'
Алексеева С.О., Башкатов И.А.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПЛАСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН *
Аннотация:
данная статья раскрывает целесообразность применения упражнений, представляющих собой комплекс скоординированных краткосрочных заданий по рисунку, скульптуре и пластической анатомии. Такие упражнения позволяют комплексно подойти к изучению формы в процессе обучения студентов художественно-педагогического профиля
Ключевые слова:
упражнения, рисунок, скульптура, пластическая анатомия, интеграция
Интеграция в настоящее время является наиболее перспективным направлением в обучении не только в общеобразовательной школе. Упражнения, разработанные на основе интеграции рисунка, скульптуры и пластической анатомии для студентов художественно-педагогического профиля наиболее полно отвечают её целевому назначению, заключающемуся в расширении предмета познания, сокращении времени изучения и создании благоприятных условий углубленного понимания предмета изучения. «Подготовительные и краткосрочно-тренировочные упражнения способствуют решению методических и организационных проблем, которые возникают в педагогическом процессе при работе над длительными постановками» [1, с. 180]. Интеграционный подход предоставляет большие возможности для разрешения этих проблем. Изучение головы и фигуры человека в рисунке и скульптуре на основе пластической анатомии в интеграционном обучении способствует формированию более полного представления о форме объекта изображения. С этой целью были разработаны следующие упражнения. Краткосрочные наброски черепа с натуры в разных ракурсах, а также краткосрочный рисунок черепа по памяти и представлению с целью активизации внимания на существенные характеристики объекта изображения, выполняются в совокупности с заданием по лепке на нахождение обобщённого объёма лобной, лицевой и затылочной частей в их соотношении. При этом образ, возникший при выполнении набросков накладывается на образ, возникший в процессе лепки, усиливающий объёмнопространственные представления. Многократный тренинг формирует более цельное представление об объекте изображения, наделённое качеством универсальности. Упражнение на преобразование натурной постановки гипсовых деталей головы (глаз, нос, губы, ухо) Давида в обрубовку в рисунке и скульптуре способствует развитию цельного видения и способности к обобщению. Краткосрочные линейно-конструктивные наброски и зарисовки обрубовки экорше головы и обрубовки головы в разных ракурсах с параллельным выполнением краткосрочных заданий на преобразование формы – лепка обрубовки головы человека с живой натуры наделяют возникающий образ конструктивным качеством. Вписание черепа в набросок головы человека, выполненный с натуры и выполнение в скульптуре краткосрочного этюда головы человека с натуры по обрубовки, выполненной в предыдущем упражнении, подкрепляют конструктивное представление научным знанием, в качестве которого выступает пластическая анатомию. Таким образом, упражнения, выстроенные на основе интеграционного подхода, активизируют междисциплинарные связи, формируют в сознании более полный образ, наделённый качеством универсальности, одинаково пригодный как для плоскостного изображения, так и воплощения в реальном объёме.
Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 4
Ссылка для цитирования:
Алексеева С.О., Башкатов И.А. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПЛАСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Вестник науки №9 (9) том 4. С. 12 - 13. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/663 (дата обращения: 13.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*