'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  42 просмотров

Хыдырова Г.Б., Артыков А.

  


РОЛЬ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ В ЖИЗНИ ТУРКМЕН *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности обычаев в туркменской истории. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния обычаев на современный уклад общества. Даны рекомендации по внедрению методов изучения истории   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, обычай, история   


УДК 008.316

Хыдырова Г.Б.

Преподаватель кафедры «Общественные науки»

Туркменский государственный институт экономики и управления

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

Артыков А.

Студент кафедры «Цифровая экономика»

Туркменский государственный институт экономики и управления

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

РОЛЬ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ В ЖИЗНИ ТУРКМЕН

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности обычаев в туркменской истории. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния обычаев на современный уклад общества. Даны рекомендации по внедрению методов изучения истории.

 

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, обычай, история.

 

Праздник Новруз – один из древнейших праздников в истории человечества. Празднование Навруза взволновало сердца многих, и все с нетерпением ждут его, ведь это мусульманский Новый год. Если мы скажем, что восточные философы не писали о празднике Новруз, то не ошибемся. Много записей о Новруз.

История Навруза восходит к древним временам. Согласно сведениям об этом, царь Джемшит - царь, который первым научил людей делать железное оружие, сам сделал трон, сел на него и назвал этот день "Новруз". С тех пор он отмечается как праздник.

В «Новрузнамасы» Омара Хайяма сообщается, что существуют очень хорошие традиции при встрече нового года, отмечают новый год свадьбами и торжествами. Он сказал, что «все, кто радуется, поет и танцует в день Навруза, будут в безопасности в следующем новом году – Наврузе. Помня о том, что Навруз впервые праздновал царь Джемшит, завещавший его всем, он считает людей, которые празднуют первый день нового года, счастливыми людьми. Здесь Омар Хайям пытается сказать, что они встретили еще один новый год, Бог дал им жизнь, поэтому они счастливы.

Все мусульманские страны празднуют Новый год с 21 по 22 марта. По мусульманскому исчислению, в эту ночь меняется год. С древних времен наш народ считал дни и месяцы в соответствии с солнечными месяцами и положением звезд. По туркменскому календарю Новруз приходится на день равноденствия, и в этот день Солнце восходит в созвездии Хамаль. В этот период погода теплая и земля не промерзает. Сказано, что «после Новруза не будет зимы, после Мизана – весны».

Праздник Навруз – это праздник выращивания растений, садов, цветов, волнующих душу человечества, распускающихся и цветущих грибов, красоты природы.

Мудрецы Востока оставили удивительные записи о Наврузе. «В день Навруза есть час, когда часы времени спешат, чтобы оживить вселенную. Самые счастливые часы дня - солнечные часы...

...Ожили сухие пустыни, зазеленели окрестности, люди назвали «Рузи Нау» - «Новый день». Все посадили ячмень в горшки и другие емкости. С тех пор существует традиция сажать семь урожаев зерна за семь дней. «Люди определяли, насколько урожайным будет год, по зелени этих растений, цвету травы, силе или силе их ветвей», — писал Абу Райхан Бируни.

Во время Новруза люди готовят деликатесы и дарят друг другу подарки, каждый хочет отведать приготовленную ими еду. Дегустация соседей считается делом. Традиция выпечки семени в Навруз популярна у многих тюркских народов, в том числе у туркмен.

Узбекский, таджикский и казахский народы также празднуют Новруз. Они празднуют Навруз неделю и десять дней, навещают соседей, исполняют традиции, оставленные предками, и отмечают друг друга гуляньями.

Казахи готовят Навруз коже, таджики готовят Новруз комеджи, а узбеки, как и туркмены, варят семя («сумелек» по-узбекски). Следует отметить, что туркмен, живущих в Манише, также называют «сумелек». Сведения о зарождении традиции приготовления фасоли («суменекпази») накануне праздника Новруз встречаются в литературе и работах ученых, изучавших эту традицию. Из приготовленных блюд пробуют соседи, друзья, родственники.

Не будет ошибкой сказать, что с началом праздника Новруз бусы стали украшением фольклорных коллективов. Бисерная форма туркменского фольклора стала одним из самых популярных, торжественно исполняемых жанров. На самом деле ожерелья – одно из главных творений туркменских невест. Это одно из фольклорных произведений, связанных со знаменательными датами (праздниками). Потому что в нее играют во время Новруза, мусульманского новогоднего праздника, а в другое время в бисер не играют.

Если туркменские девушки бросали бусы в миску с водой, то азербайджанские девушки надевали на нее различные вещи, такие как брошки, кольца, бусы.

Туркмены также ходили от двери к двери, прося дождя и скандируя плотины «тютатин». Здесь проявляется близость между народами, сходство в фольклоре. Такие традиции очень интересны и привлекательны своей древностью. Здесь возникает связь между человеком и природой. Так они обошли всю деревню, и смех наполнил всю деревню. Затем они ходили по святым местам и делились благословениями. Еще одна ситуация, о которой стоит упомянуть, возникает в связи с призывом Солнца.

Туркмены также создали всевозможные суеверия на этот счет, они называли Шамси богом солнца и считали, что у каждого направления есть свой бог. Ведь если что-то начнешь с верой, то никогда не закончишь. С верой воспевали Божий путь на путь Солнца, призывали Солнце и молились. Большинство обычаев исчезли в последнее время. Например, когда Солнце восходит и горит, пока дети играют, они традиционно считают строки счетного числа так, чтобы горящее Солнце сменилось тенью. То есть дети тоже считали природу живой и разговаривали всякими словами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Курбанов Х.Культура Туркменистана: древние корни и современное состояние. Беларусь и культурное наследие древности и средневековья: материалы международная научная конференция, приуроченная к годовщине подписания Пакта Рериха, Минск, 15 апр. 2021 г.

Национальная комиссия Туркменистана по делам ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://turkmenistan.gov.tm/?id=22448. Дата доступа:19.11.2022.

Маргиана-Мерв-Мары. Тысячелетия культуры в оазисе реки Мургаб. Ашхабад, 2012.

 

Hydyrova G.B.

Lecturer at the department "Social Sciences"

Turkmen state institute of economics and management

(Turkmenistan, Ashgabat)

 

Artykov A.

Student at the department "Digital economy"

Turkmen state institute of economics and management

(Turkmenistan, Ashgabat)

 

ROLE OF FOLK CUSTOMS IN LIFE OF TURKMEN

 

Abstract: this article discusses the features of customs in the Turkmen history. A cross and comparative analysis of the influence of customs on the modern way of society has been carried out. Recommendations are given for the introduction of methods for studying history.

 

Keywords: analysis, method, research, custom, history.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хыдырова Г.Б., Артыков А. РОЛЬ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ В ЖИЗНИ ТУРКМЕН // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 173 - 176. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6496 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6496



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.