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идёт самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливается в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твёрдых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять и проанализировать, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности её сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия ещё недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Подводя итог, необходимо заметить, что познавательная деятельность обучающегося, обеспечивающая приток новой информации о профессии, её требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2019 - 713с.

Большой психологический энциклопедический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.- 672 с

Ситников В.Л. Образ ребёнка в сознании детей и взрослых. - СПб.: Химиздат, 2001.- 288 с.

Большой психологический энциклопедический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.- 672 с

Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2003. – 300 с

Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм - ЕВРО-ЗНАК.- 2006.- 651c.

Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского – М: Академия, 1997. - 496 с.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ak.ak22.net/dict (Дата обращения 10.10.2022 г.)

Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития/ //Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012.- №4 (51), С.26-28.

Загорюев А.Л. Направленность обучающихся на военно-профессиональную деятельность на разных этапах обучения: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 / Загорюев А.Л. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - 158 с.

Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. – 272 с.

Психологический толковый словарь Московского психологического журнала: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/dictionary/ Загл. с экрана. – (07.11.2022).

Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск : Вышэйш. шк., 1984. - 176 с.

Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М. : Педагогика, 1981. - 96 с.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев; Отв. ред. А.А. Бодалев. - М.: Наука, 1988. - 191 с.

Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Андреева А.В., Цеунов К.С. ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 137 - 145. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6489 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6489



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.