'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 1
  4. Научная статья № 55

Просмотры  1041 просмотров

Калинкина П.А.

  


УЧЕБНЫЙ СТРЕСС ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в данной статье осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы стресса. В эмпирической части на выборке 59 старшеклассников, из которых 38 юношей и 21 девушка, представлены результаты исследования, в процессе которого выявлен уровень учебного стресса, являющегося актуальной проблемой современной психологической науки. В результате сравнительного анализа получены данные, доказывающие, что существует прямая связь между уровнем учебного стресса и ситуацией испытания (экзамена)   

Ключевые слова:
стресс, виды стресса, причины стресса, учебный стресс, симптомы учебного стресса, уровни учебного стресса, факторы стресса, юность, старшеклассники   


УДК 316.6

Калинкина П.А.

магистрант факультета психологии

и социально-гуманитарных технологий

Тихоокеанский государственный университет

(г. Хабаровск, Россия)

 

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

 

Аннотация: в данной статье осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы стресса. В эмпирической части на выборке 59 старшеклассников, из которых 38 юношей и 21 девушка, представлены результаты исследования, в процессе которого выявлен уровень учебного стресса, являющегося актуальной проблемой современной психологической науки. В результате сравнительного анализа получены данные, доказывающие, что существует прямая связь между уровнем учебного стресса и ситуацией испытания (экзамена).

 

Ключевые слова: стресс, виды стресса, причины стресса, учебный стресс, симптомы учебного стресса, уровни учебного стресса, факторы стресса, юность, старшеклассники.

 

В современном мире стресс является неотъемлемой частью жизни каждого человека. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) более 50% жители страны испытали стресс за 2022 год, из которых 26% сталкивались со стрессом несколько раз в месяц. Особую значимость проблема стресса приобретает в старшем школьном возрасте, который становится наиболее критическим этапом развития, характеризующимся внутриличностными противоречиями, половым созреванием, стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, чувством взрослости и выбором жизненного пути. Довольно часто старший школьник испытывает эмоциональную и психологическую нестабильность, связанную с наличием высоких учебных нагрузок, информационной перегруженности, конкурентности в интеллектуальной сфере, которая стабильно возрастает из-за проведения конкурсов, олимпиад и подготовками к экзаменам, приводя к возникновению учебного стресса. Таким образом, исследование учебного стресса и его проявления у школьников старших классов является приоритетными.

Изучением стресса занимаются на протяжении долгого время как зарубежные, так и отечественные исследователи, среди которых: Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, Ю. В. Щербатых, В. А. Бодров, Л. А. Дубровина и т.д. Данные специалисты выделяли различные аспекты стресса, рассмотрим некоторые из них.

Термин «стресс» был впервые введен в психологию и физиологию в 1927 году американским психофизиологом Уолтером Кэнноном (англ. Walter Cannon [10]), который раскрыл его в своей работе по универсальной реакции «Бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response) [11; 12; 13]. Он полагал, что стресс является последовательностью реакции на стрессор, которая проявлялась двумя стратегиями – борьбой или бегством – и сопровождалась отрицательными эмоциями, такими как страх или гнев [1].

В дальнейшем проблема стресса рассматривается в работе по общему адаптационному синдрому, опубликованной в 1936 году Г. Селье [4]. Он был первым, кто изучил феномен «стресс» в качестве независимости процесса приспособления от нагрузки или степени раздражения. Независимо от своих особенностей воздействия ведут к цепи однотипных изменений, которые в дальнейшем обеспечивают приспособление.

По мнению Р. Лазаруса стресс необходимо рассматривать на разных уровнях: физиологическом (первосигнальном) и психологическом (второсигнальном) [2]. Особенность стресса на физиологическом уровне состоит в том, что его величина зависит от интенсивности воздействующего агента (стрессора), на психологическом – он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие.

Причиной возникновения стрессового состояния являются стрессоры (раздражители), оказывающие значительное по силе и продолжительности воздействие на организм человека. Они различаются по степени тяжести и продолжительности стресса; однако то, что вызывает стресс у одного человека, может не вызывать стресса у другого. Следовательно развитие стресса связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и самыми различными событиями его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира.

Для учащихся старших классов одним из основных видов стресса является учебный стресс. Л. В. Тукиной было выявлено, что учебная сфера школьников характеризуется повышенной стрессогенностью, а жизненный стиль современных школьников складывается, в том числе, из стиля учебной деятельности, которая связана как с наличием и пониманием трудных учебных ситуаций, так и с самоконтролем [7]. Потеря контроля ведет к формированию психологической зависимости учащегося от ситуации.

Стрессогенные ситуации в школе проявляются у старшеклассников на физиологическом и психологическом уровнях и характеризуются чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, способствуя развитию психосоматических заболеваний и задержке личностного развития [5]. К причинам учебного стресса можно отнести:

  • отсутствие интереса к предмету;
  • готовые или неготовые выполненные задания;
  • возникновение конфликтных ситуаций с преподавателем;
  • отставание по указанному предмету;
  • утомление от большого количества заданного на дом материала, которое нужно выполнить за короткий период времени;
  • не хватает полных знаний по предмету;
  • неудовлетворенность полученной оценкой;
  • отсутствие учебных материалов;

Экзаменационный стресс можно отнести к наиболее выраженной форме учебного стресса. Экзаменационный стресс представляет собой особую форму психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным травматическим фактором [5; 6; 10]. По мнению К. В. Судакова, источником травмирующего воздействия у школьников могут стать предстоящие экзамены, соревнования, конкурсы, которые являются стрессорами активной деятельности и психосоциальной мотивации [3].

 Ниже представлены симптомы экзаменационного стресса, проявляющиеся на разных уровнях (физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом) [10]:

  1. Физиологические – бледность или краснота, частые головные боли, дрожь, учащение пульса, сухость во рту, затруднение дыхания, желудочный спазм, расстройство желудка, звон в ушах, холодные или потные руки и ноги, боли в груди, потливость, постоянная усталость, боли в мышцах;
  2. Когнитивные – растерянность, частые ошибки, неспособность сосредоточиться на работе, неестественно быстрая или медленная речь, потеря чувства юмора, забывчивость и дезориентация, видение только негативной стороны ситуации, скачущие мысли, чрезмерная самокритика, неприятные воспоминания о неудачах на экзаменах, сравнение своей подготовленности с другими (повышенная самокритика);
  3. Эмоциональные – повышенная возбудимость или обидчивость, подавленность, низкая самооценка, избегание других, чувство одиночества, неуверенность, страх, беззащитность;
  4. Поведенческие – постоянное ощущение голода или его отсутствие, прокрастинация и уклонение от ответственности, проявление нервозности (хождение взад-вперед, кусание ногтей), стремление заниматься любым другим делом, переключение внимания с предстоящего экзамена / теста на видео-контент в интернете, вовлеченность в тревожные разговоры.

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявить уровень стресса у школьников старших классов (10 класс) КГАНОУ «Краевой центр образования».

Для определения уровня стресса было проведено диагностическое исследование с участием 59 старшеклассников.

Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальная группа (класс 10.1 – 31 человек (13 юношей, 18 девушек)), контрольная группа (класс 10.2 – 28 человек (25 юношей, 3 девушки)). Диагностика экспериментальной группы проводилась перед контрольной работой, диагностика контрольной группы – в дни без контрольных работ.

       Основной методикой исследования был выбран тест на выявление уровня стресса В. Ю. Щербатых [8].

В таблице 1 представлены средние значения результатов теста на выявления уровня стресса, разработанного В. Ю. Щербатых.

 

Таблица 1 «Средние значения результатов теста на выявления уровня стресса

В Ю. Щербатых контрольной и экспериментальной группах»

Группа

ЭГ

КГ

Уровень

Чел.

%

Чел.

%

Отсутствует

0

0%

0

0%

Низкий

6

19%

12

43%

Средний

16

52%

13

46%

Выше среднего

9

29%

1

4%

Высокий

0

0%

2

7%

 

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что в ЭГ у 19% (6 человек) низкий уровень стресса, у 52% (16 человек) средний уровень стресса и у 29% (9 человек) уровень стресса выше среднего. В КГ: низкий уровень стресса у 43% (12 человек), средний уровень стресса у 46% (13 человек), уровень выше среднего – 4% (1 человек) и высокий уровень у 7% (2 человека).

Для наглядности сопоставим полученные данные на гистограмме (рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностики уровня стресса В. Ю. Щербатых в ЭГ и КГ

 

В результате сравнения полученных данных можно сделать вывод, что у учащихся старших классов перед контрольной работой (тестом) уровень учебного стресса средний или выше среднего. Больший процент учащихся испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени и периодического отдыха. Другие учащиеся испытывают достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, причиной которому стал стрессорный фактор (контрольная работа), который не удалось компенсировать. Наблюдается большая разница в шкале «уровень стресса выше среднего», что приводит к мысли о силе влияния контрольных и проверочных работ на психологическое и физиологическое состояние старшеклассников.

Также на гистограмме можно заметить сильный уровень стресса у участников контрольной группы. Это позволяет сделать вывод о том, что учащиеся находятся в очень сильном стрессовом состоянии, которое не зависит от наличия проверочных работа, и нуждаются в помощи специалиста. Более конкретно рассмотреть стресс у данных респондентов позволит методика В.Ю. Щербатых «Тест на учебный стресс» [8]. Данная методика была предложена доктором биологических наук, профессором Ю.В. Щербатых (2006) для диагностики уровня стрессоустойчивости. При помощи этого теста можно определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса.

Подводя итоги следует отметить, что стресс является неотъемлемым атрибутом ритма жизни современного человека. Он по-разному, но проявляется во всех сферах деятельности, в том числе и учебно-профессиональной. Проведенное среди старшеклассников исследование выявило наличие у них уровня учебного стресса выше среднего, а также зависимость уровня учебного стресса от предстоящих учебных испытаний (в данном случае контрольной работы).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Большой психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2008. – 811 с.
  2. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус. – Л.: Медицина, 1970. – 328 с.
  3. Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. – М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. – 148.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса. - Москва: Прогресс, 1982. – 124 с.
  5. Семенова, Ф. О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе – результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф. О. Семенова // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Хасавюрт: Парнас, 2019. – С. 335–340.
  6. Тетуева, М.К. Психологическая отчужденность в становлении личности подростка / М.К. Тетуева // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-7. – С. 414–420.
  7. Тукина Л. В. Трудные жизненные ситуации глазами старшеклассников / Л. В. Тукина, С. А. Хазова // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2016. – Т. 1. – С. 395-398.
  8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
  9. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111-115.
  10. Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: дис. д-ра биол.наук / Щербатых Юрий Викторович. – Воронеж, 2001. – 313 с.
  11. Cannon, W. B., The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1932.
  12. Lescouflair, Walter Bradford Cannon: Experimental Physiologist Архивировано 16 марта 2010 года., Harvard College, 2003.
  13. C. Quick and C. D. Spielberger, Walter Bradford Cannon: Pioneer of stress research, International Journal of Stress Management, Volume 1, Number 2, April, 1994, 141—143.
  14. Jerry Kennard, A Brief History of the term Stress, June 10, 2008 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Калинкина П.А. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 324 - 331. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6637 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6637



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.