'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  105 просмотров

Хабибрахманова Е.В.

  


ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МВО (MANAGEMENT BY OBJECTIVES) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ КРАСОТЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена повышению эффективности компании бьюти-индустрии с помощью концепции управления по целям. В статье рассматриваются современные методы повышения эффективности бьюти-бизнеса, описываются инструменты управленческого менеджмента, при использовании которых повышается эффективность предприятия, работающего в сфере индустрии красоты   

Ключевые слова:
процесс формирования целей, оценка эффективности, показатели эффективности, дерево целей, методы повышения эффективности, концепция управления по целям, иерархия целей, управление предприятием   


УДК 65.012.615

Хабибрахманова Е.В.

студент

Институт государственного управления и предпринимательства

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

МВО (MANAGEMENT BY OBJECTIVES)

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ КРАСОТЫ

 

Аннотация: статья посвящена повышению эффективности компании бьюти-индустрии с помощью концепции управления по целям. В статье рассматриваются современные методы повышения эффективности бьюти-бизнеса, описываются инструменты управленческого менеджмента, при использовании которых повышается эффективность предприятия, работающего в сфере индустрии красоты.

 

Ключевые слова: процесс формирования целей, оценка эффективности, показатели эффективности, дерево целей, методы повышения эффективности, концепция управления по целям, иерархия целей, управление предприятием.

 

Сегодня вопрос долгосрочного развития приобретает в российской экономике все большую значимость. При принятии решения о внедрении той или иной методики развития бизнеса важен не размер компании или её специализация, а важно, нацелена ли она на долгосрочное развитие и собирается ли эффективно работать еще десять, двадцать или более лет.

Для оценки эффективности компаний в менеджменте применяется множество методик, как иностранных, например, сбалансированная система показателей, управление эффективностью бизнеса, управление на основе ключевых показателей эффективности, так и российских, например, концепция программно-целевого планирования, идеи которой во многом перекликаются с идеями метода управления по целям [10, с. 147].

Ммногочисленные исследования доказывают, что предоставление людям информации о результатах их работы повышает их производительность. Например, исследование на «General Electric», где увеличение объема информации, поступающей от мастеров к рабочим, привело к повышению производительности труда последних, т. к. такая информация была наиболее эффективной, конкретной, своевременной и прямо относилась к делу. По теории вероятности, если люди четко представляют, каких результатов от них ожидают, и если они ощущают сильную вероятность того, что, прилагая определенные усилия, они смогут достичь данного уровня производительности и получить соответствующее вознаграждение, то их мотивация для выполнения задания увеличится [5, с. 85].

Для предприятия сферы бьюти индустрии процесс формирования целей является очень важным фактором на пути к повышению эффективности бизнеса.

Термин «Управление по целям» (англ. Management by Objectives, MBO) впервые был введен Питером Друкером в 1954 году в его книге «Практика управления» («The Practice of Management»). Существует много определений управления по целям, но более полное – следующее:

Управление по целям - это концепция в менеджменте, где первоисточником всей деятельности является стратегия и ключевые цели, которые дробятся и распределяются сверху - вниз на всех сотрудников, принимаются ими и ложатся в основу оперативной деятельности [3, с. 34].

Управление в концепции МВО понимается как процесс, то есть серия непрерывных взаимосвязанных действий (рисунок 1).

Рисунок 1 – Процесс управления в концепции МВО

 

Суть концепции МВО состоит в том, что управление организацией строится на системе взаимосвязанных и взаимозависимых целей, и заключается в кооперативном процессе определения целей, выбора направления действий и принятии решений [8, с.111].

Одной из главных особенностей управления по целям считается существование иерархии целей внутри компании. Каждый руководитель от наивысшего до самого низшего уровня должен иметь четкие задачи, которые обеспечивают поддержку целей более высоких руководителей.

Основные принципы метода управления по целям следующие: 

Первый и наиболее главный принцип МВО - это правильное целеполагание. Главная цель любой коммерческой организации - это получение прибыли для ее учредителей на стабильной и долговременной основе, из которой учредители будут стабильно платить зарплату персоналу своей компании, вкладывать деньги в поддержание ее текущей деятельности и еще обязательно кое-что оставлять на ее развитие [2].

Простейшая формула прибыли выглядит примерно следующим образом:

Прибыль = Выручка — Издержки

 Для того чтобы Прибыль была больше, нужно, чтобы Выручка была больше, а Издержки меньше. И если в одной и той же компании все подразделения и все работники этой компании при соблюдении определенных условий будут реально замотивированы на достижение единого конечного результата, в данном случае на получение прибыли, то тогда можно об этой компании сказать, что, по целеполаганию, она сумела правильно внедрить метод МВО [7, с. 306].

Второй принцип метода MBO заключается в правильной постановке задач. Чтобы задача была реально выполнена ставить ее нужно только определенным образом. Метод MBO предусматривает 2 основных способа постановки задач (рисунок 2).

Рисунок 2 – Основные способы постановки задач в МВО

 

Перед тем как формулировать задачу с целью получить нужный результат, необходимо тому, кто ставит задачу и тому, кто ее будет выполнять, договориться друг с другом о неких правилах ее выполнения [4].

Третий принцип метода MBO - это правильно сформулированные, с учетом человеческого ресурса и адаптированные под реальные условия, бизнес-процессы. Соответственно, чем эффективнее будут бизнес-процессы, тем больше денег можно будет заработать [7, с. 194].

Кроме характерных для любых систем управления принципов, системе управления по целям присущи и принципы, характерные только для данной системы (таблица 1).

 

Таблица 1 – Характерные принципы системы управления по целям [4]

Принцип

Значение

иерархическая соподчиненность целей

из более общих целей формулируются более локальные

цикличность

любая система управления представляет собой замкнутый цикл «анализ–планирование–реализация–оценка и контроль», который повторяется многократно

обратная связь

подтверждение понимания чего-либо, а также реакцию (положительную или отрицательную) на какое-либо действие

конкретность и измеримость целей

цели должны быть выражены в конкретных показателях, которые можно измерить

регулярность и постоянство работы по целям

цели вырабатываются на определенный период, по окончании которого оценивается степень их выполнения, и разрабатываются цели на следующий период

единый стандарт оформления целей, планов, отчетов

облегчает процесс анализа, сопоставления и принятия решений по согласованию целей между собой

участие в процессе разработки целей всех сотрудников

повышает причастность каждого к организации, способствует информированности, а следовательно и осознанности деятельности, что существенно влияет на мотивированность персонала

принцип холизма (принцип координации+ принцип интеграции)

организации разделены на уровни, каждый уровень – на единицы, различающиеся по функциям, полномочиям и ответственности; координация охватывает взаимодействие единиц одного уровня, т. е. по горизонтали, интеграция – между единицами разных уровней, т. е. по вертикали.

 

Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма, согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимосвязи [11, с. 80].

Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов.

Для стратегического планирования и измерения достижения стратегических целей все чаще используется методология Системы сбалансированных показателей (ССП) - это управленческий инструмент, который позволяет формализовать стратегическое планирование и целеполагание, довести до персонала стратегические цели компании, а также контролировать достижение этих целей сотрудниками через ключевые показатели эффективности (KPI) [1, с. 216].

KPI переводится в литературе по разному: «ключевые показатели эффективности», «ключевые показатели результативности» или «ключевые показатели деятельности». Эта методика в компании может использоваться наравне с технологией ССП. Ключевые показатели эффективности - это некий инструмент, при помощи которого оценивают степень эффективности тех или иных процессов. Как научиться находить наиболее главные показатели эффективности тех или иных процессов – это одна из самых сложных задач метода управления по целям [1, с. 217].

 Например, в компаниях бьюти-индустрии используют следующие стандартные ключевые показатели эффективности:

а) стоимость среднего чека специалиста и в целом по предприятию;

б) среднее количество клиентов в месяц;

в) соотношение постоянных клиентов к первичным/потерянным;

г) число новых клиентов и их процент в общем количестве и т.д.

Но, какой из этих показателей, более ключевой, а какой менее, можно определить только, исходя из реальных условий их применения в данных конкретных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод управления по целям позволяет представить систему управления персоналом в виде одного из бизнес-процессов и дает возможность научиться управлять персоналом при помощи стандартных инструментов. Применение метода управления по целям систематизирует процесс управления, повышает результативность деятельности предприятия, является эффективным инструментом для постановки и поддержания системы на всех уровнях предприятия. Данный подход предъявляет высокие требования к персоналу. Чем лучше работник понимает поставленные перед ним цели и чем точнее последние соответствуют его внутренним устремлениям, тем с большей вероятностью такие цели будут достигнуты.

Как правило, большинство предприятий сферы красоты, функционируют в условиях нестабильной внешней среды, при этом функция планирования в системе управления предприятием по большей части применяется крайне неэффективно, требуя пересмотра существующей системы управления и внедрение системы управления по целям с целью повышения эффективности функционирования предприятия бьюти-индустрии в целом.

Миссия предприятия бьюти-индустрии может быть сформулирована следующим образом:

- быть самым нужным предприятием в городе по оказанию качественных бьюти-услуг для клиентов, которым необходимо быть красивыми 7/24;

- увеличение доли рынка и постоянное повышение прибыли за счет использования передовых технологий;

- удержание и повышение доверия и уважения клиентов.

На следующем этапе следует провести анализ внешней и внутренней среды для выявления основных проблем предприятия (таблица 2).

 

Таблица 2 – Пример SWOT-анализа [составлено автором]

Сильные стороны

Слабые стороны

Стабильный спрос на услуги красоты

Не своевременные поставки иностранной косметики

Выгодный график работы

Невысокий уровень рентабельности

Высокая квалификация сотрудников

Снижение возвращаемости клиентов

Возможности

Угрозы

Снижение темпов инфляции

Рост цен на косметику и расходные материалы

Повышение платежеспособности населения

Текучка кадров

Развитие новых направлений бизнеса

Невозвратность клиентов

 

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что основной проблемой компании бьюти-бизнеса является отсутствие перспектив дальнейшего развития. Для эффективного функционирования и осуществления основной деятельности на предприятии сформулированы цели на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу (таблица 3).

 

Таблица 3 – Пример матрицы разработки и формулировки целей для предприятия бьюти-индустрии [составлено автором]

Содержание цели

Временной диапазон

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

прибыль

снижение издержек

увеличение дохода на 30%

максимизация прибыли

клиенты

удержание сущест-вующих клиентов

привлечение новых клиентов

расширение клиентской базы на 20%

услуги

повышение качества услуг

расширение доли аппаратных услуг до 80%

выход на новые сегменты рынка

рост потенциала компании

удержание высококвалифици-рованных сотрудников

привлечение молодых специали-стов

постоянное по-вышение квали-фикации персонала

по сотрудникам

поощрение проявления инициатив

разработка новой системы стимулирования

оплачивать труд работников из расчета 10% от прибыли

управление

анализ существую-щей ситуации

использование приемов современ-ного менеджмента

формирование управленческой команды

социальная ответствен-ность

организация систе-мы инновационных предложений

модернизация современной систе-мы стимулирования труда

комплексное использование 

различных методов компен-сации

поставщики

переход на косметику отечественных производителей

поиск новых поставщиков с лучшими ценами

создание новой системы поставок

 

Цели общие:

  • В работе с клиентами – предвосхищение ожиданий клиентов и удовлетворение их потребностей на уровне стандартов обслуживания, базируясь на миссии предприятия бьюти-индустрии.
  • В бизнес-процессах – стандартизация бизнес-процессов, контроль исполнения и оценка их эффективности.
  • В ресурсах – эффективное использование.
  • В корпоративной среде – гостеориентированность и развитие на основе миссии предприятия бьюти-индустрии. 

Конечной целью предприятия бьюти-бизнеса является расширение сферы деятельности с целью получения дополнительной прибыли. Повышение уровня жизни является целью и для сотрудников предприятия.

После разработки матрицы целей пересматривается организационная структура предприятия с целью определения:

- адекватности распределения функциональных обязанностей;

- соответствия организационная структура требованиям окружающей среды;

- эффективности двусторонних связей в существующей структуре управления (разработке целей осуществляется единолично управляющими высшего звена или с привлечением подчинённых).

Ответы на перечисленные вопросы дают основу для изменения организационной структуры в соответствии с поставленными целями. После выработки высшим руководством долгосрочных и краткосрочных целей для организации и для себя лично, формулируются цели для работников следующего уровня в нисходящем порядке по цепи команд, то есть формируется дерево целей (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Пример дерева целей для предприятия бьюти-индустрии

 

В данной ситуации управление по целям будет тем механизмом, с помощью которого цели будут распределены по иерархии предприятия и обеспечено вовлечение персонала в их достижение. В этой ситуации KPI являются контрольными точками в процессе достижения целей, характеристиками результативности или эффективности работы сотрудника и бизнес-процессов в целом.

Таким образом, из миссии - вытекают цели, каждая из которых имеет свои функции; из каждой цели вытекают задачи предприятия бьюти-индустрии, которые необходимо решить для достижения данной цели. Подробное детальное наполнение каждого из перечисленных пунктов дерева целей позволит в будущем легко осуществлять процесс планирования, что обеспечит бесперебойное и результативное в финансовом отношении функционирование в четком соответствии с обозначенной миссией предприятия бьюти-индустрии. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Безручко П.С. Практики регулярного менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2021. 368 с.
  2. Бутовец И.В. Управление по целям: сущность и типы // Вестник ТГЭУ. 2002. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-po-tselyam-suschnost-i-tipy (дата обращения: 19.10.2022).
  3. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 288 с.
  4. Ильенков Д.А. Управление по целям: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7151 (дата обращения: 07.10.2022).
  5. Староверова, К.О. Менеджмент. Эффективность управления. М.: Юрайт, 2019. 269 с.
  6. Семенюк Е. В. Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы // Вопросы экономики и управления. 2017. № 3 (10). С. 27-29. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/65/2508/ (дата обращения: 011.2022).
  7. Тихомиров В.А., Миронов, В.А. Основы управления предприятием: В 3-х кн. Кн. 1. Современные тенденции в управлении. М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.
  8. Управление бизнесом. Harvard Business Review. М.: Альпина Паблишер, 2021. 290 с.
  9. Управление проектами. Полный курс МВА / М.Ф. Дубовик, А.В. Полковников. М.: Олимп-Бизнес, 2018. 552 с.
  10. Фридман А.С. Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента. М.: Добрая книга, 2022. 480 с.
  11. Эдерсхейм Э. Лучшие идеи Питера Друкера: пер. с англ. / под ред. А.А. Чернова. СПб.: Питер, 2011. 384 с.

 

Khabibrakhmanova E.V.

student

Institute of Public Administration and Entrepreneurship

(Ekaterinburg, Russia)

 

APPLICATION OF CONCEPT «MANAGEMENT BY OBJECTS»

FOR ENTERPRISE IN BEAUTY INDUSTRY

 

Abstract: the article is devoted to improving the efficiency of a beauty industry company using the concept of goal management. The article discusses modern methods of increasing the efficiency of beauty business, describes management management tools, the use of which increases the efficiency of an enterprise operating in the beauty industry.

 

Keywords: process of goal formation, performance evaluation, performance indicators, goal tree, methods of efficiency improvement, management concept by goals, hierarchy of goals, enterprise management.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Хабибрахманова Е.В. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ МВО (MANAGEMENT BY OBJECTIVES) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ КРАСОТЫ // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 40 - 52. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6528 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6528



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.