'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 41

Просмотры  70 просмотров

Фролов С.Е., Земляченко Я.В.

  


ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ *

  


Аннотация:
научное исследование направлено на выявление правовых способов обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации в 2022 году. В научной статье проводится краткий обзор нормативных правовых актов в области обеспечения национальной энергетической безопасности, устанавливающих правовые способы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации   

Ключевые слова:
энергетическая безопасность, национальная безопасность, национальная энергетическая безопасность, защищенность, правовые способы   


УДК 34

Фролов С.Е.

студент юридического института

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)

 

Научный руководитель:

Земляченко Я.В.

Доцент кафедры Гражданского права и процесса, к.ю.н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)

 

ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ

 

Аннотация: научное исследование направлено на выявление правовых способов обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации в 2022 году. В научной статье проводится краткий обзор нормативных правовых актов в области обеспечения национальной энергетической безопасности, устанавливающих правовые способы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации.

 

Ключевые слова: энергетическая безопасность, национальная безопасность, национальная энергетическая безопасность, защищенность, правовые способы.

 

В Российской Федерации вопрос обеспечения национальной энергетической безопасности не утрачивает свою актуальность, «достижение и поддержание современного уровня энергообеспечения населения и экономики страны рассматривается в числе приоритетных задач, решение которых предопределяет не только возможности повышения качества жизни, но и международный статус государства» [1, с. 154].

Правовой платформой национальной энергетической безопасности Российской Федерации является система федеральных и региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование в сфере энергетики и обеспечения ее безопасности. Развитие нормативно-правовой основы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации связано не только с необходимостью формирования статуса правового государства, что предполагает четкое определение целей, задач, приоритетных направлений по минимизации угроз российской энергетической безопасности, но и концептуальным изменением официальных взглядов на проблему национальной энергетической безопасности.

В Конституции Российской Федерации определены базисные правовые средства обеспечения национальной энергетической безопасности. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, энергетические системы находятся в исключительном ведении Российской Федерации [2], что также говорит о недопустимости субъектов Российской Федерации осуществлять нормативное регулирование или управление в области энергетических систем.

В России действует Стратегия национальной безопасности, составляющим элементом которой является национальная энергетическая безопасность. Так, в 2019 году Указом Президентом Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» было обеспечено стратегическое планирование в области энергетической безопасности Российской Федерации. Указ является нормативным документом, отражающим официальные взгляды по вопросу национальной энергетической безопасности. Согласно Указу: «Энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации» [3]. Основная цель национальной безопасности в сфере энергетики является обеспечение экономики и населения страны от угроз в сфере энергетики.

Особую роль в обеспечения энергетический безопасности играют принципы Стратегии национальной энергетической безопасности. В частности, в свете международной политической обстановки важное значение имеет принцип государственно-частного партнерства.

В Указе отмечается: «Полномасштабному участию Российской Федерации в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении Российской Федерации, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей ее топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием Российской Федерации» [3]. На этом основании обозначена задача по «развитию интеграционных связей в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, углубление партнерства в сфере энергетики по линии объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, развитие сотрудничества с иностранными государствами в рамках Форума стран - экспортеров газа, с Организацией стран - экспортеров нефти и другими международными организациями» [].

В Федеральном законе от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» закрепляются обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса. С целью обеспечения безопасности предусматривается обязанность субъектов информировать Правительство об угрозах и совершении актов вмешательства на указанных объектах др. [4].

В мае 2022 года Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» была введена ст. 46.3, закрепившая особенности правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики на 2022 и 2023 годы. Предусмотрена компетенция Правительства Российской Федерации устанавливать особенности начисления, уплаты и списания штрафов за неисполнение обязательств на оптовых и розничных рынках.

Таким образом, вышеперечисленные нормативные правовые акты устанавливают правовые средства обеспечения национальной энергетической безопасности. В 2022 году наблюдается локальные изменения правовых средств обеспечения энергетической безопасности в Российской Федерации. Также не вызывает сомнений, что принятая Стратегия национальной энергетической безопасности должна предопределить в дальнейшем выработку нового подхода применения правовых средств обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации. Резюмируя изложенное, нормативными правовыми актами в сфере обеспечения национальной безопасности предусмотрены различные правовые средства: принципы, субъективные права и юридические обязанности, дозволения и запреты, ограничения, предписания и другие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Иванова, Т.Е. Гаврилова, М.А. Скоморощенко, К.В. Правовая среда обеспечения энергетической безопасности: опыт контент-анализа энергетической стратегии России // Экономика, предпринимательство и право. 2018. № 3. С. 153-162.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
  3. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 20. – Ст. 24-21.
  4. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (ред. от 28.06.2022) // собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (часть I). Ст. 4604.

 

Frolov S.E.

student of the Law Institute

Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

 

Scientific advisor:

Zemlyachenko Ya.V.

Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure,

Candidate of Law, Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

 

LEGAL WAYS TO ENSURE ENERGY SECURITY

SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION IN 2022

 

Abstract: the scientific research is aimed at identifying legal ways to ensure the energy security of the Russian Federation in 2022. The scientific article provides a brief overview of regulatory legal acts in the field of ensuring national energy security, establishing legal ways to ensure the energy security of the Russian Federation.

 

Keywords: energy security, national security, national energy security, security, legal methods.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Фролов С.Е., Земляченко Я.В. ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 248 - 252. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6623 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6623



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.