'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 3
  4. Научная статья № 32

Просмотры  62 просмотров

Шарипова З.Р.

  


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА АНГЛИЧАН, РУССКИХ И БАШКИР В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ *

  


Аннотация:
в современном поликультурном обществе, необходимым условием продуктивной коммуникации становиться приобретение так называемой этнокультурной компетенции, последнее в свою очередь тесно связано с понятиями менталитет и национальный характер. Актуальность исследования заключается сопоставлении различных черт национального характера англичан, русских и башкир   

Ключевые слова:
этнокультурная компетенция, национальный характер, менталитет, диалог культур, традиции, обычаи   


УДК 373

Шарипова З.Р.

студент

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

АНГЛИЧАН, РУССКИХ И БАШКИР

В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Аннотация: в современном поликультурном обществе, необходимым условием продуктивной коммуникации становиться приобретение так называемой этнокультурной компетенции, последнее в свою очередь тесно связано с понятиями менталитет и национальный характер.

Актуальность исследования заключается сопоставлении различных черт национального характера англичан, русских и башкир.

 

Ключевые слова: этнокультурная компетенция, национальный характер, менталитет, диалог культур, традиции, обычаи.

 

Цель данной работы: сопоставление национальных черт характера Великобритании, России и Башкортостана.

Задачи исследования:

  • Раскрыть понятия менталитет, национальный характер;
  • Рассмотреть особенности национального характера каждого изучаемого народа;
  • Связать понятия этнокультурная компетенция, менталитет и национальный характер

Предмет исследования: характерные черты национального нрава русских, англичан и башкир.

Объект: лингвокультура носителей английского, русского и башкирского языков.

В работе были использованы следующие теоретические методы исследования: сбор информации, анализ, синтез, обобщение, построение гипотез

Одной из главных черт современного общества является стирание культурных границ различных наций. Поэтому необходимо учитывать интересы всех народов и культур, поскольку происходящие в стране изменения в сфере политики, в экономике, в социальных отношениях, в свою очередь, приводят к росту национального самосознания этноса. Изменения в образовании в целом приводят к смене целей, содержания и результатов образования, обучения. Отсюда возникает понятие «компетентность».

Компетентность-готовность к профессиональной деятельности в какой-то конкретной ситуации.

Сластенин Виталий Александрович характеризует профессиональную компетентность педагога, его теоретическую и практическую подготовку к педагогической деятельности, профессионализм. [2, с. 31]

Компетентность относится к категории многозначных терминов, следовательно, ей можно дать несколько толкований. Под компетенцией мы понимаем степень овладения личностью общепрофессиональными и социально значимыми качествами и возможность их использования в образовательном процессе. Компетентный человек должен не только видеть проблему, но и полноценно ее решать, эффективно ее решать, применять теоретические знания на практике.

При изучении какого-либо языка, неизбежно и познание его культуры. А изучение культуры в свою очередь неразрывно связана с национальным характером носителей данного языка. Говоря об особенностях поведения людей, их мировоззрения и менталитета, описывают национальные черты этого народа, а из их знания складывается этнокультурная компетенция человека.

Есть множество определений национального характера и менталитета. Обычно под этими терминами подразумевается приобретение людьми в процессе коммуникации каких-либо норм поведения, характерных для данного общества.

В свободной сети Интернет дается такое определение национального характера: “устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального (этнического) сообщества, особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии). Исследователи включают в структуру национального характера особенности темперамента, выражения эмоций, чувств; национальные предрассудки; распространённые привычки, традиции, стереотипы; особенности и специфику поведения; ценностные ориентации; потребности и вкусы; ритуалы.” В социологическом энциклопедическом словаре: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — англ. national character; нем. Nationalcharakter.

  1. Совокупность относительно устойчивых псих, свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций. [Антинази,2009]
  2. По А. Инкелесу и Д. Левинсону — относительно устойчивый тип личности, наиболее часто встречающийся в данной нации. Другими словами, “национальный характер” – это совокупность наиболее общих черт, характерных для данного народа и приобретаемый в ходе многовековых контактов между людьми. [А. Инкелес, Д. Левинсон,1954]

Для более полного представления особенностей конкретной нации нужно учитывать не только национальные черты, но и специфику их мышления и мировоззрения, т.е. менталитет. Это понятие появилось относительно недавно и одно из определений звучит так: Менталитет (этнический, национальный, культурный) - свойственный данному народу склад мышления, характеризующийся постоянством, неизменностью. Данный склад мышления, присущий культуре или группе культур, обычно принимается в этой культуре как естественный; он, по сути, не поддается изменению под воздействием идеологического давления. [4, Словарь социолингвистических терминов]. Менталитет всегда ассоциируется с такими понятиями как мировоззрение, склад ума, национальное самосознание, национальный характер, народный дух и является выражением национальной специфики данного народа.

Менталитет определяет бессознательное, эмоциональное и рациональное, индивидуальное и общее в нашем поведении и неразрывно связан с национальным характером. Их формирование обуславливаются множеством факторов. Что объясняет многообразие этих явлений человеческой натуры.

Для формирования этнокультурной компетенции необходимо знать особенности поведения представителей других народов. Национальный характер носителей английского, русского и башкирского языков развивались в различных условиях. Между ними есть некоторые общие черты, но гораздо больше отличий:

Сдержанность и вежливость англичан, эмоциональность и вспыльчивость русских и башкир. Британцы практически не показывают свои эмоции, даже в трагических ситуациях, их очень сложно вывести из себя. Очень часто говорят “спасибо”, “простите”, “извините”, “я сожалению”, “пожалуйста”. Чем нередко удивляют туристов. Русские и башкиры, хоть и употребляют эти слова, но не столь многократно. Часто показывают свои эмоции и не могут удержаться. Если англичан часто называют холодными и флегматичными, то русских чересчур эмоциональными и даже грубоватыми.

Снобизм англичан и доброжелательность и любознательность русских и башкир. Англичане любят свою исключительность и гордятся своей непохожестью на другие нации. Они не хотят перенимать что-либо из другой культуры, стараясь максимально сохранить свою. Русские и башкиры с удовольствием перенимают опыт и знания извне, у нас много заимствованных слов, предметов быта и т.д.

Любовь к уединению и отстраненность у англичан и гостеприимство и тактильность у русских и башкир. Англичане высоко ценят личное пространство, одиночество и не очень любят прикосновения, особенно прикосновения всем телом, и даже рукопожатия они применяют намного реже, чем у нас. Они считают это вмешательством и интимностью. Русские так же, как и башкиры, известны своей гостеприимностью. А рукопожатия и объятия для нас обыденность.

Бережливость и экономность англичан и накопительство на ряду с расточительством русских. Англичане очень экономичны. Они экономят даже на отоплении и воде, бережно относятся к одежде, стараются покупать только качественные вещи и не тратить деньги впустую. Из-за нехватки товаров повседневного спроса в СССР, русские и башкиры привыкли копить вещи, а не выбрасывать, даже старые сломанные и бесполезные. А при покупке новых, в большинстве случаев, ориентируются не на качество, а на дешевизну. А когда дело касается каких-либо праздников, мероприятий русские и башкиры никогда не скупятся.

ВЫВОД

Таким образом, из знания особенностей восприятия и поведения этносов, а также применения их на практике, формируется этнокультурная компетенция. Что касается, национальных черт представленных народов, то можно сделать вывод о том, что между англичанами, русскими и башкирами больше различий, а сходство в менталитете последних может объяснить тесное слияние культур.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Алексеев М.П. Роберт Браунинг и его русские отношения // Образ России. Россия и русские в восприятии Запада и Востока. С. 245–262

Антинази А. Энциклопедия социологии. 2009

Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма [ Текст] / Бердяев Н.А. .- М.: Высшая школа, 1997. — с. 363.

Словарь социолингвистических терминов, URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/socio/index.htm

Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер [ Текст] / Вышеславцев Б.П. Русский мир. М.-Спб., 2003, с. 623.

Гареева Г.Н. ДУХОВНЫЙ МИР НАРОДА В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;

Инфантьев П.П. Этнографические рассказы из жизни татар, киргизов, калмыков, башкир, вогулов и самоедов. С.-Петербург, 1909.

Сластёнин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе­ний / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е .Н .Ш и ян о в ; под ред. В. А. Сластёнина. — 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006 — 576 с.

Кружков Г. «Я слышу голос, говорящий в ветре!» (вступительная статья) Иностранная литература. В. № 5. 2006.

Левшин А.С. Английский национальный характер глазами русских в конце XIX – начале XX века. Ученые записки Орловского государственного университета № 1(57) 2014 г. С. 24-27

Лосский, Н.О. Характер русского народа.// Вопросы философии. 1996. №4

 

Sharipova Z.R.

student

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

 

NATIONAL CHARACTER TRAITS

OF BRITISHMEN, RUSSIANS & BASHKIRS

IN FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE

 

Abstract: in a modern multicultural society, the acquisition of so-called ethno-cultural competence becomes a necessary condition for productive communication, the latter, in turn, is closely related to the concepts of mentality and national character.

The relevance of the study is to compare the various features of the national character of the Britishmen, Russians and Bashkirs.

 

Keywords: ethno-cultural competence, national character, mentality, dialogue of cultures, traditions, customs.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шарипова З.Р. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА АНГЛИЧАН, РУССКИХ И БАШКИР В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Вестник науки №11 (56) том 3. С. 177 - 182. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6497 (дата обращения: 25.02.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6497



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.