'
Крикова Л.А.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕЛКУ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН *
Аннотация:
в работе проведен анализ отечественного уголовного законодательства и законодательства зарубежных стран в части применения статьи 326 УК РФ
Ключевые слова:
идентификационный номер транспортного средства, подделка, уничтожение
УДК 343.3/.7
Крикова Л.А.
магистрант
Российский государственный университет правосудия
(г. Томск, Россия)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕЛКУ ИЛИ
УНИЧТОЖЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО
НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Аннотация: в работе проведен анализ отечественного уголовного законодательства и законодательства зарубежных стран в части применения статьи 326 УК РФ.
Ключевые слова: идентификационный номер транспортного средства, подделка, уничтожение.
Ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства закреплена не только в отечественном уголовном законодательстве, но и имеет достаточно широкое применение во многих государствах. Изучение и обобщение зарубежного опыта в вопросе правовой регламентации уголовной ответственности современных государств является традиционным и признается важнейшим структурным элементом научных исследований. Проведение сравнительных исследований оказывает существенное влияние на отечественную систему права, способствуя унификации и совершенствованию национального уголовного законодательства.
Проведение сравнительно-правового исследования отечественного и зарубежного законодательства позволяет по-новому взглянуть на различные правовые институты и явления, выявить положительный опыт правового регулирования в зарубежных странах и его имплементировать в правовую систему России.
Конечно, не всегда законодательные способы разрешения тех или иных проблем, используемые зарубежными странами, применимы на практике в нашем обществе, так же как и зарубежные нормативы не всегда оптимально совместимы с российскими реалиями в силу тех или иных факторов. Тем не менее законодательство многих современных государств не только предусматривает институт группового иска, но и достаточно подробно его регламентирует.
Таким образом, совершенствование уголовно-правового противодействия преступлениям, связанным с подделкой или уничтожением идентификационного номера транспортного средства, требует рассмотрения зарубежного опыта.
В тоже время изучение зарубежного уголовного законодательства А.А. Суворову позволило прийти к выводу, что не во всех правовых порядках закреплена отдельная правовая норма, закрепляющая ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства. В частности, автор отмечает, что в таких странах, как Австрия, Испания, Польша, Швеция, Швейцария, Австралия, Франция, Йемен, Турция, Норвегия, Голландия, Аргентина, Китай, Япония и Корея, законодатель отдельно не выделяет ответственности за анализируемое деяние [3, с.185]. Данная ситуация, на наш взгляд, обуславливается тем обстоятельством, что преступления, связанные с подделкой или уничтожением идентификационного номера транспортного средства, безусловно, существуют в данных государствах, но совершение уголовно наказуемых деяний с ними охватываются иными составами преступлений, поскольку, как ранее было отмечено, подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства совершаются в неразрывной связи от иных преступлений, например, хищений транспортных средств.
В уголовном кодексе Кыргызской Республики ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства предусматривает ст. 380 и звучит она как «подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, транспортного средства». В рассматриваемой статье можно сделать вывод о том, что законодатель не выделяет подделку регистрационного номера транспортного средства как преступное деяние. А также то, что ответственность наступает за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства независимо от цели совершения этого преступления. Данное положение, позволяет привлекать к ответственности лицо исключительно за сам факт подделки или уничтожения перечисленных предметов. Однако, не понятно, как по данному законодательству привлекать лицо, которое сбывает транспортное средство с заведомо поддельным идентификационным номером, номеров кузова, шасси и двигателя [1, с. 329].
Статьей 720 уголовного кодекса Исламской Республики Иран, в отличие от российского законодательства, предусмотрена ответственность за незаконные действия в отношении наземного и сельскохозяйственного, водного и механического транспортного средства. Ведь на данный момент в ст. 326 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные действия транспортного средства, не раскрывая при этом понятие транспортного средства, а также его виды, что с нашей точки зрения необходимо внести вышеуказанные уточнения [2, с. 338].
В УК Молдавии имеется две статьи: ст. 276 «Фальсификация идентификационных элементов транспортного средства» и ст. 277 «Использование автотранспортного средства с фальсифицированными идентификационными элементами». Данное разделение, на первый взгляд можно признать положительным ввиду того, что оно дифференцирует уголовную ответственность, но, с другой стороны, оно лишено практической целесообразности, поскольку данные преступления отнесены молдавским законодателем к преступлениям различной категории тяжести. Положительно оценим наличие в УК Молдавии такого квалифицированного состава как использование должностного положения.
Таким образом, изучение зарубежного опыта развития уголовного законодательства, закрепляющего ответственность за совершение действий, связанных с подделкой или уничтожением идентификационного номера транспортного средства, показало возможность имплементации положительного опыта некоторых государств в отечественное законодательство, прежде всего, в вопросе усиления ответственности за указанные противоправные деяния, использования более четких и лаконичных правовых дефиниций и их законодательного раскрытия, расширения перечня квалифицированных составов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Уголовный кодекс Кыргызской Республики / Предисловие канд. юрид. наук, зам. начальника управления прокуратуры С.-Петербурга П.Ю. Константинова – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 329.
Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / Науч. ред. А.И. Аханин; предисл. зам. Председателя Государственной Думы РФ Ю.Н. Волкова; пер. с персидского М.С. Плевина. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 338.
Суворов А.А. Ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства по уголовному законодательству зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ // Общество и право. 2009. № 5. С. 185-191.
Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4
Ссылка для цитирования:
Крикова Л.А. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕЛКУ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 131 - 135. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6543 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*