'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  69 просмотров

Качалыгин А.В.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье обозначена проблема нормативно-правового закрепления компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации работы территориальных органов МВД России на региональном уровне. Акцентируется внимание на том, что несовершенство федерального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов может препятствовать эффективной деятельности территориальных органов внутренних дел на региональном уровне. Автором поднимается вопрос о целесообразности передачи части полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы органов внутренних дел на региональном уровне, плюсах и минусах их применения   

Ключевые слова:
региональные органы государственной власти, координация деятельности, объем полномочий, компетенция, взаимоотношения, механизм взаимодействия, разграничение   


УДК 34.03

Качалыгин А.В.

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников)

территориальных органов МВД России)

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЕТЕНЦИИ

ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

Аннотация: в статье обозначена проблема нормативно-правового закрепления компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации работы территориальных органов МВД России на региональном уровне. Акцентируется внимание на том, что несовершенство федерального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов может препятствовать эффективной деятельности территориальных органов внутренних дел на региональном уровне. Автором поднимается вопрос о целесообразности передачи части полномочий высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы органов внутренних дел на региональном уровне, плюсах и минусах их применения.    

 

Ключевые слова: региональные органы государственной власти, координация деятельности, объем полномочий, компетенция, взаимоотношения, механизм взаимодействия, разграничение.

 

Российская Федерация в данный исторический период находится в сложной международной обстановке, подвергается различным санкциям со стороны недружественных государств, целью которых является дестабилизация внутренней политический и социальной обстановки в стране. Учитывая данные обстоятельства, вопрос поддержания общественного порядка и социальной стабильности в регионах страны является одним из приоритетных задач государственного аппарата. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для успешного выполнения вышеперечисленных задач по сохранению и поддержанию правопорядка в субъектах Российской Федерации немаловажным является и легитимность должностных лиц, исполняющих свои обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. Сама по себе легитимность государственной власти, в общем понимании, является фактическое принятие власти населением страны, то есть признания права на управление социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком же смысле легитимной, является законная власть, образованная в соответствии с процедурой закрепленной нормативно-правовыми актами.

В реалиях сегодняшнего дня, любая юридическая коллизия, связанная с установленной законом процедурой назначения на должность лиц, в том числе, исполняющих государственные функции по охране правопорядка, может быть использована различными дестабилизирующими силами для расшатывания общественного порядка, подрыва авторитета государственной власти в том или иной регионе страны.

В этой связи актуальной является проблема установления и конкретизации нормативного закрепления компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы территориального органа внутренних дел на региональном уровне.

В русском языке термин «компетенция» широко употребляется в значении круга чьих-нибудь полномочий, прав (9). Таким образом, проведем анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации в которых содержатся полномочия и права высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы органов внутренних дел на региональном уровне.

Как известно, основными задачами территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации является, в том числе, обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации. (1).

Следует отметить, что любая возможность подвергнуть сомнению правомочность назначения тех или иных сотрудников территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а тем самым усомниться в законности их требований и действий, является катализатором осложнения оперативной обстановки в субъекте Российской Федерации.

Как пример, рассмотрим отдельную компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы территориального органа внутренних дел на региональном уровне, в частности полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию кандидатур на назначение на должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка и начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Так, федеральным законодательством предусмотрены полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении на должности старшего начальствующего состава, к которым относятся должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка и начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в порядке, определяемом федеральными законами и нормативно-правовыми актами Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (2). Сразу же отметим, что федеральными законами порядок согласования кандидатур с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации при назначении на вышеуказанные должности не предусмотрен.

Нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних в части назначения кандидатур на вышеперечисленные должности содержат обязательное требование о согласовании с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации только кандидата на должность начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. (6).

Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» не предусматривает согласования кандидатуры на должность начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (4), вместе с тем Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», наоборот, предусматривает указанную процедуру согласования. (3).

Вместе с тем, противоречивость и неопределенность юридических норм, может привести к негативным последствиям в обществе. Как следствие в региональных средствах массовой информации появляются публикации о незаконности назначения на должность начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Так в УМВД России по Ивановской области пришлось опровергать сообщения местных средств массовой информации в части нарушения процедуры назначения на должность руководителя регионального ГИБДД. (11). Аналогичная ситуация складывалась и в УМВД России по Оренбургской области и потребовала разъяснения жителям региона законной процедуры назначения кандидата на должность. (10).

Таким образом, возникшая юридическая коллизия, между указами Президента Российской Федерации и Приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые регламентируют порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в части необходимости согласования кандидатур с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка и начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации не способствует укреплению авторитета должностных лиц регионального органа МВД России по субъекту Российской Федерации, может быть использовано заинтересованными лицами в вызове сомнений у населения в легитимности их полномочий, что в свою очередь негативно влияет на состояние правопорядка в регионе.

Кроме того, следует обратить внимание на предусмотренную процедуру согласования кандидатур на назначение на должности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка и начальника подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Указанная процедура состоит из согласительных действий, при несогласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с предложенной кандидатурой, которые могут занять срок более четырех месяцев до назначения кандидатов на рассматриваемые должности. При этом само назначение несогласованного кандидата осуществляется в том же порядке Министром внутренних дел Российской Федерации, только с информированием Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Требует отдельного внимания так же и оценка коррупционного риска при осуществлении согласительных процедур. Так, процедура согласования кандидатур на вышеуказанные должности с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, связана с прохождением множества инстанций, и должностных лиц, работающих в аппарате государственной власти субъекта Российской Федерации, позволяющих злоупотреблять должностными полномочиями, в целях получения выгоды, указанными должностными лицами, учитывая, что прохождение службы сотрудником МВД будет осуществляться в этом же субъекте Российской Федерации. Вместе с тем, как было указано ранее, при убежденности в правильности выбранной кандидатуры для назначения на рассматриваемые должности, Министр внутренних дел Российской Федерации будет обладать правом назначения, даже после безрезультативно проведенных согласительных процедур.

Лишь сбалансированная система сдержек и противовесов, основанная на принципе разделения властей, оптимальном соотношении компетенции государственных органов отраслевого управления и различных институтов публичной власти способна нейтрализовать такие явления как бюрократическая ведомственность и территориальное местничество, а также пресекать авторитарные тенденции и не допускать нарушений конституционной законности. (8).

Считаем, что согласительные процедуры и длительные сроки согласования кандидатур на должности, в чьи полномочия входит принятие управленческих решений по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, отрицательно влияют не только на организацию работы органа внутренних дел на региональном уровне, но и на своевременность оказания влияния на оперативную обстановку в регионе, решение актуальных проблем безопасности в кратчайшие сроки.

Кроме того, немаловажным фактором является в настоящее время комплектование, принятых в состав Российской Федерации, новых субъектов Российской Федерации – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Высшие должностные лица указанных субъектов Российской Федерации, в силу объективных обстоятельств, не в достаточной степени знакомы с работой правоохранительных органов России, что может сказаться на длительности согласительных процедур по назначению должностных лиц, ответственных за общественную безопасность, охрану порядка и безопасность дорожного движения. При этом Министр внутренних дел Российской Федерации будет обладать правом назначения на указанные должности кандидатов, подобранных Министерством, без согласия высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, только спустя четыре месяца, то есть после соблюдения порядка проведения согласительных процедур, что в условиях проведения Специальной военной операции, является недопустимым и может повлечь серьезные последствия для выстраивания правоохранительной системы и поддержания правопорядка в новых субъектах Российской Федерации.   

Устранение возникшей юридической коллизии между Указами Президента Российской Федерации, Приказами МВД России, путем приведения их к единообразной процедуре назначения на должность, упорядочит порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, позволит принимать оперативные управленческие решения способные отвечать современным вызовам и угрозам.

Отсутствие реального разграничения полномочий порой приводит к серьезным конфликтам, которые снижают эффективность совместной деятельности по обеспечению правопорядка. (7).

Как известно, наиболее распространенными способами разрешения коллизий являются:

- толкование;

- принятие нового акта;

- отмена старого;

- внесение изменений или уточнений в действующие;

Для устранения рассматриваемой проблемы, МВД России использовало способ внесения изменений и уточнений в действующие приказы (5), однако значительное число внесенных дополнений в приказы МВД РФ могут не только затруднить поиск актуальной редакции документа, но и вызывает сомнения в проработанности принятых нормативно-правовых актов, что может повлечь за собой негативные последствия как в самой правоохранительной системе, так и обществе. 

Вышеперечисленные противоречия и неточности не являются единственными в области компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы территориального органа внутренних дел на региональном уровне, так как мы рассмотрели проблему, которая нашла свое отражение в средствах массовой информации и потребовала разъяснений со стороны территориальных органов внутренних дел на районном уровне. На наш взгляд сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием единого нормативно-правового акта, определяющего компетенцию, то есть полномочия и права высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы органов внутренних дел на региональном уровне. 

       Подводя итог, считаем, что установление, конкретизация и нормативное закрепление компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации работы территориального органа внутренних дел на региональном уровне послужит укреплению авторитета органов внутренних дел на региональном уровне, улучшению оперативности, содержательности принятия управленческих решений, отвечающих современным вызовам и угрозам стоящим перед нашим обществом, окажут положительное влияние на организацию работы территориального органа внутренних дел на региональном уровне.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. № 773 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 24.11.2020 № 801 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Захватов И.Ю., Петрова О.В. Проблемы взаимодействия МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и региональных органов государственной власти // Труды Академии управления МВД России. — М., 2009. № 2. С. 73.
  8. Захватов И.Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел (теоретические и методологические аспекты): Дис… канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 211.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 327.
  10. Разъяснение о порядке назначения на должности начальника управления внутренних дел, заместителя начальника полиции по охране общественного порядка и начальника подразделения ГИБДД территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации: сайт управления МВД России по Оренбургской области. [Электронный ресурс]. Дата размещения: 25.01.2019 URL: https://56.мвд.рф/news/item/15617746/ (дата обращения: 27.11.2022).
  11. Информация о нарушении процедуры назначения начальника регионального УГИБДД не соответствует действительности: сайт управления МВД России по Ивановской области. [Электронный ресурс]. Дата размещения: 24.01.2014. URL: https://37.мвд.рф/news/item/1871325 (дата обращения: 27.11.2022).

 

Kachalygin A.V.

Listener of the 2nd Faculty

Academy of Management of Ministry of Internal of Russia

(Moscow, Russia)

 

TOPICAL ISSUES OF COMPETENCE OF SUPREME

EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER OF SUBJECT

OF RUSSIAN FEDERATION ON ORGANIZATION OF WORK

OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AT REGIONAL LEVEL.

PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

 

Abstract: the article outlines the problem of regulatory and legal consolidation of the competence of state authorities of the subjects of the Russian Federation to organize the work of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level. Attention is focused on the fact that the imperfection of federal legislation and departmental regulatory legal acts may hinder the effective operation of territorial internal affairs bodies at the regional level. The author raises the question of the expediency of transferring part of the powers of the supreme executive bodies of state power of the subject of the Russian Federation to organize the work of internal affairs bodies at the regional level, the pros and cons of their application. 

 

Keywords: regional public authorities, coordination of activities, scope of powers, competence, relationships, mechanism of interaction, differentiation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Качалыгин А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 120 - 130. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6542 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6542



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.