'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 37

Просмотры  50 просмотров

Миронова А.А.

  


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены основы прокурорской деятельности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Проанализированы показатели работы прокуроров в сфере защиты прав предпринимателей. Рассмотрена возможность внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ с целью расширения полномочий прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях   

Ключевые слова:
прокуратура, прокурорская деятельность, предпринимательская деятельность, защита прав предпринимателей, прокурорский надзор, административное правонарушение   


УДК 346.1

Миронова А.А.

студентка 4 курса магистратуры

по направлению «Правовое обеспечение бизнеса»

Московский финансово-юридический университет

(г. Москва, Россия)

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в работе рассмотрены основы прокурорской деятельности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Проанализированы показатели работы прокуроров в сфере защиты прав предпринимателей. Рассмотрена возможность внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ с целью расширения полномочий прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях.

 

Ключевые слова: прокуратура, прокурорская деятельность, предпринимательская деятельность, защита прав предпринимателей, прокурорский надзор, административное правонарушение.

 

Свобода осуществления экономической и иной не запрещенной законодательством деятельности с использованием собственных творческих способностей или имущества, находящегося в собственности, являются неотъемлемыми гражданскими правами, которые гарантируются российским государством и в первую очередь Конституцией Российской Федерации [1].

Перед органами государственной власти и местного самоуправления стоят важнейшие задачи по формированию благоприятной экономической среды, состояние которой оказывает непосредственное влияние на экономическую выгодность создания и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Заинтересованность предпринимателей в создании новых рабочих мест положительно сказывается на благосостоянии современного общества, которое несомненно связано с возможностью получать стабильный заработок.

Современная политическая ситуация и затруднения, связанные с введением санкций, сильно ослабляют российскую экономику. В сложившейся ситуации бизнес-сообщество составляет один из ключевых инструментов по преодолению экономической напряженности. Поэтому одним из основных направлений деятельности государства стала поддержка предприятий малого и среднего бизнеса.

Повышенная заинтересованность государства в ведении прозрачной и добросовестной предпринимательской деятельности обуславливает необходимость проведения правомерных и отвечающих требованиям федерального законодательства контрольных мероприятий. Ключевую роль в соблюдении прав предпринимателей при проведении различных проверок играют органы прокуратуры Российской Федерации.

Статистические показатели деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей говорят об эффективной надзорной деятельности и одновременно указывают на наличии массы сложностей и несоответствии контрольных мероприятий требованиям закона.

По результатам надзорной деятельности за 7 месяцев 2022 года прокурорами выявлено более 150 тысяч нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной ответственности привлечено более 25 тысяч должностных лиц, по инициативе прокуратуры возбуждено 156 уголовных дел [6].

При этом органам прокуратуры с учётом конституционно-правового статуса отведена самостоятельная роль как государственному институту, целью которого является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, а основной функцией является осуществление надзора за соблюдением Конституции России и исполнением законов на территории Российской Федерации [2].

Как отметил И.В. Краснов, значительное количество выявляемых прокурорами нарушений федерального законодательства свидетельствуют как о систематическом характере прокурорского надзора в данной сфере, так и о наличии нерешенных проблем. В своем практике прокуроры сталкиваются с правовыми трудностями, разрешив которые можно было бы добиться повышена эффективности надзорной деятельности.

Прокурорская практика показала на наличие противоречия положений Кодекса об административных правонарушениях РФ [3] и ФЗ «О прокуратуре РФ» [2]. Закон о прокуратуре наделяет прокурора полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления, подлежащего рассмотрению уполномоченным органом.

Однако в соответствии с ч.  1.1 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.1, 15.14-15.15.16 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ рассматриваются судом в случае, если они возбуждены уполномоченными должностными лицами контроль-счетных органов, а не прокурорами.

В силу изложенного, прокурорским работникам приходится прибегать к использованию менее эффективных мер, например, вносить представление об устранении нарушений федерального законодательства, результатом рассмотрения которого зачастую является лишь применение мер дисциплинарного характера. Поэтому внесение изменений в положения ст. 23.1 КоАП РФ дополнением о наделении прокурора полномочиями возбуждать дела об административном правонарушении в рассматриваемой сфере позволило бы применять действенные меры административного воздействия на должностных лиц.

Необходимость максимально эффективного использования потенциала прокурорского надзора в целях защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности справедливо отмечена А.В. Паламарчуком [5]. Ведь именно благоприятная экономическая среда, дающая возможность развивать предпринимательский потенциал, положительно сказывается на оздоровлении экономической системы в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации». Собрание законодательства. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  4. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Юрайт, 2020. С. 87.
  5. Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2019. № 1. С. 4.
  6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за июль 2022 г. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL.: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Миронова А.А. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 221 - 225. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6619 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6619



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.