'
Калинкина П.А.
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ *
Аннотация:
в данной статье осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы стресса. В эмпирической части на выборке 59 старшеклассников, из которых 38 юношей и 21 девушка, представлены результаты исследования, в процессе которого выявлен уровень учебного стресса, являющегося актуальной проблемой современной психологической науки. В результате сравнительного анализа получены данные, доказывающие, что существует прямая связь между уровнем учебного стресса и ситуацией испытания (экзамена)
Ключевые слова:
стресс, виды стресса, причины стресса, учебный стресс, симптомы учебного стресса, уровни учебного стресса, факторы стресса, юность, старшеклассники
УДК 316.6
Калинкина П.А.
магистрант факультета психологии
и социально-гуманитарных технологий
Тихоокеанский государственный университет
(г. Хабаровск, Россия)
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Аннотация: в данной статье осуществлен теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы стресса. В эмпирической части на выборке 59 старшеклассников, из которых 38 юношей и 21 девушка, представлены результаты исследования, в процессе которого выявлен уровень учебного стресса, являющегося актуальной проблемой современной психологической науки. В результате сравнительного анализа получены данные, доказывающие, что существует прямая связь между уровнем учебного стресса и ситуацией испытания (экзамена).
Ключевые слова: стресс, виды стресса, причины стресса, учебный стресс, симптомы учебного стресса, уровни учебного стресса, факторы стресса, юность, старшеклассники.
В современном мире стресс является неотъемлемой частью жизни каждого человека. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) более 50% жители страны испытали стресс за 2022 год, из которых 26% сталкивались со стрессом несколько раз в месяц. Особую значимость проблема стресса приобретает в старшем школьном возрасте, который становится наиболее критическим этапом развития, характеризующимся внутриличностными противоречиями, половым созреванием, стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, чувством взрослости и выбором жизненного пути. Довольно часто старший школьник испытывает эмоциональную и психологическую нестабильность, связанную с наличием высоких учебных нагрузок, информационной перегруженности, конкурентности в интеллектуальной сфере, которая стабильно возрастает из-за проведения конкурсов, олимпиад и подготовками к экзаменам, приводя к возникновению учебного стресса. Таким образом, исследование учебного стресса и его проявления у школьников старших классов является приоритетными.
Изучением стресса занимаются на протяжении долгого время как зарубежные, так и отечественные исследователи, среди которых: Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, Ю. В. Щербатых, В. А. Бодров, Л. А. Дубровина и т.д. Данные специалисты выделяли различные аспекты стресса, рассмотрим некоторые из них.
Термин «стресс» был впервые введен в психологию и физиологию в 1927 году американским психофизиологом Уолтером Кэнноном (англ. Walter Cannon [10]), который раскрыл его в своей работе по универсальной реакции «Бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response) [11; 12; 13]. Он полагал, что стресс является последовательностью реакции на стрессор, которая проявлялась двумя стратегиями – борьбой или бегством – и сопровождалась отрицательными эмоциями, такими как страх или гнев [1].
В дальнейшем проблема стресса рассматривается в работе по общему адаптационному синдрому, опубликованной в 1936 году Г. Селье [4]. Он был первым, кто изучил феномен «стресс» в качестве независимости процесса приспособления от нагрузки или степени раздражения. Независимо от своих особенностей воздействия ведут к цепи однотипных изменений, которые в дальнейшем обеспечивают приспособление.
По мнению Р. Лазаруса стресс необходимо рассматривать на разных уровнях: физиологическом (первосигнальном) и психологическом (второсигнальном) [2]. Особенность стресса на физиологическом уровне состоит в том, что его величина зависит от интенсивности воздействующего агента (стрессора), на психологическом – он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие.
Причиной возникновения стрессового состояния являются стрессоры (раздражители), оказывающие значительное по силе и продолжительности воздействие на организм человека. Они различаются по степени тяжести и продолжительности стресса; однако то, что вызывает стресс у одного человека, может не вызывать стресса у другого. Следовательно развитие стресса связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и самыми различными событиями его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира.
Для учащихся старших классов одним из основных видов стресса является учебный стресс. Л. В. Тукиной было выявлено, что учебная сфера школьников характеризуется повышенной стрессогенностью, а жизненный стиль современных школьников складывается, в том числе, из стиля учебной деятельности, которая связана как с наличием и пониманием трудных учебных ситуаций, так и с самоконтролем [7]. Потеря контроля ведет к формированию психологической зависимости учащегося от ситуации.
Стрессогенные ситуации в школе проявляются у старшеклассников на физиологическом и психологическом уровнях и характеризуются чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, способствуя развитию психосоматических заболеваний и задержке личностного развития [5]. К причинам учебного стресса можно отнести:
Экзаменационный стресс можно отнести к наиболее выраженной форме учебного стресса. Экзаменационный стресс представляет собой особую форму психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным травматическим фактором [5; 6; 10]. По мнению К. В. Судакова, источником травмирующего воздействия у школьников могут стать предстоящие экзамены, соревнования, конкурсы, которые являются стрессорами активной деятельности и психосоциальной мотивации [3].
Ниже представлены симптомы экзаменационного стресса, проявляющиеся на разных уровнях (физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом) [10]:
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявить уровень стресса у школьников старших классов (10 класс) КГАНОУ «Краевой центр образования».
Для определения уровня стресса было проведено диагностическое исследование с участием 59 старшеклассников.
Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальная группа (класс 10.1 – 31 человек (13 юношей, 18 девушек)), контрольная группа (класс 10.2 – 28 человек (25 юношей, 3 девушки)). Диагностика экспериментальной группы проводилась перед контрольной работой, диагностика контрольной группы – в дни без контрольных работ.
Основной методикой исследования был выбран тест на выявление уровня стресса В. Ю. Щербатых [8].
В таблице 1 представлены средние значения результатов теста на выявления уровня стресса, разработанного В. Ю. Щербатых.
Таблица 1 «Средние значения результатов теста на выявления уровня стресса
В Ю. Щербатых контрольной и экспериментальной группах»
Группа |
ЭГ |
КГ |
||
Уровень |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Отсутствует |
0 |
0% |
0 |
0% |
Низкий |
6 |
19% |
12 |
43% |
Средний |
16 |
52% |
13 |
46% |
Выше среднего |
9 |
29% |
1 |
4% |
Высокий |
0 |
0% |
2 |
7% |
Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что в ЭГ у 19% (6 человек) низкий уровень стресса, у 52% (16 человек) средний уровень стресса и у 29% (9 человек) уровень стресса выше среднего. В КГ: низкий уровень стресса у 43% (12 человек), средний уровень стресса у 46% (13 человек), уровень выше среднего – 4% (1 человек) и высокий уровень у 7% (2 человека).
Для наглядности сопоставим полученные данные на гистограмме (рис. 1).
Рис. 1. Результаты диагностики уровня стресса В. Ю. Щербатых в ЭГ и КГ
В результате сравнения полученных данных можно сделать вывод, что у учащихся старших классов перед контрольной работой (тестом) уровень учебного стресса средний или выше среднего. Больший процент учащихся испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени и периодического отдыха. Другие учащиеся испытывают достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, причиной которому стал стрессорный фактор (контрольная работа), который не удалось компенсировать. Наблюдается большая разница в шкале «уровень стресса выше среднего», что приводит к мысли о силе влияния контрольных и проверочных работ на психологическое и физиологическое состояние старшеклассников.
Также на гистограмме можно заметить сильный уровень стресса у участников контрольной группы. Это позволяет сделать вывод о том, что учащиеся находятся в очень сильном стрессовом состоянии, которое не зависит от наличия проверочных работа, и нуждаются в помощи специалиста. Более конкретно рассмотреть стресс у данных респондентов позволит методика В.Ю. Щербатых «Тест на учебный стресс» [8]. Данная методика была предложена доктором биологических наук, профессором Ю.В. Щербатых (2006) для диагностики уровня стрессоустойчивости. При помощи этого теста можно определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса.
Подводя итоги следует отметить, что стресс является неотъемлемым атрибутом ритма жизни современного человека. Он по-разному, но проявляется во всех сферах деятельности, в том числе и учебно-профессиональной. Проведенное среди старшеклассников исследование выявило наличие у них уровня учебного стресса выше среднего, а также зависимость уровня учебного стресса от предстоящих учебных испытаний (в данном случае контрольной работы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1
Ссылка для цитирования:
Калинкина П.А. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 324 - 331. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6637 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*