'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  48 просмотров

Сейфулдинова Г.А.

  


ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ» УЧЕНИКАМ СТАРШИХ КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в статье даны методические рекомендации при преподавании основ биохимиии школьникам и углублению предметных знании по биологии. Даны пояснения различным аспектам при изучении данного элективного курса и анализ эффективности подхода ранней профилизации   

Ключевые слова:
научная работа, биология, биохимия, предпрофильная подготовка   


УДК 372.857

Сейфулдинова Г.А.

учитель биологии

Специализированный лицей №20 г. Талдыкорган

(г. Талдыкорган, Республика Казахстан)

 

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ» УЧЕНИКАМ СТАРШИХ КЛАССОВ

 

Аннотация: в статье даны методические рекомендации при преподавании основ биохимиии школьникам и углублению предметных знании по биологии. Даны пояснения различным аспектам при изучении данного элективного курса и анализ эффективности подхода ранней профилизации.

 

Ключевые слова: научная работа, биология, биохимия, предпрофильная подготовка.

 

Курс «Введение в биохимию» предназначается для старших школьников, обучающихся в классах (школах) естественнонаучной направленности и определивших химию для изучения дополнительно к общеобразовательным учебным дисциплинам. Он может быть включен в учебный план только после освоения учащимися базовых знаний по органической, неорганической химии, физике, биологии и естествознанию, т.к. содержание курса базируется прежде всего на знании этих дисциплин, существенно их дополняет и систематизирует.

Знакомство с основами биохимии может вестись параллельно с изучением общей химии, физики и биологии и призвано обеспечить формирование интегративных и исследовательских умений детей [1].

Углубление и расширение общехимических знаний при изучении биохимии должно идти в направлении их адаптации применительно к живому организму. Это предусматривает большое количество фактологического материала, вызывающего интерес учащихся к предмету. Последовательность изложения тем определяется логикой системы естественнонаучных знаний, что обеспечивает повышение уровня теоретизации химического и биологического образования. В то же время курс биологической химии должен быть избавлен от чрезмерного разнообразия тем во избежание эклектики [2].

Биохимия является базовой составляющей современной физико-химической биологии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствию болезней и недомоганий» [3]. Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, обеспечивают его максимальную жизнеспособность и поддерживают физиологически нормальное состояние. Знание биохимии необходимо для решения проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней и поиска путей их эффективного лечения [4].

Курс призван обобщить и логически завершить процесс формирования естественно - научной картины мира на уровне общеобразовательного учебного заведения. Он закладывает основы научно-практических компетентностей, необходимых для продолжения обучения на более высоком уровне, т.е. носит пропедевтический характер с точки зрения вузовской программы. Изучение биохимии способствует формированию экологической культуры и развитию естественно - научного мышления. Взаимосвязь физических, химических и биологических понятий курса обеспечивается за счет рассмотрения этих знаний в новых - синтезированных ситуациях. С целью реализации принципа доступности при изучении предмета необходимо объем химических формул и реакций свести к минимуму, достаточному для понимания сути биохимических процессов.

Основной целью данного курса является углубление и расширение системы химических знаний и представление этих знаний в целостности со знанием других естественно - научных дисциплин.

В программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, обменных процессов, а также такие важные разделы биохимии, как изучение ферментов, витаминов, гормонов.

В содержании программы отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами физиологии и патофизиологии, что отражает современную тенденцию естественно-научного образования.

В Специализированном лицее №20 для одаренных детей г. Талдыкорган элективный курс «Введение в биохимию» ведется с 2017 года ученикам 10-11 классов. При анализе результатов выпускных экзаменов и достижений в научных конкурсах замечается положительная динамика роста результатов (Рис.1).

Рисунок 1. Динамика качества знаний по биологии

в рамках изучения элективного курса «Ведение в биохимию»

 

Изучение данного курса так же помогает ученикам при выборе будущей профессии и профиля обучения в университете. Выпускники, изучавшие данный элективный курс, отмечают пользу от опережающего обучения при изучении биохимиии и молекулярной биологии в ВУЗ-е.

Многие вопросы, включенные в данный курс, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно. Поэтому изучение элективного курса «Введение в биохимию» оценивается положительно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акперова, И. А. Уроки биологии по учебно-методическому комплекту Н. И. Сонина «Биология» / И. А. Акперова. — Москва : Дрофа, 2005. — 288 с..
  2. Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2018. 222 с.
  3. Комлацкий В. И., Логинов С. В., Комлацкий Г. В. Планирование и организация научных исследований. Учебник. — М.: Феникс. 2014. 208 с.
  4. Уилсон К., Уолкер Дж. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 848 c.

 

Seyfuldinova G.A.

biology teacher

Specialized Lyceum № 20 Taldykorgan

(Taldykorgan, Republic of Kazakhstan)

 

FROM EXPERIENCE OF TEACHING

ELECTIVE COURSE INTRODUCTION

TO BIOCHEMISTRY TO HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Abstract: the article provides methodological recommendations for teaching the basics of biochemistry to schoolchildren and deepening subject knowledge in biology. Explanations of various aspects in the study of this elective course and an analysis of the effectiveness of the early profiling approach are given.

 

Keywords: scientific work, biology, biochemistry, pre-professional training.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сейфулдинова Г.А. ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ» УЧЕНИКАМ СТАРШИХ КЛАССОВ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 160 - 163. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6607 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6607



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.