'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 30

Просмотры  42 просмотров

Ефименко Е.А., Мерцалова Е.В., Кирячкова Е.Д.

  


К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ АКТОВ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается вопрос о цифровизации административных актов, а также необходимость внедрения технологизации в процесс предоставления услуг, цифровые способы обмена информацией в административном судопроизводстве, порядок предоставления государственных и муниципальных услуг и другие административные процедуры   

Ключевые слова:
административный акт, цифровизация, электронный административный регламент, административные процедуры, государственное управление, нормативный акт   


УДК 342.924

Ефименко Е.А.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(г. Саратов, Россия)

 

Мерцалова Е.В.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(г. Саратов, Россия)

 

Кирячкова Е.Д.

студент

Саратовская государственная юридическая академия

(г. Саратов, Россия)

 

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ АКТОВ

 

Аннотация: в работе рассматривается вопрос о цифровизации административных актов, а также необходимость внедрения технологизации в процесс предоставления услуг, цифровые способы обмена информацией в административном судопроизводстве, порядок предоставления государственных и муниципальных услуг и другие административные процедуры.

 

Ключевые слова: административный акт, цифровизация, электронный административный регламент, административные процедуры, государственное управление, нормативный акт.

 

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» процесс цифровизации общественной практики носит стратегический характер [1]. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает задачу формирования правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики [2].

Электронный административный регламент, правовой статус которого закрепляется обычным административным регламентом- это электронная форма административного регламента (форма реализации административных регламентов с помощью информационно-коммуникационных технологий), используемая для выполнения, анализа и контроля управленческих действий и процедур, обеспечивающих принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и оказание государственные услуги в электронном формате.

При рассмотрении данного вопроса следует, прежде всего, обратится к задачам цифровизации, они, в свою очередь, направлены на совершенствование процессов предоставления услуг в электронном виде, результатом которого должны стать:

  1. Типизация и гармонизация процессов предоставления массовых социально значимых услуг;
  2. Повышение совместимости федеральной и региональной инфраструктуры электронного правительства;
  3. Автоматизированный контроль и обеспечение соответствия процессов предоставления услуги (административных процедур и действий) в электронном виде положениям утвержденного административного регламента.

Кроме того, следует отметить, что установлена неравномерность процессов цифровизации в различных видах производств, а именно, внутри каждого вида производства. В частности, наиболее широко применяются цифровые способы обмена информацией в административном судопроизводстве, в наименьшей степени — в производстве по делам об административных правонарушениях. Цифровизацию административных процедур в целом оценивать очень сложно ввиду их многообразия и отсутствия кодификации соответствующего законодательства. Так, наиболее успешной цифровизации подвергся порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, другие административные процедуры (контрольно-надзорная деятельность, лицензирование и пр.) пока ждут своей очереди. Анализ практики применения цифровых технологий в административном процессе позволяет констатировать изменение сущности правоприменительной деятельности: автоматизация процессов принятия властных решений меняет властное волеизъявление человека на искусственный интеллект и развивает конкуренцию между технологизацией публичного управления и соблюдением принципов правового государства.

Проблема цифровизации также может быть связана с тем, что внесённая «информация проверяется автоматически», по своей сути она лишь сверяется с чем-то или с кем-то, при этом не написано, с чем она сравнивается, скорее всего, со справочниками. Цифровым данный акт назвать трудно, поскольку его создание связано с таким понятием, как «искусственный интеллект». Возможно, такой метод его создания экономит время и силы в таком бесперспективном деле, как согласование и утверждение тысяч административных регламентов. Ведь это происходит в условиях, когда нет кодифицированного закона, касающегося исполнительно-распорядительной деятельности любого из органов государственной власти.

Следует отметить, что в ст. 1 Закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ сказано всего лишь, что «Структура административного регламента должна предусматривать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий...». И нет упоминания про цифровые нормативные акты, искусственный интеллект и т.п.

При этом порядок создания нормативного акта с помощью компьютерных программ сам по себе не превращает этот акт в цифровой, иначе уже давно можно было говорить о переходе к созданию цифровых нормативных актов.

Данный процесс, в первую очередь затрагивает сферу государственного управления, позволяя осуществить качественные преобразования в реализации государственных функций и оказании государственных услуг, обеспечить повышение эффективности взаимодействия граждан, общества и государства.

Таким образом, стоит сделать вывод, что цифровизация должна рассматриваться как государственное управленческое решение, предполагающее осознанную трансформацию социальной действительности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. СЗ РФ. 14.05.2018. № 20. Ст. 2817.
  2. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»». Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7.3. Богатина Ю.Г. Альтернативные способы разрешения споров // Арбитражная практика. 2006. № 6.С. 23

 

Efimenko E.A.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

Mertsalova E.V.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

Kiryachkova E.D.

student

Saratov State Law Academy

(Saratov, Russia)

 

ISSUE OF DIGITALIZATION OF ADMINISTRATIVE ACTS

 

Abstract: the paper considers the issue of digitalization of administrative acts, as well as the need to introduce technologization in the process of providing services, digital methods of information exchange in administrative proceedings, the procedure for providing state and municipal services and other administrative procedures.

 

Keywords: administrative act, digitalization, electronic administrative regulations, administrative procedures, public administration, regulatory act.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ефименко Е.А., Мерцалова Е.В., Кирячкова Е.Д. К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ АКТОВ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 193 - 197. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6612 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6612



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.