'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 54

Просмотры  57 просмотров

Шандор В.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ ОТЕЧЕСТВА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается важность патриотического воспитания школьников, в основе которого лежит изучение материалов о земляках – Героях Великой Отечественной войны. Приводится краткая биография уроженца села Русская Борковка Ставропольского района Самарской области, Героя Советского Союза Д.Н. Голосова. Рассматриваются вопросы увековечения памяти Героев на примере деятельности школы села Русская Борковка. Анализируются результаты социологического исследования на знание местной истории, судеб земляков и событий, связанных с Малой Родиной   

Ключевые слова:
патриотизм, герой, Великая Отечественная война, краеведение, школьник, увековечение памяти, памятник, мемориальная доска, Ставропольский район Самарской области   


УДК 908

Шандор В.А.

студент 1 курса,

напр. «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

(г. Самара, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

– ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ ОТЕЧЕСТВА

 

Аннотация: в статье рассматривается важность патриотического воспитания школьников, в основе которого лежит изучение материалов о земляках – Героях Великой Отечественной войны. Приводится краткая биография уроженца села Русская Борковка Ставропольского района Самарской области, Героя Советского Союза Д.Н. Голосова. Рассматриваются вопросы увековечения памяти Героев на примере деятельности школы села Русская Борковка. Анализируются результаты социологического исследования на знание местной истории, судеб земляков и событий, связанных с Малой Родиной.

 

Ключевые слова: патриотизм, герой, Великая Отечественная война, краеведение, школьник, увековечение памяти, памятник, мемориальная доска, Ставропольский район Самарской области.

 

«Как нет человека без самолюбия, –

так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный

ключ к сердцу человека...»

© Константин Дмитриевич Ушинский [1]

 

На сегодняшний день остро стоит вопрос о патриотическом воспитании молодежи, о духовном возрождении страны, о формировании гражданской позиции подрастающего поколения, духовно-нравственном совершенствовании, о бережном отношении к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Негативное влияние на общественное сознание с 1990-х годов оказывали экономическая нестабильность, обесценивание духовных ценностей, социальное разделение слоев общества. Происходило снижение воспитательного воздействия российского образования, искусства и культуры, что привело к девальвации формирования патриотизма. Общественное сознание аккумулировало в себе равнодушие, немотивированную агрессию, цинизм и как факт неуважительное отношение к своему государству. В сегодняшних современных условиях жизни возросла значимость патриотического воспитания школьников, начиная с начальной школы. Патриотизм пока все еще не в полной мере стал объединяющей основой общества, поэтому очевидна значимость неотложного решения проблем воспитания патриотизма не только на уровне государства, но и на уровне каждого образовательного и культурного учреждения.

На примере школы села Русская Борковка Ставропольского района Самарской области можно отметить, что педагоги уделяют большое внимание патриотическому воспитанию детей. На территории школы стоит памятник Герою Советского Союза Голосову Дмитрию Николаевичу. Школа носит имя Героя, на здании школы установлена мемориальная доска, а в школе создана музейная комната памяти Дмитрия Николаевича.

Будущий генерал-майор, командир 280-й стрелковой Конотопской дивизии 60-й армии Центрального фронта Голосов Дмитрий Николаевич родился в селе Русская Борковка Ставропольского района Куйбышевской (ныне – Самарской) области 20 сентября 1903 года. Семья была многодетная, жили очень бедно. По воспоминаниям сестры Дмитрия Николаевича, были они «растакие бедняки – ну разве не побирались только» [2]. Николай Яковлевич – глава семьи, возил местного старосту, чем и зарабатывал на жизнь. Это был единственный доход семьи. Но в 1919 году отец умирает от тифа. Вся ответственность за семью ложиться на плечи старшей дочери Елизаветы. В 1925 году Дмитрия призвали в Красную Армию. В 1926 году он окончил полковую школу 101-го стрелкового полка и стал сначала командиром отделения, затем помощником комвзвода. После демобилизации Дмитрий Голосов решил связать свою судьбу с армией.

В 1931 году окончил Ульяновское пехотное училище, вступил в ряды ВКП(б), а в сентябре был назначен командиром взвода 181-го стрелкового полка. С мая 1934 года Дмитрий Николаевич – командир и политрук роты, начальник полковой школы 158-го стрелкового полка Приволжского военного округа. Окончив курсы усовершенствования комсостава «Выстрел», в июне 1941 года стал командиром 369-го горнострелкового полка 30-й горнострелковой дивизии [3].

Великую Отечественную войну комполка Голосов встретил в Молдавии в селе Скуляны, где оно граничит с Румынией по реке Прут. Полк Дмитрия Голосова отражал атаки вражеской пехоты на протяжении двух недель. Ведя тяжелые оборонительные бои на юге Украины, солдатам пришлось отступать к Донбассу. В тяжелых условиях превосходства врага командир успешно решал важную работу по сплочению командного состава, поднимал боевой дух солдат, заботился о вооружении, снаряжении, продовольствии и медикаментах.

В 1941 году Дмитрий Николаевич получает поручение сформировать дивизию. И это задание было выполнено им оперативно. Весной 1942 года дивизия сражалась на Брянском фронте. Позже дивизия успешно освобождала Курск. Голосовцы совместно с другими соединениями освободили город Конотоп, с того времени дивизия стала носить почетное звание Конотопской. За битву при Днепре генерал-майор Голосов был удостоен звания Героя Советского Союза. Дивизия неоднократно была награждена. В связи с болезнью Дмитрий Николаевич до мая 1944 года проходил лечение в госпитале. После выздоровления был направлен проходить обучение в Военную Академию им. К.Е. Ворошилова (ныне - Военная ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации). Дмитрий Николаевич награжден двумя орденами Красного Знамени (1943,1945), двумя орденами Ленина (1943,1951), орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени (1944), Суворова 2-й степени (1943), Красной Звезды (1944) [4]. Был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. После выхода в отставку проживал в городе Куйбышеве, ныне Самаре. 19 ноября 1960 года в возрасте 57 лет Дмитрий Николаевич ушел из жизни.

Ставропольская земля славится своими Героями. 12 фронтовиков - ставропольчан удостоены высшей военной награды - звания Героя Советского Союза. 13 Героев Советского Союза, два Героя Российской Федерации посмертно, три полных кавалера ордена Славы. Это уроженцы.

Ещё 9 Героев Советского Союза приехали в города Тольятти, Жигулёвск и Ставропольский район после окончания войны. И 7 полных кавалеров ордена Славы тоже приехали в города Тольятти, Жигулёвск и Ставропольский район после окончания войны. Проживали здесь.

В школах и на территории сел Ставропольского района Самарской области установлены и устанавливаются памятники, мемориальные доски, организуются музейные комнаты в честь Героев. Улицы носят имена Героев. Проведя выборочный опрос среди школьников (с первого по девятый классы) школы села Русская Борковка на знание о земляке-Герое, выяснилось, что большинство опрашиваемой аудитории хорошо осведомлены о том, кто в их селе носит звание Героя Советского Союза, где находится посвящённый ему памятник, мемориальная доска и музейная комната.

 

Таблица 1 - Опрос "Знаешь ли ты земляка - Героя"

Класс

Кол-во опрошенных

Есть ли в селе Герой Советского Союза

Имя Героя

В чем увековечена память о Герое

1

7

6 чел.

6 чел. назвали Голосов Д.Н.

Памятник. музейная комната.

3

9

7 чел.

7 чел. назвали Голосов Д.Н.

Памятник. музейная комната.

5

11

11 чел.

11 чел. назвали Голосов Д.Н.

Памятник. музейная комната, мемориальная доска

7

8

8 чел.

8 чел. назвали Голосов Д.Н.

Памятник. музейная комната, мемориальная доска

8

12

12 чел.

12 чел. назвали Голосов Д.Н.

Памятник. музейная комната, мемориальная доска

9

14

14 чел.

14 чел. назвали Голосов Д.Н.

Памятник. музейная комната, мемориальная доска

 

Памятники, мемориальные доски, залы памяти в школьных музеях в селах несут информацию повествуют или рассказывают школьникам, жителям и гостям села о героях, родившихся в данном месте. Мероприятия патриотической направленности, которые направлены на увековечение памяти земляков, проводятся в данных исторических местах, повышают уровень гражданского самосознания обучающихся, воспитывают гордость за свою малую Родину, свой народ, побуждают к изучению истории как края, так и России. Организация шефской помощи ветеранам села, организация проведение с ними встреч в школе так же способствует росту патриотического воспитания школьников. В селе Русская Борковка на сегодняшний день проживает шесть ветеранов Великой Отечественной войны (из них одна участница) и 14 ветеранов локальных войн. Таким образом, сегодня необходимо ставить патриотическое воспитание подрастающего поколения на первое место. Это даст новый импульс духовному оздоровлению нашего народа. Необходимо влиять на становление будущих граждан, патриотов России и начинать надо с самого детства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов.-М.:Воениздат, 1987.-Т.1 /Абаев-Любичев/.- 911с.-100 000 экз.-ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  2. Мельник Сергей Георгиевич (1963-)Улицы памяти / Сергей Мельник. - [Изд. 2-е, перераб. и доп.].-Тольятти : Духовное наследие. Благотворительный фонд, 2005. - 150, [1] с. : ил., портр.; 22 см. - (Истоки) (Библиотека "Духовное наследие").; ISBN 5-902084-06-7 (В пер.) [2]
  3. Моя система воспитания. О нравственности [Текст] : [12+] / Константин Ушинский. - Москва : АСТ, 2018. - 572 с. [1]
  4. Пантелеева Н., Захаров В. Летопись Земли Ставропольской том 1 [Текст] / Пантелеева Н., Захаров В.-2-е изд.-Тольятти: типография ООО «МНХ», 2020 – 326 c. [3]
  5. "Исторические личности. Дмитрий Николаевич Голосов" [Электронный ресурс] . URL: http://citytlt.narod.ru/lichherogolosov.htm (дата обращения 26.11.22)
  6. "ГОЛОСОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.doc" Электронный ресурс] . URL:https://infourok.ru/general_-mayor_golosov_dmitriy_nikolaevich-350828.htm (дата обращения 26.11.22)
  7. "Музей истории Самарского края и муниципальных образований в Самарской области" [Электронный ресурс] . URL: https://museum.samgd.ru/region/people/ussr/golosov_dmitrij_nikolaevich/publikacii/ (дата обращения 27.11.22)
  8. "Герои страны" [Электронный ресурс] . URL: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8895 (дата обращения 27.11.22)
  9. "Подвиг народа" [Электронный ресурс] . URL:  https://pamyat-naroda.ru/heroes/person- (дата обращения 27.11.22) [4]
  10. Научный архив Тольяттинского краеведческого музея (дата обращения 25.11.22)

 

Shandor V.A.

1st year student,

e.g. "Infocommunication technologies and Communication Systems"

Volga State University of Telecommunications and Informatics

(Samara, Russia)

 

FORMATION OF PATRIOTIC FEELINGS

OF A SCHOOLBOYS IN ERA OF GLOBALIZATION

PLEDGE OF PROSPERITY OF FATHERLAND

 

Abstract: the article discusses the importance of patriotic education of schoolchildren, which is based on the study of materials about fellow countrymen – Heroes of the Great Patriotic War. A brief biography of D.N. Golosov, a native of the village of Russian Borkovka, Stavropol district, Samara Region, Hero of the Soviet Union, is given. The issues of perpetuating the memory of Heroes are considered on the example of the activities of the school of the village of Russian Borkovka. The results of a sociological study on the knowledge of local history, the fate of fellow countrymen and events related to the Small Homeland are analyzed.

 

Keywords: patriotism, hero, Great Patriotic War, local history, schoolboy, perpetuation of memory, monument, memorial plaque, Stavropol district of Samara region.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шандор В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ – ЗАЛОГ ПРОЦВЕТАНИЯ ОТЕЧЕСТВА // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 317 - 323. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6636 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6636



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.