'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  93 просмотров

Семенец Е.С.

  


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ, КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию развития электронного правосудия в России. Целью является повышение качества и эффективности правосудия, обеспечение законности и единообразия судебной практики за счет внедряемых информационных технологий   

Ключевые слова:
конституционное право, правосудие, информатизация, электронное правосудие   


УДК 34

Семенец Е.С.

студент магистратуры

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ, КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАВО ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

 

Аннотация: статья посвящена исследованию развития электронного правосудия в России. Целью является повышение качества и эффективности правосудия, обеспечение законности и единообразия судебной практики за счет внедряемых информационных технологий.

 

Ключевые слова: конституционное право, правосудие, информатизация, электронное правосудие.

 

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. Данное право является одним из важнейших конституционных прав человека, так как судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие гражданину. Судебный порядок обеспечения прав граждан является наиболее совершенным из всех известных методов и средств обеспечения прав личности.

Право на судебную защиту содержится в следующих видах судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Гарантия реализации права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство предусматривает обеспечение реального доступа граждан к правосудию.

Принцип доступности правосудия касается всех видов и форм его реализации. Этот принцип предполагает создание организационных, нормативно-правовых условий, обеспечивающих возможность обращения в суд для восстановления нарушенных прав на основе вступившего в законную силу решения суда.

Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире.

Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительно ускорить процесс судопроизводства, сократит нагрузку на аппарат суда, повысит уровень открытости судебной системы, а главное — облегчит доступ граждан и бизнеса к судебной процедуре через сокращение расходов, обусловленных необходимостью физического присутствия сторон и/или привлечения представителя. Помимо этого, применение информационных технологий в сфере правосудия способствует расширению практик досудебного и внесудебного урегулирования, а также компенсирует пробелы в правовом образовании граждан, препятствующие им эффективно защищать собственные права.

Информационные системы и технологии позволяют успешно решать задачи судопроизводства, делают судебную защиту действительно доступным способом защиты прав. Продвижение современных технологий повышает уровень доступа населения к правосудию, что способствует повышению его качества, снижению сроков рассмотрения дел, создает субъектам правового сообщества и всем другим лицам условия для быстрого получения информации по судебным делам. 

Цифровое правосудие - это также и новая дистанционная форма взаимодействия с заинтересованными лицами и лицами, участвующими в деле, включающая дистанционный доступ к суду и дистанционное участие в судебных заседаниях; новый способ межведомственного взаимодействия на основе обмена цифровыми данными; виртуальная, безбумажная форма судопроизводства и делопроизводства, основу которой образует электронное дело, цифровая судебно-техническая платформа. В итоге все компоненты цифрового правосудия должны быть нацелены на расширение доступа к правосудию как таковому, на повышение качества судебной защиты, эффективности функционирования органов судебной власти, их открытости, гуманности и справедливости.

По мнению Зарубиной М.Н. и Новиковой М.М. электронное правосудие – это электронная форма взаимодействия между судами и участниками процесса, при этом личные контакты участников процесса не исключаются, а всего лишь опосредуются электронным форматом.

В период ограничений, связанных с коронавирусом, судебная система Российской Федерации сделала значительный шаг вперед в цифровизации правосудия, прежде всего — в арбитражных судах. В частности, успешно внедрена и подтвердила свою эффективность практика проведения онлайн-заседаний с использованием веб-конференции.

Так с 21 апреля 2020 г. к рассмотрению дел с использованием системы веб-конференции приступил Верховный Суд РФ. В последующем практика рассмотрения дел с использованием личных средств видеотрансляции была распространена на нижестоящие суды. Постановлением от 29 апреля 2020 г. президиумы Верховного Суда РФ и Совета судей РФ официально поддержали и рекомендовали для всех судов проведение судебных заседаний в формате веб-конференции с использованием личных средств связи.

Также максимальный эффект обеспечивается при использовании систем электронной подачи документов, автоматического протоколирования и транскрибирования судебных заседаний, а также в случае автоматизации деятельности аппарата суда.

В настоящее время суды общей юрисдикции применяют информационную систему ГАС «Правосудие»», что свидетельствует о новом этапе развития российского правосудия. Для информирования заинтересованных субъектов права создаются сайты судов Российской Федерации, с помощью которых любой пользователь сети Интернет может получить справочные сведения о работе суда, в частности узнать, когда слушается дело, и т.д.

Как следует из частей 1, 1.1 статьи 3, части 1.1 статьи 35 ГПК РФ, частей 1, 7 статьи 4, части 1 статьи 41 АПК РФ, части 2 статьи 45 КАС РФ, граждане, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, вправе направлять обращения в суд в электронном виде (например, исковые заявления, заявления, в том числе заявления о выдаче судебного приказа, административные исковые заявления, ходатайства, жалобы).

По смыслу части 1 статьи 474.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации участники уголовного судопроизводства вправе направлять в суд в электронном виде ходатайства, заявления, жалобы, представления в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу, в том числе по вопросам, связанным с исполнением судебного акта.

Следовательно, с помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд. Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах.

Самостоятельно либо через представителя обратиться в суды общей юрисдикции в электронном виде можно через интернет-сервис ГАС «Правосудие», в арбитражные суды через похожий сервис «Мой Арбитр».

В конце 2021 года был подписан закон, разрешающий подавать с помощью Единого портала Госуслуг исковые заявления, заявления, жалобы, представления и иные документы.

Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети "Интернет", в соответствии с порядками подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждаемыми Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Деятельность российской судебной системы сориентирована на создании системы «электронного правосудия», достижении открытости, доступности и удобства для участников процесса путем использования электронных документов

Таким образом, проблема доступности правосудия является весьма актуальной для российской судебной системы на современном этапе. Она включает в себя множество разнообразных аспектов, среди которых можно выделить такие, как уменьшение размера судебных расходов, упрощение процедур для обращения в суд, расширение сферы деятельности общественных организаций, призванных оказывать гражданам правовую помощь и защиту их прав и интересов, оптимизация нагрузки судей, развитие системы электронного обеспечения правосудия и пр. И для повышения доступности правосудия необходим комплексный подход к проблеме с ее тщательной проработкой на законодательном уровне.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022)
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022);
  6. Гагиев А. К. Доступность конституционного правосудия для граждан // Журнал конституционного правосудия. — 2015. — № 3.
  7. Гаджиева Ф.Р., Панкратова Д.А. Перспективы развития электронного правосудия в Российской Федерации // Актуальные проблемы современной науки: IV Международная научно-практическая конференция. М., 2015. С. 17-22. (На рус.)
  8. Герман А. С. Дистанционное судопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации // Правосудие. - 2020. - № 3. - C. 100-118. - DOI 10.37399/2686-9241.2020.3.100-118.
  9. Курочкин С. А. Гражданский процесс в системе социального управления // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 7. -С. 39.
  10. Терехова Л. А. Электронное правосудие : учебное пособие. - Омск, 2013. - С. 11.
  11. Чернова Э. Р. Правовое регулирование экономической ситуации в России // Актуальные вопросы развития государственного и публичного права: материалы VII международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 273-280.
  12. Чунихина Т. Н. Трансформация правового статуса личности в условиях цифровизации общества / Т. Н. Чунихина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - N 2. - С. 199-207;
  13. Информатизация правосудия: новые возможности? (Несмеянова С.Э.) («Конституционное и муниципальное право». - 2019. - № 12 // Зарубина М.Н., Новикова М.М. К вопросу о сущности электронного правосудия в Российской Федерации // Администратор суда. - 2017. - № 1 // СПС «КонсультантПлюс». 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Семенец Е.С. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ, КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 159 - 165. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6547 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6547



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.