'
Азанова Н.В.
РОЛЬ НАЛОГОВОГО ОРГАНА КАК УЧАСТНИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА *
Аннотация:
в статье рассмотрены некоторые категории дел, по которым налоговые органы учувствуют в судебном процессе на стороне истца, ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В частности, затронуты вопросы о том, кто защищает интересы налоговых органов в суде, а также какую помощь оказывают судам налоговые органы при подготовке и рассмотрении судебного дела по налоговым и иным спорам. Из данной статьи вы также можете узнать об особенностях налогового спора в отличии от иных судебных споров
Ключевые слова:
Федеральная налоговая служба, налоговый орган, полномочия налогового органа, налогоплательщик, налоговый спор, налоговое законодательство
УДК 347
Азанова Н.В.
магистрант по направлению «Юриспруденция»,
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
(Россия, г. Москва)
РОЛЬ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
КАК УЧАСТНИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые категории дел, по которым налоговые органы учувствуют в судебном процессе на стороне истца, ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В частности, затронуты вопросы о том, кто защищает интересы налоговых органов в суде, а также какую помощь оказывают судам налоговые органы при подготовке и рассмотрении судебного дела по налоговым и иным спорам. Из данной статьи вы также можете узнать об особенностях налогового спора в отличии от иных судебных споров.
Ключевые слова: Федеральная налоговая служба, налоговый орган, полномочия налогового органа, налогоплательщик, налоговый спор, налоговое законодательство.
В последнее время постоянно увеличивается количество дел, рассматриваемых судами по налоговым спорам. Одной из причин возникновения налоговых споров можно указать следующее: налоговое законодательство наименее стабильно, постоянно развивается и изменяется путем вынесения Федеральных законов, которыми вносятся новые нормы в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ). Так, с начала 2022 года вынесено более 10 Федеральных законов о внесении изменений в НК РФ.
При этом отдельные статьи НК РФ дополняются новыми пунктами (подпунктами, абзацами), отдельные подпункты признаются утратившими силу, вносятся другие изменения и дополнения. В связи с этим налогоплательщики могут столкнуться с трудностями по своевременному реагированию на такие быстрые изменения требований налогового законодательства. Вместе с тем большое количество принятых законов, разъяснений применения законодательства, а также информационных писем Верховного суда Российской Федерации усложняет работу судов.
Прежде всего необходимо определить, что понимать под налоговыми органами. В Российской Федерации налоговые органы состоят из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, Служба) - является федеральным органом исполнительной власти, основной деятельностью которого является контроль и надзор в области налогообложения.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов [4].
Когда мы говорим о налоговых органах, имеем в виду территориальные органы ФНС России - Инспекции и Межрайонные Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция).
Как уже сказано ранее, налоговые органы составляют единую централизованную систему, наделены широкими полномочиями в области налогообложения, при этом функции отдельных территориальных налоговых органов различны. У каждого налогового органа есть Положение об Инспекции, которое устанавливает полномочия и функции данного органа.
Как известно, с 11.01.2021 в Пермском крае реорганизованы налоговые органы, некоторые Инспекций присоединены к другим Инспекциям, несколько Инспекций объединены в одну Инспекцию. С 2021 года создан специализированный налоговый орган с функциями по управлению долгом в части урегулирования задолженности – Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю (далее - Долговой центр). Еще с 2013 года создана Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермскому краю (далее - Единый регистрационный центр), осуществляющая функции по государственной регистрации всех юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств [6].
Итак, перейдем к рассмотрению основного вопроса статьи - участия налоговых органов в судебном процессе по рассмотрению дел по налоговым и иным спорам. Налоговый спор – это вид юридического спора, который можно определить, как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом по поводу исчисления и уплаты налогов [5].
Сложность рассмотрения данного спора заключается в специфике налоговых разбирательств, а также в необходимости глубоких познаний в области налогового права. Так, налоговый спор имеет свои особенности, которыми являются:
- характер спорного правоотношения – как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции», налоговые правоотношения построены на властном подчинении одной стороны другой и субординации сторон - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику - обязанность повиновения. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы [1];
- субъектный состав участников – с одной стороны выступают налоговые органы, с другой – налогоплательщики (физические, юридические лица, их филиалы, представительства, обособленные подразделения);
- юридическое неравенство участников – одна сторона спора всегда представляет интересы государства;
- протекает в определенной законом форме – досудебный и судебный конфликт разрешения дела [5].
Налоговый орган при взаимоотношениях с налогоплательщиком может выступать как истцом, так и ответчиком по делу. При этом судебный орган работает с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. На практике значительный объем налоговых споров предполагает активную роль с предоставлением доказательств, как самого налогоплательщика, так и налогового органа. Выделяют следующие категории исков: административные иски и гражданско-правовые иски, рассматриваемые по общим правилам искового производства.
Согласно п.5.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» налоговые органы представляют интересы Российской Федерации по обязательным платежам или денежным обязательствам в делах о банкротстве. Налоговые органы представляют интересы своего ведомства через сотрудников Инспекций - юристов, действующих на основании доверенности от Инспекции.
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства [2]. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции.
С участием налогового органа в качестве истца могут рассматриваться споры: о взыскании обязательных платежей и санкций (ст.213 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», далее - АПК РФ); о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц (глава 32 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»), о взыскании с физических лиц сумм неосновательного обогащения (глава 60 «Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Лица, на которых возложена налоговая обязанность, зачастую выражают несогласие с теми или иными актами законодательства о налогах и сборах или требованиями налоговых органов и обжалуют их в установленном порядке.
Как к ответчику к налоговым органам могут быть предъявлены иски: о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и лиц (п.2 ст.197 АПК РФ); об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст.208 АПК РФ); о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога (ст.78 НК РФ); об обжаловании решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.25.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»); о возмещении убытков (вреда), причиненных незаконными актами (действиями, бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (пп.14 п.1 ст.21 НК РФ) [5].
Суды также могут привлекать налоговые органы к делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по не налоговым спорам. Например, при рассмотрении требований об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов, о взыскании задолженности по договору, о прекращении исполнительного производства по делу, о разделе совместно нажитого имущества, о расторжении договора и другие, о взыскании задолженности по заработной плате.
Может быть ситуация, когда в одном деле принимает участие несколько территориальных налоговых органов на стороне истца и третьего лица. Например, при рассмотрении дел о взыскании задолженности по налогам, пени, страховым взносам, где в качестве истца выступает Долговой центр, а третьим лицом – та Инспекция, на налоговом учете которой состоит налогоплательщик должник. А также на стороне ответчика и третьего лица налоговый орган участвует, например, при рассмотрении дел об установлении факта регистрации юридического лица, где в качестве ответчика выступает Единый регистрационный центр, а третьим лицом - та Инспекция, на налоговом учете которой состоит налогоплательщик должник.
Определение суда о назначении судебного разбирательства может содержать запрос о предоставлении налоговым органом необходимых сведений и документов о налогоплательщике, которые известны Инспекции и у нее имеются. Например, сведения о кредитной и дебиторской задолженности организации, сведения о движении денежных средств по расчетному счету организации, сведения об отражении в налоговом учете организации операций по конкретному договору, выписки из книг покупок организации, расчет пени. Такие сведения могут быть отражены в предоставляемых налоговому органу налогоплательщиком налоговых декларациях, налоговой, бухгалтерской и финансовой отчетности, иной документации.
Однако необходимо помнить о том, что любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов составляют налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК РФ) и не могут быть переданы третьим лицам. К налоговой тайне не относятся общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя, сведения об ИНН плательщика, налоговых нарушениях и мерах ответственности за них. При этом предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона [3].
Таким образом, налоговый орган как участник судебного процесса может выступать в роли истца, ответчика, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Налоговый орган играет важную роль в судебном процессе по активному доказыванию обстоятельств налогового спора, на которые он ссылается, подготавливает правовую позицию на доводы налогоплательщиков, а также по запросу суда предоставляет запрашиваемую информацию и документы, дают пояснения суду по рассматриваемым вопросам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4
Ссылка для цитирования:
Азанова Н.В. РОЛЬ НАЛОГОВОГО ОРГАНА КАК УЧАСТНИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 101 - 108. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6539 (дата обращения: 18.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*