'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 20

Просмотры  78 просмотров

Войченко Е.Д.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается реализация функциональной грамотности на уроках истории, а также актуальность данного понятия в контексте современного образовательного процесса   

Ключевые слова:
функциональная грамотность, урок истории, процесс обучения   


УДК 372.893

Войченко Е.Д.

магистрант института истории, философии и политических наук

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

(Россия, г. Рязань)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается реализация функциональной грамотности на уроках истории, а также актуальность данного понятия в контексте современного образовательного процесса.

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, урок истории, процесс обучения.

 

Социально-экономические преобразования в России ставят перед системой образования актуальную задачу подготовки компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентноспособными в современной социально-экономической ситуации на рынке труда. Президент РФ 17.05.2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287, ставит задачу «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» (п.35.2). [3] Таким образом, под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Функциональная грамотность является базовой характеристикой при формировании навыков чтения и письма, направлена на решение бытовых проблем; она обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации; связана с решением стандартных, стереотипных задач.

Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории:

1) коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
2) информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
3) деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку;
4) читательская грамотность - выделяется как один из элементов информационной грамотности. На уроках истории формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебной литературы.
Каждый параграф или раздел учебника – это новый для ученика текст. Он создает возможности для формирования функциональной грамотности. В учебном тексте есть все для формирования мотивации осознанного чтения. Задания, озвученные до изучения текста, требуют от ученика осмысления ранее изученного материала и воспроизведения его в речевой деятельности. Задание на осмысление прочитанного располагаются как в тексте параграфа, так и после него. [1, с.34]

 Процесс овладения исторической грамотностью на уроках истории происходит следующим образом: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

Особое место занимает изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своѐ собственное мнение по проблеме, способствует активному включению ученика в самые разные пласты национальной и мировой культуры. Определенное место в школьных учебниках истории отведено биографиям исторических личностей. Работа с памятками по анализу их деятельности предоставляет учащемуся возможности монологического грамотного изъяснения своих мыслей.

В учебниках созданы все возможности для работы с историческими терминами. Это тоже необходимо для развития функциональной грамотности. Исторические и обществоведческие термины формируют письменную грамотность учащихся.

Уроки истории дают возможность для развития письменной речи. Это сочинения по предложенным иллюстрациям, составление таблиц. Таким образом, на уроках создаются условия для формирования функциональной грамотности. Это и познавательные игры, викторины, уроки-дебаты. Они развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать в дискуссиях с выражением собственной точки зрения. Это позволяет обеспечить реализацию коммуникативной функции уроков истории: расширить круг общения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, познакомить с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог и работать в команде [2, с.48].

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории является ключевым аспектом в повышении качества образования, а также овладением множеством компетенций у учеников на современном этапе развития российского образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антропова М.С. Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания// Высшая школа.2020. №10. С.34-38
  2. Грицкевич О.В. Основные пути формирования функциональной грамотности в старшей школе// Педагогические измерения.2021. №3. С.48-50
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf (Дата обращения 21.11.2022)
  4. Указ президента РФ от 07.05.2018г. №204 , официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (дата обращения 11.10.22).

 

Voychenko E.D.

Graduate student of the Institute of History,

Philosophy and Political Sciences

Ryazan State University named after S.A. Yesenin

(Ryazan, Russia)

 

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY AT HISTORY LESSONS

 

Abstract: this article discusses the implementation of functional literacy in history lessons, as well as the relevance of this concept in the context of the modern educational process.

 

Keywords: functional literacy, history lesson, learning process.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Войченко Е.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 133 - 136. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6602 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6602



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.