'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 5

Просмотры  128 просмотров

Бояршинова А.А., Еремеев В.Ф.

  


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБОПРОДУКТОВ *

  


Аннотация:
трансформация экономики привела к значительному снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий. В статье приведена структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий, представлены результаты анализа динамики мирового, национального, регионального и локального рынков хлеба и хлебобулочных изделий. Кроме того, в статье сформулированы основные тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий   

Ключевые слова:
хлебопекарная отрасль, рынок хлебобулочных изделий, тенденции развития рынка хлебопечения, потребление хлебобулочных изделий   


УДК 664.61

Бояршинова А.А.

студент

Пермский государственный аграрно-технологический университет

имени академика Д.Н. Прянишникова

(г. Пермь, Россия)

 

Еремеев В.Ф.

доцент кафедры экономической теории и мировой экономики

Пермский государственный аграрно-технологический университет

имени академика Д.Н. Прянишникова

(г. Пермь, Россия)

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБОПРОДУКТОВ

 

Аннотация: трансформация экономики привела к значительному снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий.

В статье приведена структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий, представлены результаты анализа динамики мирового, национального, регионального и локального рынков хлеба и хлебобулочных изделий. Кроме того, в статье сформулированы основные тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

 

Ключевые слова: хлебопекарная отрасль, рынок хлебобулочных изделий, тенденции развития рынка хлебопечения, потребление хлебобулочных изделий.

 

Глобальный рынок хлебопродуктов является растущим и, безусловно, перспективным для российских производителей. Россия – четвертый производитель хлебопродуктов в мире, и на мучные кондитерские изделия приходится около четверти всего объема экспорта хлебопродуктов страны. В том числе российская хлебная категория, помимо стран СНГ, востребована на таких крупных рынках, как Китай и Индия. Несмотря на то, что там очень сильные локальные игроки, место есть и для зарубежных поставщиков. Особенно в Индии, где устойчивы традиции потребления хлебопродуктов и при этом невысокий уровень дохода, который не позволяет большинству населения переходить в премиальные категории.

Исследование глобального рынка хлебопродуктов поможет нашим экспортерам лучше понять спрос и перспективы зарубежных рынков, где востребована данная категория, и активнее экспортировать.

Согласно предварительным оценкам, объем рынка хлебопродуктов в 2021 г. составил 76,9 млн тонн или 516,3 млрд долл. США. За последние пять лет мировой рынок увеличился на 8,0% в натуральном выражении и на 10,7% в стоимостном.

Тенденции на мировом рынке хлебопродуктов:

  • в большинстве стран мира наблюдается увеличение потребления хлебопродуктов в связи с ростом располагаемых доходов населения и ростом урбанизации;
  • рынок хлебопродуктов постоянно расширяется, производители вводят новые линейки продукции с необычными упаковками и инновационными вкусами, чтобы угодить потребителям;
  • изделия из натуральных ингредиентов высокого качества и органическая продукция становятся все более популярными. Также набирает популярность тренд здоровых и полезных перекусов, производители предлагают потребителям изделия в удобных упаковках, позволяющих есть небольшими порциями;
  • развитие ресторанного сектора также формирует спрос на кондитерские изделия различных видов;
  • производители стремятся сделать продукцию наиболее безопасной и не вызывающей аллергию, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке [2, с. 22].

В 2022 году уровень производства российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий достаточно стабилен

Общая направленность производства российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в рассмотрении текущего временного ряда 2022 года отображает устойчивую тенденцию роста своей объемности. По информации аналитического отчета «Рынок хлеба и хлебобулочных изделий (с видами) в России (с данными 2022)», проведенного маркетинговым агентством Роиф Эксперт в 2022 году, объем выпуска хлеба и хлебобулочных изделий российскими производителями вырос на 0,7%, относительно сопоставимого периода предыдущего года.

В оценке рассмотрения предыдущего годового периода также необходимо отметить стабильно восходящую динамику, объем российского производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2021 году показал увеличение на 127 тыс. тонн.

Структурность российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам характеризуется достаточной стабильностью, как ранее, так и в настоящее время, основной объем продукции обеспечивают компании Центрального и Приволжского федеральных округов.

С учетом текущей ситуации в экономике России, а также поведения ряда иностранных компаний, прогнозируемая динамика движения объемности товарных потоков в оценке натуральных и стоимостных индикаторов будет носить разностороннюю направленность. Для рынка хлеба и хлебобулочных изделий в РФ в целом по итогам 2022 года согласно прогнозу, будет характерна высокая динамика и максимальный объем рынка по стоимости.

Российский рынок хлебопродуктов за 2017-2021 гг. показывал разнонаправленную динамику. В 2019 г. объем их производства показал рост в 2,6% и достиг пика, после чего, в 2020 г., наблюдалось снижение на 3,1%. В 2021 г. производство вновь показало рост в 2,4%. При этом стоит отметить, что эта тенденция не распространялась на изделия, которых в 2020 г. и 2021 г. было произведено на 1,3% и 3,6% (к предыдущему году) меньше соответственно [1, с. 1331].

По итогам 2021 г. объем потребления хлебопродуктов в России снизился (-5,8% к уровню предыдущего года) и составил 1 768,7 тыс. тонн. Пик потребления хлебопродуктов пришелся на 2019 г., когда он достиг 1 937,4 тыс. тонн.

Потребление хлебопродуктов на душу населения в России в 2021 г. составило около 12,1 кг/чел., снизившись по отношению к 2020 г. на 5,5%, что составляет примерно половину душевого потребления всех хлебопродуктов в стране.

Согласно данным ФТС России, российский импорт хлебопродуктов по итогам 2021 г. в натуральном выражении составил 154,2 тыс. тонн, что на 7,1% выше уровня предыдущего года (144 тыс. тонн в 2020 г.). В стоимостном выражении объем импорта в 2021 г. показал еще более существенный рост, на 16,8% к уровню 2020 г., и составил 434,0 млн долл. США.

В числе ключевых поставщиков хлебопродуктов на российский рынок в 2021 г. можно выделить страны ЕС, а именно Польшу (28,6%), Германию (18,0%) и Италию (9,6%). Осуществлялся также импорт из Белоруссии, Казахстана, Турции и других стран.

В 2021 г. объем поставок российской продукции на зарубежные рынки составил 338,6 тыс. тонн, что на 15,4% выше уровня предыдущего года. Экспортная выручка в 2021 г. составила 557,4 млн долл. США (+22,6%).

Ключевыми покупателями российской продукции в 2021 г. являлись Казахстан (32,1%), Беларусь (19,8%) и Киргизия (6,9%) [3, с. 73].

Производство хлебопродуктов в России в целом характеризуется растущей динамикой. В совокупности с текущими тенденциями мирового импорта российский экспорт хлебопродуктов может превысить 550 тыс. тонн (более 900 млн долл. США). В качестве ключевых направлений сбыта российских хлебопродуктов следует рассматривать Китай и страны СНГ (в первую очередь, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан) – рынки, которые характеризуются устойчивым спросом на российскую продукцию. Также перспективными являются поставки в страны Европы, Африки, Азии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вейберов А.В. Современное состояние и тренды развития рынка хлеба в Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 1331-1338.
  2. Голубцова Т. Тренды-2021 на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий // СФЕРА: хлебопекарная и кондитерская промышленность. 2021. № 3 (88). С. 22-27.
  3. Семянина В.А. К вопросу о состоянии Российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в условиях пандемии коронавируса // В сборнике: XXXIV Международные Плехановские чтения. Сборник статей студентов В четырех томах. 2021. С. 73-76.

 

Boyarshinova A.A.

student

Perm State Agrarian and Technological University

named after Academician D.N. Pryanishnikov

(Perm, Russia)

 

Eremeev V.F.

Associate Professor of the Department of Economic Theory and World Economy

Perm State Agrarian and Technological University

named after Academician D.N. Pryanishnikov

(Perm, Russia)

 

CURRENT STATE AND TRENDS

BREAD PRODUCTS MARKET DEVELOPMENT

 

Abstract: the transformation of the economy has led to a significant decrease in the production of bread and bakery products.

The article presents the structure of the bread and bakery products market, presents the results of the analysis of the dynamics of the world, national, regional and local markets of bread and bakery products. In addition, the article formulates the main trends in the development of the bread and bakery products market.

 

Keywords: bakery industry, bakery products market, trends in development of bakery market, consumption of bakery products.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бояршинова А.А., Еремеев В.Ф. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБОПРОДУКТОВ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 33 - 38. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6586 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6586



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.