'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 13

Просмотры  228 просмотров

Дмитриева Е.К., Пигарева Е.А.

  


ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируется процесс цифровизации образования в России. Рассмотрены этапы цифровизации образования с конца 19 века. Выявлены задачи, которые стоят перед российским образованием для обеспечения качественного и непрерывного образования. Оценено влияние пандемии Covid-19 на цифровизацию образования в России   

Ключевые слова:
цифровая эпоха, цифровизация, образование, цифровизация образования, Россия, российское образование, информация, цифровые технологии   


УДК 37.047

Дмитриева Е.К.
студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)



Пигарева Е.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)



ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

Аннотация: в данной статье анализируется процесс цифровизации образования в России. Рассмотрены этапы цифровизации образования с конца 19 века. Выявлены задачи, которые стоят перед российским образованием для обеспечения качественного и непрерывного образования. Оценено влияние пандемии Covid-19 на цифровизацию образования в России.

 

Ключевые слова: цифровая эпоха, цифровизация, образование, цифровизация образования, Россия, российское образование, информация, цифровые технологии.

 

Мы живём в эпоху цифровизации, в которой довольно сложно переоценить значимость информации и знаний. Процесс цифровизации всех сфер человеческой жизни безусловно оказывает значительное влияние на развитие российского общества. Такая сфера, как образование, не исключение. Именно цифровизация образования является основой развития людей и общества в целом. Она предоставляет необходимые условия для развития IT-структуры, а также применения лучших практик в области IT-технологий, которые используются в учебном процессе. Основная задача цифровизации - подготовка первоклассных специалистов для российского рынка труда. Всё вышеперечисленное диктует системе образования необходимые изменения, подразумевающие внедрение в процесс обучения различных цифровых инструментов, например: электронных учебных систем; инструментального набора для оптимального доведения информационных данных до учеников; способов, оптимизирующих методы преподавательской деятельности, а также цифровых инструментов контроля знаний студентов, повышающих общий комфорт обучения в целом.

По оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, цифровизация системы образования в России прошла три этапа, каждый из которых включает в себя различные процессы [1].

Так, первый этап охватил середину 80-х и начало 90-х годов. В период этого этапа компьютеры только внедрялись в жизнь людей, поэтому процессу цифровизации можно присвоить следующее название: развитие компьютерной грамотности у населения. В учебных заведениях только появлялась компьютерная техника, поэтому цифровизация системы образования в тот момент предполагала лишь наличие компьютеров и развитие базовых умений по их использованию в учебном процессе. Данный этап положил начало цифровой эпохи в России.

Второй этап проходил с середины 2000-х годов до 2018 года. Цифровые технологии постепенно внедрялись в учебный процесс и начинали становиться его неотъемлемой частью, поскольку в этот период стал происходить постепенный отказ от бумажных носителей и появляться первые электронные библиотеки. Здесь уже были необходимы не только базовые умения и правила работы с компьютерами, но и их активное использование в образовательном процессе. Цифровые технологии стали применяться не только в сфере информатики, но и при изучении других учебных дисциплин.

По данным на 2015 год, затраты на ИТ на один вуз составили 6,2 млн руб. Больше половины финансовых средств уходит на техническое оснащение вуза, которое включает в себя приобретение компьютеров, серверов, телекоммуникационного оборудования, а также оплату услуг связи (Рисунок 1).

 

Рис. 1. Структура затрат ВУЗов

на цифровизацию учебной деятельности [2].

 

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что обучению сотрудников, связанному с развитием и использованием ИКТ, уделяется самая меньшая из статей расходов - 0,5% от общего числа затрат. Это показывает, что, несмотря на хорошее техническое оснащение высших учебных заведений, не все сотрудники, включая преподавателей, умеют правильно и грамотно использовать весь функционал, который имеют цифровые платформы. В рамках цифровизации системы образования квалификация преподавателей в области цифровых технологий является обязательной частью для построения процесса непрерывного обучения. Вся структура затрат на ИТ в высших учебных заведениях представлена на диаграмме. Данную проблему можно решить посредством проведения различных обучающих тренингов и курсов по подготовке сотрудников ВУЗов к работе с цифровыми платформами.

Также в рамках этого этапа цифровизации органами государственного управления проводилась политика информатизации системы образования. Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания [3]. В 2016 году был утвержден приоритетный проект этой политики “Развитие образования”, реализация которого подразумевала создание к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития цифрового образовательного пространства.

В этот период перед системой российского образования стояли следующие задачи:

- подготовка и переподготовка преподавательского состава к работе с цифровыми платформами;

- внедрение в образовательный процесс цифровых программ;

- разработка системы управления обучения, что позволит структурировать и наладить работу всех образовательных подсистем и даст возможность получения широких знаний обучающимся, введение системы по установлению личности учащегося по цифровому коду, что будет способствовать появлению ученика в единой базе данных, где будет отслеживаться его успеваемость и достижения.

Третий этап цифровизации начинается с 2018 года. Он предполагает цифровую трансформацию, при которой цифровые технологии активно применяются во всех процессах в образовании.

Трансформация подразумевает обновление всей системы цифровых технологий, то есть должны измениться: само содержание образовательной программы и планируемые образовательные результаты, педагогические методы и технологии обучения, непосредственно организация учебной деятельности и используемые при этом инструменты. Российское образование поддается цифровизации не динамично, медленно. Это происходит намного медленнее, чем в европейских странах и США в силу того, что старшее поколение, которое на сегодняшний день составляет наибольшую часть педагогического состава, попросту не готово адаптироваться к введению новых методов обучения.

Но главным событием этого этапа стала пандемия COVID-19, которая повлияла на формат всей сферы образования в целом. Российские учебные заведения были не готовы к такому резкому переходу на другой формат обучения. Сегмент онлайн-образования занимал меньшую долю (варьируется от 1,1 до 6,7%) [4] на внутреннем рынке страны по сравнению с другими формами образования. Цифровые платформы и электронные системы не использовались в таком масштабе, в котором они понадобились в связи со сложившейся ситуацией. Именно поэтому российский рынок онлайн-услуг в сфере образования потребовал быстрого расширения.

Коронавирусная инфекция положила начало для основных изменений, которые происходят в сфере образования с 2020 года, поскольку все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Многие ВУЗы и школы столкнулись с проблемой применения дистанционных образовательных технологий (далее в статье, ДОТ) в силу или их отсутствия, или неосведомленности о правилах их использования. Эта проблема была решена с помощью следующих составляющих цифрового образования:

  1. достаточно активное и быстрое внедрение интерактивных цифровых учебников, постепенно заменяющие в настоящий момент традиционные источники знаний
  2. платформы для коммуникации в Интернете, предназначенные для проведения конференция (Zoom, Google Meet, Teams)
  3. платформы для совместной работы в Интернете (выполнение коллективных заданий, проектов, бизнес-планов). В России чаще всего используются офисные пакеты: “Google Таблицы”, “Документы”, “Презентации”, а также Канбан доска “Trello”.
  4. внедрение в Высших учебных заведениях систем LMS (learning management system - cистема управления обучения) и СДО (система дистанционного образования)

В заключение, следует отметить, что пандемия COVID-19 ускорила процесс развития цифровизации образования в России. Как оказалось, многие школы и высшие учебные заведение были не готовы к полному переходу на дистанционный формат обучения, что указывает на несовершенства системы российского образования. Возможность обучения по программам высшего образования полностью в дистанционном формате неэффективна, но, при этом, сочетание цифрового и классического форматов образования является хорошей базой подготовки кадров, которая несомненно повлияет на развитие российского бизнеса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Цифровизация образования: задачи, инструменты, сложности [Электронный ресурс]. URL: https://gb.ru/blog/tsifrovizatsiya-obrazovaniya/ (дата обращения: 04.11.2022).
  2. Днепровская, Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н. В. Днепровская // Статистика и Экономика. – 2018. – Т. 15. – № 4. – С. 16–28. – DOI 10.21686/2500–3925-2018-4-16-28. – EDN XYHITR. Информационные технологии в образовании О. И. Пащенко. [Электронный ресурс] – URL: https://nvsu.ru/ru/Intellekt/1135/Pashchenko%20O.I.%20Informatsionnie%20tehnologii%20v%20obrazovanii%20-%20Uch-met%20posobie%20-%202013.pdf (дата обращения: 06.11.2022).
  3. Днепровская, Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н. В. Днепровская // Статистика и Экономика. – 2018. – Т. 15. – № 4. – С. 16–28. – DOI 10.21686/2500–3925-2018-4-16-28. – EDN XYHITR.

 

Dmitrieva E.K.
Saint Petersburg State University of Economics
(Saint Petersburg, Russia)

Pigareva E.A.
Saint Petersburg State University of Economics
(Saint Petersburg, Russia)

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA

 

Abstract: in this article the process of digitalization of education in Russia is analyzed. The stages of digitalization of education since the end of the 19th century are considered. The article reveals the tasks facing Russian education to ensure quality and continuous education. The impact of the Covid-19 pandemic on the digitalization of education in Russia has been assessed.

 

Keywords: digital era, digitalization, education, digitalization of education, Russia, Russian education, information, digital technologies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дмитриева Е.К., Пигарева Е.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 75 - 81. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6534 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6534



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.