'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  51 просмотров

Слипухин А.А., Земляченко Я.В.

  


ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ *

  


Аннотация:
Российская Федерация является центральным государством в международной системе. Это связано с огромным количеством энергетических ресурсов, находящихся на ее территории, на которые могут посягать другие государства ввиду свойства ресурсов заканчиваться. Обеспечение энергетической безопасности является необходимой частью всей системы национальной безопасности. Законодателем был разработан и опубликовал нормативно-правовой акт, посвященный обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации   

Ключевые слова:
Российская Федерация, энергетические ресурсы, обеспечение энергетической безопасности, субъекты, основные направления   


УДК 34

Слипухин А.А.

студент 5 курса

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)

 

Земляченко Я.В.

кандидат юридических наук, доцент

кафедры гражданского права и процесса

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)

 

ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

 

Аннотация: Российская Федерация является центральным государством в международной системе. Это связано с огромным количеством энергетических ресурсов, находящихся на ее территории, на которые могут посягать другие государства ввиду свойства ресурсов заканчиваться. Обеспечение энергетической безопасности является необходимой частью всей системы национальной безопасности. Законодателем был разработан и опубликовал нормативно-правовой акт, посвященный обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации.

 

Ключевые слова: Российская Федерация, энергетические ресурсы, обеспечение энергетической безопасности, субъекты, основные направления.

 

В современном обществе использование энергетических ресурсов является неотъемлемой частью экономической системы государства. Российская Федерация является страной с множеством энергетических ресурсов. Конституция РФ закрепляет, что федеральные энергетические системы находятся в ведении РФ [1].

Для нормального функционирования российского общества обеспечение энергетической безопасности является необходимым условием. То есть, обеспечение энергетической безопасности – это важная часть всей системы национальной безопасности РФ. Подтверждение наших слов можно обнаружить в работе Грачева И.Д., Некрасова C. А., которые отмечали следующее: «В выступлениях высших руководителей Российской Федерации неоднократно подчеркивалось, что энергетическая безопасность является одной из ключевых гарантий суверенного развития страны, непосредственно влияющей на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост ее международного авторитета». [4]

Вопрос энергетической безопасности зачастую решается не только на национальном, но и на международном уровне. Однако стоит отметить, что каждое государство стремится к завладению новых энергетических ресурсов, что связано с ростом потребления таких ресурсов обществом. Поэтому между государствами возникает конкуренция, основной причиной которой являются энергетические ресурсы. Борьба за энергетические ресурсы основана на том, что в долгосрочной перспективе они имеют свойство кончаться. Поэтому чем больше у государства энергетических ресурсов, тем больше перспектива его существования в целом.

Говоря о роли Российской Федерации в международной энергетической системе Прытков А.Т. и Игумнов П.В. отмечали: «Обладая уникальными месторождениями энергоресурсов и уникальным географическим положением, дающим широкие возможности по их транспортировке и транзиту за рубеж, Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в торговле и международном сотрудничестве в этой сфере. Сегодня Россия обеспечивает свыше 12% мировой торговли нефтью и углем, 25% рынка поставок газа. Свыше 80% объема российской нефти экспортируется в страны Европы. Россия занимает 4-е место в мире по производству электроэнергии, уступая только США, Китаю и Японии, причем является нетто-экспортером последней страны, ежегодно поставляя за рубеж около 20 млрдкВт⋅ч на сумму свыше 1 млрд. долларов». [5].

Понимая, какую роль занимает Российская Федерация в международной энергетической системе, мы понимаем, насколько важно обеспечить энергетическую безопасность. Основным документом, регламентирующим обеспечение энергетической безопасности РФ, является Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» [2].

 Субъектами энергетической безопасности РФ являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации топливно-энергетического комплекса и организации, осуществляющие деятельность в смежных отраслях экономики.

В данной доктрине закреплено, что внешнеэкономическими и внешнеполитическими угрозами энергетической безопасности являются: сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые энергетические рынки; дискриминация российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировых энергетических рынках; незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям иностранных государств.

Также, мы можем отметить, что основными направлениями деятельности по обеспечению энергетической безопасности являются:

а) совершенствование государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности;

б) поддержание минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности;

в) совершенствование территориально-производственной структуры топливно-энергетического комплекса с учетом необходимости укрепления единства экономического пространства Российской Федерации;

г) обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг;

д) обеспечение технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышение его конкурентоспособности.

Одно из направлений обеспечения энергетической безопасности России является более активное развитие отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2035 года: «указанный процесс будет базироваться на соответствующей отраслевой стратегии, при этом основной упор будет сделан на организацию на российских заводах лицензированного производства продукции, которая не может быть создана в России в ближайшие годы. Одной из важных задач по обеспечению энергетической безопасности государства является решение проблемы импортозамещения» [3].

Таким образом, мы понимаем, что обеспечение энергетической безопасности является важной частью всей системы национальной безопасности. Это связано с местом Российской Федерации на мировой арене, а также количество энергетических ресурсов на ее территории. Законодатель закрепил обеспечение энергетической безопасности в своих нормативно-правовых актах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р // СПС «Гарант».
  4. Грачев И.Д., Некрасов C. А. Стратегический аспект энергетической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 41.
  5. Прытков А.Т., Игумнов П.В. Перспективы развития экспорта электроэнергии из Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 3.

 

Slipukhin A.A.

5th year student

Belgorod State National

Research University

(Belgorod, Russia)

 

Zemlyachenko Ya.V.

Candidate of Law, Associate Professor

of the Department of Civil Law and Procedure

Belgorod State National

Research University

(Belgorod, Russia)

 

WAYS TO ENSURE SECURITY OF RUSSIA IN ENERGY SECTOR

 

Abstract: Russian Federation is the central state in the international system. This is due to the huge amount of energy resources located on its territory, which can be encroached upon by other states due to the properties of resources to run out. Ensuring energy security is a necessary part of the entire national security system. The legislator has developed and published a regulatory legal act dedicated to ensuring the energy security of the Russian Federation.

 

Keywords: Russian Federation, energy resources, ensuring energy security, subjects, main directions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Слипухин А.А., Земляченко Я.В. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 166 - 170. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6548 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6548



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.