'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 24

Просмотры  63 просмотров

Михайлова А.А.

  


ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются понятия контрафактной продукции, виды и основные виды контрафактной продукции. Приведена таможенная статистика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и выявление контрафактной продукции. Определены эффективные инструменты защиты прав интеллектуальной собственности   

Ключевые слова:
контрафактная продукция, таможенные органы, объект интеллектуальной собственности   


УДК 34

Михайлова А.А.

студент 5 курса,

кафедра административного права и таможенного дела

Юридического факультета

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В БОРЬБЕ

С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятия контрафактной продукции, виды и основные виды контрафактной продукции. Приведена таможенная статистика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и выявление контрафактной продукции. Определены эффективные инструменты защиты прав интеллектуальной собственности

 

Ключевые слова: контрафактная продукция, таможенные органы, объект интеллектуальной собственности.

 

Проблема контрафакта в наше время стоит очень остро, поскольку она затрагивает не только интересы правообладателей, но и негативно сказывается на потребителях.

Производители и продавцы оригинального товара несут убытки, в связи с тем, что на рынке появляются дельцы, которые продают поддельную продукцию, используя известность и репутацию раскрученного бренда или, не вкладывая средств на выполнение научноисследовательских работ, опытноконструкторских и технологических работ, производят и продают товар, в котором использован чужой патент или объект авторского права.

Для потребителей, которые стремятся сэкономить, приобретая дешевый, заведомо поддельный товар, самое незначительное разочарование – это быстрый выход из строя такой покупки, приход в негодность изза низкого качества изделия, но имеются случаи и с более печальным исходом, если речь идет о контрафактной алкогольной продукции.

В соответствии с п.1 ст.1515 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) контрафактной продукцией признаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение [1]. Кроме того, в п.4 ст. 1252 ГК РФ указано, что в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными [1].

Виды контрафакта:

  1. Использование чужого логотипа или настолько похожего, что легко перепутать. Например, вместо «Gucci» «Guchi». В таком случае производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип и опирается при покупке на смутно знакомую картинку;
  2. Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебели, одежды;
  3. Незаконное использование мультимедиа продукции, книг и компьютерных программ (пиратство);
  4. Незаконное использование запатентованных технических решений.

Основными признаками контрафактной продукции является отсутствие разрешительных документации от владельца интеллектуальной собственности на реализацию товара или распространение объектов авторского права нематериального характера без согласия владельца. Примером могут быть контрафактные сигареты, алкоголь, косметические средства, аудио и видеопродукция.

Самый надежный способ определения — это провести экспертизу контрафактной продукции.

На что важно обратить внимание:

  • цена товара – изделия, продаваемые под известными брендами, которые предлагаются по ценам ниже предполагаемых;
  • вид и качество упаковки – не качественно выполненная упаковка (с наличием деформации, с частичным нарушением целостности), трудночитаемая маркировка, ошибки в названиях торговых названий;
  • некомплектность или несовместимость аксессуаров. Поддельная продукция проявляется в мелочах: сшитая в спешке вещь отличается неровностью швов, перекошенными ярлыкам, каплями клея [2].

Распространение нематериальных объектов считается преступлением, если объекты публикуются без получения согласия автора произведения, независимо от наличия вины, лицо осуществляющее торговлю контрафактном, привлекается к ответственности.

По статистике чаще всего как в России, так и по всему миру подделывают алкоголь, косметику, одежду и обувь, продукты питания, а также медицинские препараты.

Контрафактная продукция производиться в России, а также импортируется изза рубежа, например, из Китая, Таиланда, стран Юго-Восточной Азии. Одним из способов защитить свою продукцию от подделок - ввести свой товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Если товарный знак включен в ТРОИС, то во время перемещения товарной партии через таможенную границу, должностные лица таможенного органа, обнаружив признаки контрафакта, уведомляют правообладателя товарного знака о наличии нарушения его прав. Владелец товарного знака получает не только возможность предотвращения ввоза контрафактной продукции на российский рынок, а также информацию о нарушителе и объеме нарушения. Данная информация поможет взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака.

В России одним из элементов государственной системы охраны прав правообладателей являются таможенные органы, на которые возложена задача обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Евразийского экономического союза.

В рамках данной работы по итогам 2020-го года российские таможенники предотвратили ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности на 4,7 млрд рублей, при этом было выявлено свыше 13 млн единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушения чаще всего являлись игрушки, одежда, кондитерские изделия, автозапчасти, алкогольная и табачная продукция.

Эта работа была продолжена, и по итогам первого квартала 2021го года таможенными органами выявлено свыше 2 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб правообладателям на сумму более 750 млн рублей.

Основными ориентирами ФТС России в работе по пресечению оборота контрафактной продукции являются цифровизация применяемых инструментов защиты прав интеллектуальной собственности и внедрение перспективных технологий совершения таможенных операций с товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.

Эффективными инструментами защиты прав владельцев торговых марок зарекомендовали себя таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, система управления рисками, приостановление срока выпуска товаров, обладающих признаками контрафактности. Эти механизмы позволяют выявлять контрафактную продукцию на различных участках работы таможенных органов, в том числе при таможенном декларировании, пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, на этапе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

Так, при таможенном досмотре контейнера, прибывшего из Республики Корея, Владивостокские таможенники пресекли ввоз более 28 тыс. литров контрафактного моторного масла в канистрах, маркированных товарным знаком «Hyundai». Продукция визуально отличались от оригинальной: этикетки товара не соответствовали оригинальным по цветовому оформлению и расположению отдельных элементов. Кроме того, у поставщика отсутствовали разрешительные документы на использование товарного знака. По факту незаконного использования товарного знака Владивостокская таможня возбудила дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ. По решению Арбитражного суда Приморского края московской компании назначены штраф и конфискация товара. [2]

Таким образом, таможенные органы обладают эффективными инструментами для предотвращения ввоза контрафактной продукции. Так только за первый квартал 2022 года таможенные органы выявили 4,6 миллиона единиц контрафактных товаров[3]. Эффективными инструментами защиты прав интеллектуальной собственности зарекомендовали себя ТРОИС, система управления рисками, приостановление срока выпуска товаров, обладающих признаками контрафактности. Перечисленные механизмы позволяют выявлять контрафактную продукцию на различных участках работы таможенных органов, в том числе при таможенном декларировании, пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, на этапе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский Кодекс (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 250ФЗ (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс]: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/a68c2e03d7967da86ff598906972cd025196845e/
  2. Ларшин Р. Способы выявление контрафактной продукции и борьба с ней. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// zuykov.com/ru/about/articles/sposobyvyyavleniyakontrafaktnojprodukciiiborb/
  3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Таможенные органы предотвратили ущерб правообладателям объектов интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs. gov.ru/press/federal/document/281075
  4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/ pressaonas/document/338438

 

Mikhailova A.A.

5th year student,

Trans-Baikal State University

(Chita, Russia)

 

CUSTOMS AUTHORITIES VS. COUNTERFEIT PRODUCTS

 

Abstract: the article discusses the concepts of counterfeit products, types and main types of counterfeit products. Customs statistics in the field of intellectual property rights protection and detection of counterfeit products are given. Effective tools for the protection of intellectual property rights have been identified

 

Keywords: counterfeit products, customs authorities, intellectual property object.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Михайлова А.А. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 147 - 152. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6545 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6545



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.