'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 38

Просмотры  118 просмотров

Миронова А.А.

  


РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены основы прокурорской деятельности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Проанализированы установки главы государства и поручения Генерального прокурора Российской Федерации, данные во время выступлений на расширенных заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Приведена зависимость благоприятной экономической атмосферы от активности и правомерности проведения контрольно-надзорными государственными органами проверок деятельности предпринимателей   

Ключевые слова:
прокуратура, прокурорская деятельность, предпринимательская деятельность, защита прав предпринимателей, прокурорский надзор, координация   


УДК 346.1

Миронова А.А.

студентка 4 курса магистратуры по направлению

«Правовое обеспечение бизнеса»

Московский финансово-юридический университет

(г. Москва, Россия)

 

РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ

СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в работе рассмотрены основы прокурорской деятельности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Проанализированы установки главы государства и поручения Генерального прокурора Российской Федерации, данные во время выступлений на расширенных заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Приведена зависимость благоприятной экономической атмосферы от активности и правомерности проведения контрольно-надзорными государственными органами проверок деятельности предпринимателей.

 

Ключевые слова: прокуратура, прокурорская деятельность, предпринимательская деятельность, защита прав предпринимателей, прокурорский надзор, координация.

 

Конституцией РФ [1] гарантирована свободная экономическая деятельность, поддержка здоровой конкуренции, единство экономического пространства и свобода перемещения товаров, услуг и финансов. Кроме того, данный нормативный акт обеспечивает гражданское право на использование личных творческих и иных способностей, а также собственности с целью ведения предпринимательской деятельности.

Успешность осуществления хозяйственной деятельности напрямую зависит от благоприятного делового климата, задачи по формированию которого являются одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, соблюдение норм законодательства которыми контролируются органами прокуратуры Российской Федерации.

Нынешняя экономическая ситуация, осложненная влиянием санкций, требует от органов прокуратуры обеспечения возможности осуществления добросовестной предпринимательской деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования и снижения давления на субъекты бизнеса посредством административных ресурсов.

Прокуратурой РФ выработан комплексный механизм по защите права граждан на осуществление предпринимательской деятельности. Контролируется принятие новых законодательных актов, проводятся проверки их соответствия требованиям Конституции РФ и федеральных законов. Налажено эффективное взаимодействие с представителями бизнес-сообщества путем внедрения электронной системы приема обращений, на постоянной основе проводятся заседания межведомственных рабочих групп и Всероссийские дни приема предпринимателей.

Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей остаётся на сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Сохранение высоких рисков для бизнеса в связи с резко меняющейся рыночной конъюнктурой отметил в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21.04.2021 Президент Российской Федерации В.В. Путин [6], а 26.04.2022 в своем выступлении в Федеральном Собрании Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов отметил, что создание благоприятных условий для ведения в стране бизнеса является одной из основных мер поддержки российской экономики [10].

Защита прав добросовестного бизнеса находится в зоне персонального контроля Генерального прокурора РФ. Принятые органами прокуратуры меры позволили свести до минимума количество контрольно-надзорных мероприятий. На 1 июля в планах осталось 20,4 тыс. из 292 тыс. ранее утвержденных нами предложений контролеров. Прокурорами отклонено и 60% заявлений о согласовании внеплановых контрольных мероприятий. Наиболее активного нашего реагирования потребовали многочисленные факты нарушения органами Роспотребнадзора процедуры проведения контрольно-надзорных мероприятий, подмены их административными расследованиями. В результате количество проводимых данным ведомством проверок сократилось более чем на четверть. И мы определенно продолжим работу на данном направлении.

Прокурорское вмешательство способствовало погашению долгов перед бизнесом по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Так, в Московской области предпринимателям было выплачено более 567 млн руб., в Республике Бурятия — 380 млн руб., а в Иркутской области — еще 217,5 млн [5].

По результатам надзорной деятельности за 7 месяцев 2022 года прокурорами выявлено более 150 тысяч нарушений закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной ответственности привлечено более 25 тысяч должностных лиц, по инициативе прокуратуры возбуждено 156 уголовных дел [9].

Как отметил в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры 26.04.2022 Президент России В.В. Путин именно свобода бизнеса, гибкие механизмы предпринимательской активности сейчас обеспечивают насыщение рынка, сглаживают дефициты и всплески цен. И нужно, конечно, обращаюсь к вам с настоятельным призывом, соблюдать все права предпринимателей и создавать для них благоприятные условия работы [6].

По мнению А.Ю. Винокурова в складывающихся таким образом правоотношениях прокурор осуществляет фактически роль диспетчера, который может повлиять на формирование плана проведения контрольных мероприятий [3].

Вышеизложенной точки зрения придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Постановлением от 17.01.2015 № 2-П судебный орган обозначил, что прокуратуре России отведена координирующая функция во взаимодействиях с органами, проводящими мероприятия государственного контроля, что обусловлено нормативными положениями и порядком реализации надзорных полномочий [2].

Координация деятельности органов государственного контроля и надзора прокуратурой основана на организационно-рекомендательных положениях. В частности, прокуратурой рассматриваются проекты плановых проверок, вносятся предложения по проведению совместных проверок, организуется устранение замечаний, согласуются внеплановые проверки, причем по поручению И.В. Краснова согласование таких мероприятий перенесено на уровень прокуратур субъекта.

Координирующая работа органов прокуратуры полностью основывается на законодательстве Российской Федерации, чтобы избежать неправомерного вмешательства в хозяйственную деятельность или её незаконного прекращения. Помимо этого, акты прокурорского реагирования не должны обязывать предпринимателей к совершению действий, которые зависят лишь от их волеизъявления [7].

Необходимость максимально эффективного использования потенциала прокурорского надзора в целях защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности справедливо отмечена А.В. Паламарчуком [3]. Ведь именно благоприятная экономическая среда, дающая возможность развивать предпринимательский потенциал, положительно сказывается на оздоровлении экономической системы в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных и гражданки С.А. Ганнушкиной» // Российская газета. 2015. 02 марта.
  3. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Юрайт, 2020. С. 87.
  4. Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2019. № 1. С. 4.
  5. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова газете «Коммерсантъ». Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.04.2022 «Послание Президента Федеральному Собранию»// Российская газета. № 87.
  7. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу № А42-10287/2018. Официальный сайт судебных и нормативных актов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).
  8. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры, официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://kremlin.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).
  9. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за июль 2022 г. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).
  10. Текст выступления Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова в Федеральном Собрании Российской Федерации 26.04.2022 Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 29.10.2022). 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Миронова А.А. РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 226 - 231. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6620 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6620



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.