'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 26

Просмотры  63 просмотров

Толстоброва Ю.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ОТКРЫТОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА «OPENSPACE» *

  


Аннотация:
в статье рассматривается развитие детской инициативы детей старшего дошкольного возраста, посредством создания общего открытого развивающего пространства в формате «OPENSPACE». Предлагается вариант наполнения данного пространства и описание его назначения   

Ключевые слова:
развитие детской инициативы, дети старшего дошкольного возраста, технология открытого пространства «OPENSPACE»   


УДК 373.24

Толстоброва Ю.Н.

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 223»

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ

ОТКРЫТОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО

ПРОСТРАНСТВА «OPENSPACE»

 

Аннотация: в статье рассматривается развитие детской инициативы детей старшего дошкольного возраста, посредством создания общего открытого развивающего пространства в формате «OPENSPACE». Предлагается вариант наполнения данного пространства и описание его назначения.

 

Ключевые слова: развитие детской инициативы, дети старшего дошкольного возраста, технология открытого пространства «OPENSPACE».

 

На сегодняшний день признано, что: источником разнообразия в современном быстроменяющемся мире, является - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. Это и определено идеологией современного дошкольного образования.

Наличие и следование данным принципам меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления педагогического процесса ложится создание уникальной социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы. Поддержка детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности является основой культуры познания, необходимым условием развития ребенка, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Под познавательной инициативой понимают – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, развитие способностей устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные связи и т.д.

Выделяют несколько уровней познавательной инициативы, где ребенок постепенно развивается в направлении детского экспериментирования:

  • манипулирование предметами сменяется осуществлением вариативных действий по отношению к исследуемому предмету;
  • на смену сопровождению практического исследования новых предметов вопросами приходит стремление к упорядочиванию фактов, простое рассуждение, высказывание гипотез.

В условиях современного дошкольного учреждения, детскую познавательную инициативу необходимо целенаправленно развивать, иначе перехода к следующему уровню не произойдет.

Для достижения успеха в развитии совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми и прочного запоминания материала нужно, чтобы ребенок сам стал активным участником педагогического процесса, т.е. лично исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих первых экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

Эти основания послужили отправной точкой отбора эффективных методик, технологий формирования практики, способствующей поддержке детской инициативы, среди которых отдельно хотелось бы выделить технологию по созданию развивающей предметно-пространственной среды через зоны открытого пространства в формате OPENSPACE.

Что такое OPENSPACE в детском образовательном учреждении? Это пространство, которое редко используется детьми в обычной деятельности. Вся инфраструктура пространства OPENSPACE должна представлять собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его социального и физического развития. Данные компоненты развивающей среды обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам в сочетании с возможностью участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Наличие в детском саду зоны OPENSPACE позволяет реализовать идею разновозрастного сотрудничества, гибкого планирования и трансформации пространства по содержательным, а не только режимным основаниям.

В условиях OPENSPACE у всех участников воспитательного и образовательного процессов (детей, родителей или законных представителей) появляется возможность свободно и самостоятельно передвигаться по игровому пространству, выбирать по собственной инициативе и желанию вид той деятельности, которая откликается ребенку именно в этот период времени. Помимо этого, OPENSPASE позволяет детям общаться, взаимодействовать, презентовать свои проектные идеи. Педагог же в данном пространстве является куратором и непосредственным помощником ребенка. Он организуют интерактивное взаимодействие, в таких видах как «ребенок-ребенок», «педагог-подгруппа», «ребенок-подгруппа», «подгруппа-подгруппа», «ребенок-группа». Основная задача педагога здесь обеспечить эмоционально - личностный рост всех участников образовательного процесса.

Обустройство данного пространство обязательно предполагает создание педагогом необычной обстановки, эстетическая среда должна настроить ребенка на творческую и самостоятельную деятельность.

В открытом игровом пространстве все материалы должны быть в свободном доступе для ребенка, и должно содержать все необходимые средства и материалы, для различных видов деятельности (творческой, физической, познавательно-исследовательской), а также обязательно место для выставки детских работ. Здесь практически отсутствует мебель и какую игру затеять, и какие игрушки создать - решают только дети.

Основная цель OPENSPACE - создать обстановку, максимально стимулирующую ребенка к творчеству и самовыражению. Образовательная деятельность в этом пространстве тоже может осуществляться, но уже организуется как совместная деятельность взрослого и воспитанников, так и самостоятельная деятельность воспитанников, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Не стоит забывать о важнейшей роли родителей в воспитании детей дошкольного возраста. Родители являются активными участниками и помощниками в социализации и воспитании с детей. Также на этой площадке возможно проводить различные мастер-классы для педагогов и родителей в разных ее проявлениях, готовиться к конкурсам различного уровня, как с детьми, так и с их родителями.

В завершении отмечу, что необходимым условием развития детской познавательной инициативы является формирование развивающей предметно-пространственной среды как «пространства возможностей» воспитанника, источника становления его субъектного опыта. Элементы самостоятельного выбора предметной среды, предметной ситуации порождают у детей вопросы, питают их познавательную инициативу.

Эффективная деятельность педагога по поддержке детской познавательной инициативы даст ребенку практическую возможность пройти путь от выбора, возникновения проблемной ситуации к ее решению, что для него ситуацию успеха и, как следствие, стимулирует развитие детской познавательной инициативы в дальнейшем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие (ФГОС).-М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Москва педагогический университет «Первое сентября» 2007.
  3. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru. 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Толстоброва Ю.Н. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ОТКРЫТОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА «OPENSPACE» // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 164 - 168. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6608 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6608



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.