'
Чегодайкина Н.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ *
Аннотация:
оценку текущего финансового состояния определяют с помощью показателей прибыли и рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия и его финансовую устойчивость. Поэтому главной задачей любой организации является увеличение суммы прибыли и уровня рентабельности
Ключевые слова:
финансовые результаты, прибыль, рентабельность
УДК 338.314.2
Чегодайкина Н.М.
студентка кафедры управления качеством
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
(Россия, г. Саранск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: оценку текущего финансового состояния определяют с помощью показателей прибыли и рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия и его финансовую устойчивость. Поэтому главной задачей любой организации является увеличение суммы прибыли и уровня рентабельности.
Ключевые слова: финансовые результаты; прибыль; рентабельность.
В определении эффективности деятельности любой организации основная роль заключается в финансовой оценке, которая отражает конечный финансово-хозяйственный результат деятельности предприятия. Исходя из этого важно отметить, что основной и необходимой предпосылкой эффективности деятельности хозяйствующего субъекта выступает ее устойчивое финансовое положение.
Итак, финансовый результат – это обобщающий показатель, который образовался в процессе осуществления предпринимательской деятельности организации. Он отражает прирост или снижение стоимости собственного капитала.
К показателям, выражающим финансовый результат деятельности предприятия, относят показатели прибыли и рентабельности.
Под прибылью понимают часть чистого дохода, которую получает предприятие в процессе производства и сбыта продукции. Определяется как положительная разница между доходами и расходами организации.
Под расходами подразумеваются все затраты, потраченные в процессе деятельности организации. К ним относят затраты на аренду, приобретение и эксплуатацию оборудования, производство товаров, коммунальные услуги, заработную плату работникам и так далее.
Выручка и прибыль – понятия смежные, но не равнозначные.
В Положении о бухгалтерском учете №9/99 говорится, что выручка – доход от реализации товаров, услуг, часть общего (валового) дохода компании.
Важно отметить, что выручка – это коммерческий показатель, который учитывается только в тех операциях, которые направлены на получение прибыли.
Получить максимальную прибыль через удовлетворение потребностей потребителя является главной целью каждого предприятия.
Прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия. Высокий уровень генерирования прибыли обеспечивает повышение уровня самофинансирования компании.
Прибыли и убытки (Profit and Loss) – это финансовые результаты деятельности компании. Чтобы их определить нужно из доходов вычесть расходы. Если разница положительная – компания получила прибыль. Если отрицательная – убыток. Финансовый результат можно определить, когда известны доходы и расходы за период.
Финансовые результаты классифицируются на несколько видов. Бухгалтерская отчетность выделяет пять видов прибылей (убытков)/
Валовая прибыль (убыток) характеризует прибыльность предприятия. Если разница между доходами от реализации продукции и производственной себестоимостью получится отрицательной, то это будет значить, что основной вид деятельности не выгоден организации.
Прибыль (убыток) от продаж – один из главных видов финансового результата, который отличается от валовой прибыли (убытка) лишь тем, что включает в себя управленческие и коммерческие расходы. Отрицательное значение характеризует нерентабельность компании. В результате чего произойдет сокращение собственного капитала, возникнет чистый убыток и возникнет риск снижения чистых активов то размера меньше, чем уставный капитал. Все это может привести к банкротству.
Прибыль (убыток) до налогообложения отражает сумму обычных финансовых результатов и результатов от прочей деятельности. Так же стоит учесть, что компании самостоятельно определяют вид деятельности, разграничивая какие отнесут к обычным, а какие к прочим.
Чистая прибыль (убыток) – это остаток выручки после вычета всех обязательных расходов. Данный вид финансового результата наиболее часто является числителем при расчете рентабельности. Если в ходе расчетов выходит чистый убыток, то происходит сокращение валют баланса, снижается финансовая устойчивость предприятия, соответственно банки перестают выдавать кредиты, в результате чего возникает проблема с начислением и выплатой дивидендов.
Последний из рассмотренных видов финансового результата является нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Она показывает эффект от производственной деятельности компании.
Таким образом, финансовый результат включает в себя информацию по прибыльности и деятельности организации и выделяет доходы и расходы по определенным категориям в определенный временной промежуток. Тот же, кто подходит нерационально к вопросу распределения прибыли, приближает себя к банкротству.
Прибыль будет формироваться под воздействием различных факторов, влияющих положительно или отрицательно на результаты деятельности предприятия. Важно учитывать, что отрицательное воздействие одних факторов, способно ухудшить или даже перекрыть положительное влияние других [3].
Факторы, оказывающие влияние на размер прибыли, классифицируются по разным признакам. Наиболее важно их разделить на внутренние и внешние, так как не стоит забывать, что предприятие является как субъектом, так и объектом экономических отношений (рисунок 1).
Внешние |
Внутренние |
Общая стабильность (в стране, в регионе, в городе) |
Внешнеэкономическая обстановка |
Уровень спроса (на продукцию и услуги) |
Экономические факторы (инфляция) |
Финансовая политика государства |
Структура продукции или услуг |
Состояние имущества предприятия |
Финансовые ресурсы |
Величина долгов предприятия (краткосрочных и долгосрочных обязательств) |
Размер оплаченного уставного капитала предприятия |
Факторы |
Рис. 1. Факторы формирования прибыли предприятия [10, 128]
Анализ формирования, распределения и использования прибыли позволяет определить степень деловой активности организации, а также охарактеризовать ее финансовое состояние.
Для каждого предпринимателя важно найти пути для повышения эффективности своей деятельности. Такой поиск приводит к нахождению решения путем увеличения выручки от реализации или сокращения затрат.
Сокращение затрат – трудный способ достижения рентабельности. Наиболее рациональным будет оптимизировать сбытовую политику и усовершенствовать или разработать новые маркетинговые подходы.
Так же следует отметить, что возрастание выручки возможно в двух направлениях. Первое через увеличение цен и переход в другой сегмент рынка, но в этом случае конкуренты могут переманить клиентов, мотивируя невероятной выгодой, поэтому целесообразно выбрать второе направление повышения выручки – через увеличение объемов продаж. Здесь опорой является стройная система управления всей коммерческой деятельностью предприятия.
Можно сделать вывод, что главной задачей анализа формирования и использования финансовых результатов является выявление резервов роста прибыли, а также поиск причин изменения показателей текущего года в сравнении с предыдущим и разработка рекомендаций по преобразованию данных диспропорций. Использование и распределение прибыли на предприятии должно происходить таким образом, чтобы эффективность и объемы производства с течением времени возрастали, и само предприятие стремилось к дальнейшему его развитию в сфере производства и к увеличению его объемов и результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Chegodaykina N.M.
student of the Department of Quality Management
National Research
Mordovian State University named after N.P. Ogarev
(Saransk, Russia)
THEORETICAL FOUNDATIONS OF
FINANCIAL RESULTS OF ENTERPRISE
Abstract: the assessment of the current financial condition is determined using profit and profitability indicators that characterize the efficiency of the enterprise and its financial stability. Therefore, the main task of any organization is to increase the amount of profit and the level of profitability.
Keywords: financial results, profit, profitability.
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1
Ссылка для цитирования:
Чегодайкина Н.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 122 - 128. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6600 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*