'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 4
  4. Научная статья № 32

Просмотры  195 просмотров

Вассина Т.В., Кочина Е.А.

  


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье приводится теоретический анализ проблемы исследования взаимосвязи привязанности к матери и механизмов психологической защиты детей. Представлены данные собственного эмпирического исследования, описывающие механизмы психологической защиты ребёнка с тем или иным типом привязанности, описываются основные принципы терапевтической работы основанной на теории привязанности. Сформулированы соответствующие выводы   

Ключевые слова:
привязанность, механизмы психологической защиты, младший школьный возраст, копинг-стратегии, принципы психологической коррекции   


УДК 159

Вассина Т.В.

магистрант 3 курса ХГУ им. Н. Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

 

Научный руководитель:

Кочина Е.А.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психолого-педагогического образования

ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ

И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье приводится теоретический анализ проблемы исследования взаимосвязи привязанности к матери и механизмов психологической защиты детей. Представлены данные собственного эмпирического исследования, описывающие механизмы психологической защиты ребёнка с тем или иным типом привязанности, описываются основные принципы терапевтической работы основанной на теории привязанности. Сформулированы соответствующие выводы.

 

Ключевые слова: привязанность, механизмы психологической защиты, младший школьный возраст, копинг-стратегии, принципы психологической коррекции.

 

Проблема исследования связана с тем, что имеющиеся на сегодняшний день научные модели и концепции, отражая различные аспекты функционирования психологических защит, не дают четкой картины развития системы психологической защиты ребенка в контексте детской привязанности к матери. В настоящее время существует объективная необходимость теоретических и практических разработок в области изучения привязанности ребенка к матери и механизмов психологической защиты ребенка.

 Цель данной статьи заключается в психологическом анализе особенностей взаимосвязи у детей с определенным типом привязанности к матери и механизмов психологической защиты детей младшего школьного возраста.

Теории привязанностей посвящено немало исследовательских работ. Одна из основных – это исследования и теория привязанности Дж. Боулби. Проводились огромные лонгитюдные исследования, выявляющие зависимость познавательных процессов детей от раннего опыта общения с родителями, которые показали, что дети с надежной привязанностью показывают преимущество в интеллектуальном развитии в младшем и подростковом возрасте. Дети с амбивалентным типом привязанности обнаруживают отставание в логическом мышлении и в установление причинно-следственных связей[2].

В накопившихся за последние 40 лет отечественных исследований о привязанности, можно выделить основной контекст: привязанность выступает самостоятельным предметом исследования.

Сегодня анализируют работы зарубежных авторов по данной проблеме, такие российские ученые как Н. В. Искольдский, Е. О Смирнова, Р. Радеева, Т. А. Арчакова, Н. В Матушевская.

 Исследователями Р. Ж. Мухамедрахимовым изучается привязанность ребенка раннего возраста к матери. Рассматривалась привязанность у детей разных возрастов, а не только привязанность ребенка раннего возраста к матери такими психологами как Н. В. Сабельникова, Е. В. Пупырева, Ц. Баярмаа. Психологами М. В. Яремчук и М. А. Гагариной привязанность рассматривалась как причина или фактор формирования отдельных качеств психики ребенка, успешности его социализации. Некоторыми исследователями Е. С. Калмыковой, М. А. Падун, Т. Н. Пушкаревой, С. Ю. Мещеряковой, Н. Н. Авдеевой, Н. И. Ганошенко привязанность не является предметом исследования, но берется как критерий оценки, например: качества взаимоотношений матери и ребенка. Истоки эмпирических исследований привязанности в отечественной психологии мы обнаружили в статье по материалам исследования 1980 г, а позже в названии диссертации Р. А. Смирновой в 1981 г. выполненного под руководством М. И. Лисиной в контексте ее концепции генезиса общения.

Существует и сегодня много исследований современных авторов, таких как Г. В. Бурменская, В. А. Цуркин, Т. Н. Разуваева, М. А. Василенко, доказывающих влияние типа привязанности на формирование отношения детей и подростков к окружающему миру и к себе, особенности отношения к телу, уровень психического развития, поведенческих паттернов ребёнка и многое другое.

 Сегодня принято различать не менее четыре разных типа привязанности: надёжный тип, соответствующий оптимальному ходу развития ребёнка, два ненадёжных - амбивалентный (или тревожно-агрессивный) и избегающий (тревожно-тормозимый), а также дезорганизованный, обычно сопутствующий нарушенным вариантам развития детей.

Таким образом, установлено влияние типов привязанности, качественно различных с точки зрения системы формирующихся отношений «ребенок – мать», на многие аспекты коммуникативного, эмоционального и познавательного развития детей от дошкольного до подросткового возраста включительно. В ситуации вхождения в школьную среду дети с надежным типом привязанности отличаются более высокой приспособляемостью к стрессовым ситуациям и конструктивным реагированием на тревожащий фактор.

У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития.

Нельзя не отметить, что онтогенез психологических защит и совладающего поведения напрямую связан с микросоциальным окружением, в котором находится ребенок. В качестве факторов, детерминирующих формирование и развитие механизмов совладающего поведения, Е.Ф. Куфтяк выделяет следующие: качество привязанности, система личностных отношений ребенка, семейный контекст, детско-родительские отношения, модель совладающего поведения.

В эмпирическом исследовании участвовали дети младшего школьного возраста: возраст (8-10 лет). Вся эмпирическая выборка составила 180 человек: 60 человек – мальчики, 60 человек – девочки; 60 чел. - взрослые: родители детей, либо учитель.

Для того, чтобы сформировать группы детей младшего школьного возраста в зависимости от типа привязанности к матери, мы применили методику «Опросник. оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупыревой).

 Для чистоты эксперимента мы сформировали группы детей по 40 человек разным типом привязанности.

Результаты, полученные по опроснику оценки типов привязанности к матери представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели распределения детей младшего школьного возраста в зависимости от типа привязанности (по опроснику оценки типа привязанности к матери в младшем школьном возрасте (Е.В. Пупырева)

 

Тип привязанности

Кол-во

%

Надежный тип привязанности

40

33,3

Избегающий тип привязанности

40

33,3

Амбивалентный тип привязанности

40

33,3

 

Следующий шаг исследования состоял в том, чтобы определить существует ли связь между уровнем привязанности к матери и видом психологической защиты ребенка представлены в таблице 2.

Результаты, которые были получены при анализе выраженности механизма психологической защиты с разным типом привязанности.

 

Таблица 2. Показатели выбора видов психологической защиты младших школьников трех категорий привязанностей (n=120) (по методике «Карта оценки детских защитных механизмов», разработанная на основе методики Р. Плутчика и К. Перри (модификация Е. В. Чумаковой)).

 

Виды психологической защиты

Надежный тип привязанности (%)

Избегающий тип

привязанности(%)

Амбивалентный тип

привязанности(%)

Ярко выражено

Умеренно выражено

Не выражено

Ярко выражено

Умеренно выражено

Не выражено

Ярко выражено

Умеренно выражено

Не выражено

Отрицание

0

30

60

15

50

35

0

57.5

42.5

Вытеснение

0

25

75

30

60

10

2.5

55

42.5

Регрессия

0

77.5

22.5

15

72.5

12.5

2.5

85

12.5

Компенсация

77.5

22.5

0

35

65

0

70

30

0

Проекция

12.5

70

17.5

20

72.5

7.5

42.5

57.5

0

Замещение

10

65

25

45

55

0

55

32.5

12.5

Интеллектуализация

77.5

22.5

0

47.5

52.5

0

57.5

42.5

0

Формирование реактивных образований

27.5

55

37.5

37.5

57.5

5

27.5

57.5

15

 

По итогам исследования психологических защит было выявлено, что у 60% ребят с надежным типом привязанности не выражены механизмы: «отрицание» и у 75% - «вытеснение», а преобладающими типами психологической защиты – «компенсация» (77,5 %) и «интеллектуализация» (77,5%). Умеренно выражены механизмы: «регрессия» (77,5%)и «проекция» (65%). Следовательно, «компенсацию» и «интеллектуализацию» можно назвать доминирующими психозащитами у детей с надежным типом привязанности. Далее, было выявлено, что у большинства (72,5%) ребят с избегающим типом привязанности умеренно выражены механизмы: «регрессия» и «проекция», чуть меньше у 65% механизм «компенсация»; «вытеснение» у 60% испытуемых. Умеренно выражены также механизмы: «интеллектуализация» (52,5%) и «замещение» у 55% детей. Следовательно, можно сделать вывод, что у большинства детей данной группы в основном все виды психологической защиты умеренно выражены. У группы испытуемых с амбивалентным типом привязанности отмечается часто используемый механизм – «регрессия» (85%) и «компенсация» (70%).

 Выделив, преобладающие, но не лидирующие психологические защиты по каждому типу привязанности, можно отметить, что «компенсация», «регрессия», «проекция» и «интеллектуализация» самые распространенные типы психологической защиты у младших школьников.

Следует отметить также, что «отрицание» у детей с избегающим и амбивалентным типом привязанности возможно связано с недопущением травмирующей информации в сознание.

В ходе исследования выявились корреляционные различия между испытуемыми по типу привязанности к матери и по выраженности основных видов психологической защиты среди детей младшего школьного возраста, представленные в таблице 3.

 

Таблица 3. Средние показатели видов психологической защиты

у детей младшего школьного возраста с разным типом привязанности

 

Виды психологических защит

Надежный тип (n=40)

Избегающий тип(n=40)

U

р

( ≤ 0,05)

Отрицание

0,41

0,39

3200,5

0,826

Вытеснение

0,32

0,28

2896,0

0,210

Регрессия

0,20

0,17

3026,5

0,408

Компенсация

0,44***

0,33

2300,0

0,001

Проекция

0,14

0,13

3040,0

0,429

Замещение

0,30***

0,18

2343,0

0,001

Интеллектуализация

0,47*

0,39

2633,5

0,032

Формирование реактивных образований

0,30

0,30

3081,5

0,530

 

Из приведенных данных, отраженных в таблице 6 видно, что значимые различия между группами испытуемых выявлены в уровне таких защитных механизмов как компенсация (U=2300,0 р=0,001), замещение (U=2343,0 р=0,00) и интеллектуализация (U=2633,5 р=0,032). Данные психологические защиты оказываются наиболее выраженными у детей с надежным типом привязанности.

Выраженный механизм замещения проявляется в переадресации реакции или действия с недоступного объекта на более доступный и безопасный объект. Данный вид психологической защиты напрямую связан с развитием игр и ролью игрушек, чтением книг, рисованием в связи с их возрастными особенностями. Компенсация осуществляется через переключение с проблемы на другие успехи. Данный механизм связан с развитием эмоциональной сферы детей, с расширением спектра эмоций. Вероятно, эти дети чаще компенсируют негативные эмоции положительными впечатлениями от ситуаций успеха.

Интеллектуализация предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией.

Для исследования стратегий совладающего поведения, предпочитаемых младшими школьниками с разным типом привязанности, был использован опросник копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской и Р.М. Грановской, результаты тестирования мы отразили в таблице 4.

 

Таблица 4. Выраженность копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста с разным типом привязанности к матери (по опроснику копинг-стратегий детей младшего школьного возраста, адаптированным Н.А. Сиротой и М.В. Ялтонским (1994) (упрощенный И.М. Никольской и P.M. Грановской, 2000)

 

Копинг-стратегия

Высоконадежная привязанность (%)

38 чел.

Условно надежная привязанность (%) – 42 чел.

Ненадежная привязанность (%)

40 чел.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Решения проблемы

37

97%

41

98%

33

82%

Смена деятельности

35

92%

37

88%

17

42%

Стремление расслабиться и остаться наедине с собой

38

100%

34

81%

22

55%

Избегание

31

82%

30

71%

27

67%

Отрицание

29

76%

17

40%

34

85%

Агрессивное и аффективное реагирование

21

55%

24

57%

19

47%

 

В целом, самыми популярными, по мнению младших школьников, являются стратегии «думаю, что делать», «гуляю», «рисую», «лежу», «обнимаю, прижимаю, глажу» и «смотрю телевизор, слушаю музыку», «стараюсь расслабиться. Наименьшее предпочтение опрошенные отдали четырем копинг- стратегиям: «кусаю ногти и ломаю суставы пальцев», «воплю и кричу», «схожу с ума», «бью, ломаю и швыряю». Данные стратегии можно отнести к защитным механизмам реализации в действии и частично — к эмоциональным способам реагирования.

Более наглядно сравнение показателей применения (использования) копинг-стратегий детьми младшего школьного возраста с разными типами привязанности приведены в рисунке 1.

Рис.1. Применение предпочитаемых копинг-стратегий детьми

с разными типами привязанности.

 

Это исследование показывает, что чаще всего все испытуемые дети с разными типами привязанности применяют копинг-стратегию «решение проблемы» (думаю об этом) и агрессивное реагирование: «ломаю, швыряю вещи», «дерусь» (возможно, данные дети испытывают повышенную тревожность и стресс, что может привести к раздражительности и аффективным реакциям на раздражающие и неприятные стимулы, таки образом, это объясняет более частое применение этой копинг-стратегии этих детей; возможно, следует провести дополнительное исследование данной группы детей).

Следует заметить, что существуют различия в применении копинг-стратегии: «поиск социальной поддержки», так дети с высоконадежной привязанностью используют 65% испытуемых, с условно надежным типом привязанности используют 40% детей и 34% детей с ненадежным типом привязанности используют данную копинг-стратегию.

Различны показатели применения копинг-стратегии «отрицание». Чаще всего применяют данную стратегию дети с ненадежной и высоконадежной привязанностью.

Таким образом, были получены тенденции к различиям в применении копинг-стратегий детьми с разными типами привязанности и подтверждение гипотезы, а именно: существуют значимые взаимосвязи между типом привязанностью к матери и механизмами психологической защиты детей младшего школьного возраста:

- у детей младшего школьного возраста с надежным стилем привязанности к матери имеющих позитивные модели себя и других, демонстрирующих умелое использование поддержки, получаемой от фигур привязанности, уверенность в доступности и отзывчивости фигур привязанности проявляются конструктивные механизмы психологических защит;

- дети с избегающим и тревожным стилями привязанности к материнской фигуре имеют негативные рабочие модели и демонстрируют фрустрирующее взаимодействие с недоступными и невосприимчивыми фигурами привязанности проявляются неконструктивные механизмы психологических защит.

Согласно всему вышеперечисленному, мы пришли к выводу, что для гармоничной жизнедеятельности необходимо сформировать модель конструктивной или «гармоничной» психологической защиты.

Для того чтобы снизить напряженность механизмов психологической защиты нам в первую очередь следует использовать методики, которые помогут гармонизировать эмоциональное состояние.

Цели и содержание занятий определены с учетом характеристики способов нейтрализации защитных механизмов, описанных в исследовании Р.М. Грановской и И.М. Никольской[4]:

Снижение значимости травмирующего фактора

Повышение самооценки

Снижение значимости неудачных поступков и действий.

Приобретение навыков и приемов бесконфликтного поведения и общения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, индивидуально или с подгруппой детей (5-10 человек). Во время реализации программы с подгруппой детей происходит формирование коллектива. Количество часов (10 ч), указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от проблемы и степени её проработки детьми до 20 часов.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

  1. Создание и обсуждение проблемной ситуации
  2. Доверительная беседа с детьми на волнующие темы
  3. Рисование своих проблем (снятие напряжение, диагностика детских тревог)
  4. Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия. Психотерапевтические техники и приемы
  5. Рефлексия.

 

Тематический план занятий

№ занятия

Тема занятия

1

Наши чувства и действия. Зачем человеку чувства стыда

2

Учимся честно говорить о проступке. Почему трудно признать свою вину?

3

Учимся справляться с чувством протеста

4

Учимся справляться с чувством обиды

5

Мама – надежный защитник. А может еще кто-то из близких?.

6

Когда опасен гнев?

7

Можно ли справиться со злом?

8

Уверенность в себе

9

Независимость и влияние окружающих.

10

Контракт с самим собой

 

Примеры развернутых занятий представлены в диссертационной работе.

Таким образом, формирование психологической защиты ребенка не сводится к копированию доступного наблюдению защитного поведения родителей, а имеет более сложную природу. Нельзя не отметить, что психологическая защита родителей оказывает двойное влияние на генезис детской защитной стратегии: во-первых, защитные реакции взрослых могут формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и усиливать чувство тревоги, провоцируя тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, защитные особенности взрослых первоначально могут способствовать специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Авдеева, H.H. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери / Н.Н. Авдеева. – Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. 2006. – № 2. – с. 82–91.
  2. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская. – Текст: непосредственный // Вестник московского университета. 2009. – № 4. – С. 17–32.
  3. Василенко, М. А. Привязанность ребёнка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко. – Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – –№ 129. – С. 20 – 27.
  4. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 507 с. – Текст: непосредственный.
  5. Кружкова, О.В. Психологические защиты личности: учебное пособие / О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с. – Текст: непосредственный.
  6. Станибула, С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе / С. А. Станибула. – Текст: непосредственный // Развитие личности. – № 3, 2017. – С. 159-204.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Вассина Т.В., Кочина Е.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №11 (56) том 4. С. 196 - 209. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6553 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6553



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.